Как сделать лук для стрельбы. ( 6 фото )
- 21.04.2022
- 11 868
Самодельный традиционный лук своими руками.
Сегодня мне хотелось бы затронуть тему, которой, как мне кажется, та или иначе касался любой начинающий лучник, впервые задававшийся непростым вопросом, вернее двумя: «А не попробовать ли мне самому изготовить себе лук своей мечты?» и «Как мне всё это осуществить?»
Вопросы эти, с виду простые, на самом деле затрагивают довольно обширную область знаний, которые потребуются при создании лука своими руками, да ещё не в условиях оборудованной мастерской, а дома, что называется – «на коленке». Ответам на эти вопросы и будет посвящена эта статья.
Понятное дело, что разновидностей луков, существующих на сегодняшний день, не одна и не две. Поэтому творческие потуги начинающего лучника, решившегося на создание лука, ограничиваются лишь степенью доступности необходимых для этого дела материалов. Но и тут варианты имеются, начиная от самых простейших «лонг-боу» из лесного орешника и кончая культурной склейкой в пресс-форме с использованием однонаправленного стеклоламината. Сегодня мы с вами этих, довольно радикально различающихся технологий по изготовлению луков, касаться не будем. А пойдём, как вроде бы говорил Владимир Ильич, своим путём. Кстати, ранее мы уже писали о том, как сделать арбалет своими руками.
Не буду более ходить вокруг да около, а поделюсь с вами своим собственным опытом по созданию лука, перешагнувшего в результате по качеству изготовления изделия уровня «уроки труда в средней школе», и приблизившегося к «создан в лучной мастерской, но не совсем».
За основу мной был взят тип луков «венгерский-монгольский-среднеазиатский», как самый, на мой взгляд, демократичный к типу применяемых материалов и допусков по длине и конфигурации плеч и рукояти.
Склейку лука в пресс-форме и предшествующие ей поиски и покупку тонких ламелей из ясеня или берёзы, специальной эпоксидки ЕА-40, стеклоламината и изготовление сложной пресс-формы я отмёл сразу. Потому как живу в квартире, места не сказать, что бы сильно много, и развернуться особо было негде.
Из доступного и пригодного для моей цели инструмента на тот момент: «болгарка» - одна штука, электролобзик – одна штука, пара довольно мощных струбцин, напильники разного калибра и наждачная бумага в неограниченных количествах.
Насмотревшись роликов на «Ютюбе», я наткнулся на несколько видео, как делают луки в Индонезии. Набор инструментов у тамошних мастеров точь-в-точь соответствовал тому, который имелся у меня, а то, из чего они делают гибкие плечи, заставило меня серьёзно задуматься.
Материалом для плеч служили полосы из однонаправленного стекловолокна, о которых я до тех пор не слыхивал, к которым при изготовлении луков просто приклеивались рукояти из дерева и «рожки» с законцовками для тетивы. После всё это дело красилось, в местах с повышенной нагрузкой крепко обматывалось нитью, рукоять обшивалась кожей – и, собственно, всё. Те луки и выглядели очень прилично, и стреляли вполне достойно.
В сети я нашёл сайт, торгующий подобным материалом.
Сделав заказ, я принялся ждать доставки, попутно приступив к изготовлению рукояти и «рожек», благо чертежей подобных изделий, как и статей с подробными инструкциями на подобную тему в Сети предостаточно.
На рукоять у меня пошёл брусок ясеневого дерева, на концы плеч – фанера 20мм толщиной. Не самый лучший выбор материала для «рожек», но на тот момент в голову ничего больше не пришло, а доступа к древесине в виде более-менее широких досок тогда у меня не было. Рукоятку я обрабатывал по поверхности сначала «болгаркой», используя наждачный лепестковый круг, потом дорабатывал напильником и наждачкой. Та же процедура повторилась и с «рогами». Для этого пришлось выходить на улицу, размотав удлиннитель, что бы подключить шлиф-машинку – благо живу на первом этаже.
Ещё один технический момент: на видео у индонезийцев показывалось, что к рукояти, имеющей изогнутую форму, приклеивалась одна сплошная полоса стеклопластика. То есть к внутренней вогнутой, намазанной клеем стороне рукоятки, которая в моём случае была длиной 240мм, они струбциной прижимали полосу, которая в свою очередь выгибалась, отчего её концы начинали немного смотреть наружу. После чего к концам пластины приклеивались изогнутые деревянные «рожки». Примерно так, как показано на фото ниже. При установке на лук тетивы он приобретал форму с круто изогнутыми плечами и утопленной рукояткой, как и большинство монгольских или венгерских луков.
Моя же рукоять была прямая, состояла из слегка фигурной средней части и двух сточенных на конус краёв по 40мм длиной. У луков мастеров из Азии нагрузку в районе рукояти принимала приклеенная пластина, а сведённые на клин края рукоятки создавали дополнительно эффект, позволяя плечам гнуться более-менее равномерно.
Я решил, следуя заветам Ильича, пойти своим путём, и сделал плечи раздельными. Честно сказать, идея была не совсем моя – сначала мысль пришла мне в голову, а потом я подсмотрел в Сети подобное решение, уже осуществлённое одним из мастеров-самодельщиков.
Вот так примерно выглядят заготовки рукоятки и «рогов» в исполнении мастеров из Индонезии:
Стеклопластик я получил, полосы были 31мм шириной и 5мм толщиной.
В моём исполнении плечи состояли из двух раздельных пластин длиной 400мм, усиленных ещё двумя, более короткими и сточенными на клин по толщине. Их длина составляла 200мм, сужение начиналось после 50мм участка.
Пара «пластина плеча+клиновидная пластина» крепились к краям рукояти и работали по принципу рессоры. Я, не надеясь на силу склейки, просверлил пару отверстий в плечах и через них ввернул в рукоять саморезы, закрыв всё это дело верёвочной обмоткой. «Рожки» я приклеил к концам плеч эпоксидкой и туго обмотал капроновой нитью, промазав поверхность под ней обычным резиновым клеем.
Дополнительно обмотке подверглись и плечи по всей своей поверхности – мне хотелось создать лук с претензией на историчность, но из современных материалов. Более-менее у меня это получилось, деревянные части неплохо смотрелись в сочетании с обмотанными нитью плечами, антураж сохранялся.
На кончиках рожек посадочные места под тетиву были выполнены по мотивам ассирийских луков, процесс плетения тетивы и её обмотки расписывать нет смысла, в Сети полно роликов на эту тему.
Испытывал лук старыми безымянными фиберглассовыми стрелами, в гранах не мерял, не чем было, стрелы не тяжёлые, но и не сказать, что бы сильно лёгкие. Они достались мне в нагрузку при покупке разборного рекурсивного лука.
Ну, что сказать – лук стрелял, причём довольно неплохо. Из-за тяжеловатых «стеклянных» плеч он немного чувствительно лягался в руку, но если бы я её обмотал нитью или обтянул кожей, этот эффект был бы менее ощутим.
Таков был мой первый серьёзный лук, созданный при минимуме условий в домашней обстановке. И я думаю, что при должном старании и творческом подходе любой сможет повторить нечто подобное своими руками. Благо вариантов технических решений каждый может подобрать, как ему будет предпочтительней. Надеюсь, я смог дать вам пищу для размышлений.
А на этом всё, разрешите откланяться.
Мой лук был сильно похож на этот, только «рога» покороче и сильнее загнуты вперёд.
Сегодня мне хотелось бы затронуть тему, которой, как мне кажется, та или иначе касался любой начинающий лучник, впервые задававшийся непростым вопросом, вернее двумя: «А не попробовать ли мне самому изготовить себе лук своей мечты?» и «Как мне всё это осуществить?»
Вопросы эти, с виду простые, на самом деле затрагивают довольно обширную область знаний, которые потребуются при создании лука своими руками, да ещё не в условиях оборудованной мастерской, а дома, что называется – «на коленке». Ответам на эти вопросы и будет посвящена эта статья.
Понятное дело, что разновидностей луков, существующих на сегодняшний день, не одна и не две. Поэтому творческие потуги начинающего лучника, решившегося на создание лука, ограничиваются лишь степенью доступности необходимых для этого дела материалов. Но и тут варианты имеются, начиная от самых простейших «лонг-боу» из лесного орешника и кончая культурной склейкой в пресс-форме с использованием однонаправленного стеклоламината. Сегодня мы с вами этих, довольно радикально различающихся технологий по изготовлению луков, касаться не будем. А пойдём, как вроде бы говорил Владимир Ильич, своим путём. Кстати, ранее мы уже писали о том, как сделать арбалет своими руками.
Не буду более ходить вокруг да около, а поделюсь с вами своим собственным опытом по созданию лука, перешагнувшего в результате по качеству изготовления изделия уровня «уроки труда в средней школе», и приблизившегося к «создан в лучной мастерской, но не совсем».
За основу мной был взят тип луков «венгерский-монгольский-среднеазиатский», как самый, на мой взгляд, демократичный к типу применяемых материалов и допусков по длине и конфигурации плеч и рукояти.
Склейку лука в пресс-форме и предшествующие ей поиски и покупку тонких ламелей из ясеня или берёзы, специальной эпоксидки ЕА-40, стеклоламината и изготовление сложной пресс-формы я отмёл сразу. Потому как живу в квартире, места не сказать, что бы сильно много, и развернуться особо было негде.
Из доступного и пригодного для моей цели инструмента на тот момент: «болгарка» - одна штука, электролобзик – одна штука, пара довольно мощных струбцин, напильники разного калибра и наждачная бумага в неограниченных количествах.
Насмотревшись роликов на «Ютюбе», я наткнулся на несколько видео, как делают луки в Индонезии. Набор инструментов у тамошних мастеров точь-в-точь соответствовал тому, который имелся у меня, а то, из чего они делают гибкие плечи, заставило меня серьёзно задуматься.
Материалом для плеч служили полосы из однонаправленного стекловолокна, о которых я до тех пор не слыхивал, к которым при изготовлении луков просто приклеивались рукояти из дерева и «рожки» с законцовками для тетивы. После всё это дело красилось, в местах с повышенной нагрузкой крепко обматывалось нитью, рукоять обшивалась кожей – и, собственно, всё. Те луки и выглядели очень прилично, и стреляли вполне достойно.
В сети я нашёл сайт, торгующий подобным материалом.
Сделав заказ, я принялся ждать доставки, попутно приступив к изготовлению рукояти и «рожек», благо чертежей подобных изделий, как и статей с подробными инструкциями на подобную тему в Сети предостаточно.
На рукоять у меня пошёл брусок ясеневого дерева, на концы плеч – фанера 20мм толщиной. Не самый лучший выбор материала для «рожек», но на тот момент в голову ничего больше не пришло, а доступа к древесине в виде более-менее широких досок тогда у меня не было. Рукоятку я обрабатывал по поверхности сначала «болгаркой», используя наждачный лепестковый круг, потом дорабатывал напильником и наждачкой. Та же процедура повторилась и с «рогами». Для этого пришлось выходить на улицу, размотав удлиннитель, что бы подключить шлиф-машинку – благо живу на первом этаже.
Ещё один технический момент: на видео у индонезийцев показывалось, что к рукояти, имеющей изогнутую форму, приклеивалась одна сплошная полоса стеклопластика. То есть к внутренней вогнутой, намазанной клеем стороне рукоятки, которая в моём случае была длиной 240мм, они струбциной прижимали полосу, которая в свою очередь выгибалась, отчего её концы начинали немного смотреть наружу. После чего к концам пластины приклеивались изогнутые деревянные «рожки». Примерно так, как показано на фото ниже. При установке на лук тетивы он приобретал форму с круто изогнутыми плечами и утопленной рукояткой, как и большинство монгольских или венгерских луков.
Моя же рукоять была прямая, состояла из слегка фигурной средней части и двух сточенных на конус краёв по 40мм длиной. У луков мастеров из Азии нагрузку в районе рукояти принимала приклеенная пластина, а сведённые на клин края рукоятки создавали дополнительно эффект, позволяя плечам гнуться более-менее равномерно.
Я решил, следуя заветам Ильича, пойти своим путём, и сделал плечи раздельными. Честно сказать, идея была не совсем моя – сначала мысль пришла мне в голову, а потом я подсмотрел в Сети подобное решение, уже осуществлённое одним из мастеров-самодельщиков.
Вот так примерно выглядят заготовки рукоятки и «рогов» в исполнении мастеров из Индонезии:
Стеклопластик я получил, полосы были 31мм шириной и 5мм толщиной.
В моём исполнении плечи состояли из двух раздельных пластин длиной 400мм, усиленных ещё двумя, более короткими и сточенными на клин по толщине. Их длина составляла 200мм, сужение начиналось после 50мм участка.
Пара «пластина плеча+клиновидная пластина» крепились к краям рукояти и работали по принципу рессоры. Я, не надеясь на силу склейки, просверлил пару отверстий в плечах и через них ввернул в рукоять саморезы, закрыв всё это дело верёвочной обмоткой. «Рожки» я приклеил к концам плеч эпоксидкой и туго обмотал капроновой нитью, промазав поверхность под ней обычным резиновым клеем.
Дополнительно обмотке подверглись и плечи по всей своей поверхности – мне хотелось создать лук с претензией на историчность, но из современных материалов. Более-менее у меня это получилось, деревянные части неплохо смотрелись в сочетании с обмотанными нитью плечами, антураж сохранялся.
На кончиках рожек посадочные места под тетиву были выполнены по мотивам ассирийских луков, процесс плетения тетивы и её обмотки расписывать нет смысла, в Сети полно роликов на эту тему.
Испытывал лук старыми безымянными фиберглассовыми стрелами, в гранах не мерял, не чем было, стрелы не тяжёлые, но и не сказать, что бы сильно лёгкие. Они достались мне в нагрузку при покупке разборного рекурсивного лука.
Ну, что сказать – лук стрелял, причём довольно неплохо. Из-за тяжеловатых «стеклянных» плеч он немного чувствительно лягался в руку, но если бы я её обмотал нитью или обтянул кожей, этот эффект был бы менее ощутим.
Таков был мой первый серьёзный лук, созданный при минимуме условий в домашней обстановке. И я думаю, что при должном старании и творческом подходе любой сможет повторить нечто подобное своими руками. Благо вариантов технических решений каждый может подобрать, как ему будет предпочтительней. Надеюсь, я смог дать вам пищу для размышлений.
А на этом всё, разрешите откланяться.
Мой лук был сильно похож на этот, только «рога» покороче и сильнее загнуты вперёд.
Материал взят: Тут