Уроки Косово ( 1 фото )

Это интересно




Югославия 1990 года и Югославия 1999 года – это разные Югославии. Первая – большая страна с цветущей экономикой, вторая – её осколок после восьми лет Гражданской войны, с подорванной экономикой, уставшим народом, и армией, не получавшей нового оружия восемь лет. Небольшая уже страна, с населением в районе 11 миллионов человек и малым ВВП, она обладала довольно посредственными вооруженными силами, и крайне слабой ПВО, основу которой составляли устаревшие С-125 «Нева» и Куб. Неладно было и в ВВС: 20 МиГ-29А, из них боеспособными были не все, и 60 МиГ-21Б – это не та сила, которая способна дать бой НАТО. Плюсом было наличие современных западных РЛС, но контроль пространства без средств поражения не даёт ничего.

Сухопутные войска насчитывали три армии: всего 100 тысяч человек и 200 тысяч подготовленных резервистов. Но в этой войне они как раз были маловажными, значительная их часть была скована боями в Косово, остальные – хаотично перемещались, дабы уберечь себя от воздушных ударов. НАТО на сухопутную операцию не решилось, да и вряд ли могло решиться – сопротивление сербов ожидалось колоссальным.

Итак, задача – выбить Югославию с воздуха. Особых проблем командование НАТО не предполагало, на всё про всё были выделены 344 боевых самолета и 450 крылатых ракет. Считалось, что этого более чем достаточно для уничтожения ПВО, критического ослабления вооруженных сил и уничтожения логистической инфраструктуры. Противодействие противника всерьёз не воспринималось – старые советские комплексы и МиГ-21 могли вызвать только усмешку, а МиГ-29 всё-таки скорее фронтовой истребитель, да и мало их было. В сущности, планировался быстрый расстрел в прямом эфире с последующей капитуляцией за несколько недель.

Однако эта война принесла ряд неприятных сюрпризов для НАТО. Самый первый из них – играют роль не модели техники, а система организации. Сербы сумели организовать ПВО страны блестяще и, несмотря на устаревшие комплексы, добились максимума в столь неблагоприятных условиях:

«В марте 2008 года сербские СМИ привели уточненные данные потерь, которые понесли коалиционные силы НАТО в этой войне: было уничтожено 56 летательных аппаратов (два самолета, девять БЛА и 45 крылатых ракет) и повреждены 38 (36 самолетов и два вертолета).»

А сами потеряли 75 самолетов (примерно половину), из них только 6 в воздушных боях. В итоге же НАТО пришлось применить 1000 крылатых ракет, а наряд авиационных сил – до 1700 самолетов. Итоги же:

«Аэродром Слатина в Приштине атаковали 47 раз (в общей совокупности было сброшено 720 ракет и бомб), аэродром Батайница (к северу от Белграда) 38 раз (620 ракет и бомб), аэродром Пониквэ 37 раз (700 ракет и бомб). Тем не менее, эти аэродромы продолжали действовать до конца войны, а самолеты в подземных ангарах за небольшим исключением были сохранены.»

По военным объектам всё оказалось, мягко говоря, спорно. По гражданским, конечно, намного лучше: инфраструктура была уничтожена в значительной мере, погибло более тысячи гражданских лиц. Всего операция затянулась на 78 дней, и уроки её неоднозначны.

Для победы в войне необязательно уничтожать армию противника. В принципе, югославская армия боеспособность не утратила, она утратила тыл. Не имея возможности что-либо сделать для защиты своих гражданских, воевать невозможно.

ПВО эффективна при наличии чёткой организации и чёткой же системы, с обученным и высокомотивированным личным составом. Такой был у югославов, и не было у Ирака. Роль, конечно, играют и комплексы – будь у сербов хотя бы Буки, эффект был бы сильно больше, да и МиГ-21Б не альтернатива Су-27.

Высокоточное оружие не панацея от противника, более того – оно не всегда эффективно.

Высочайшее значение имеет боевой дух населения. Именно пока оно готово сопротивляться – победы не будет. Сербы выдержали:

«По официальным данным Союзной Республики Югославия, под ракетно-бомбовыми ударами альянса погибли порядка 1700 мирных жителей и почти 600 силовиков. Среди жертв натовских налётов оказались около 400 детей.»

И это при том, что было выбито около половины промышленного потенциала.

Международное право не работает. Главный вывод из той войны. Работает право сильного. И именно этот вывод и эти действия без мандата ООН запустили цепь войн и конфликтов в Европе.

А сербов откровенно жалко – они пережили 78 дней ада, национальное унижение и новое расчленение своей страны. Более того, СМИ Запада расчеловечили их по максимуму, а их президента сделали подсудимым. Но они как народ выдержали, что само по себе достойно восхищения.

Автор:Роман Иванов

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация