Оружие афганских душманов. Зенитные пулемётные и артиллерийские установки ( 20 фото )
- 16.04.2022
- 10 795
В годы Афганской войны советская армейская и фронтовая авиация оказывала очень значительное влияние на ход боевых действий. Боевые вертолёты и самолёты наносили удары по отрядам боевиков, их опорным пунктам, базам и складам, а также обеспечивали огневую поддержку наземным подразделениям и вели разведку.
Аэромобильные группы советского спецназа на транспортно-боевых вертолётах боролись с караванами, доставляющими моджахедам из-за рубежа оружие, припасы и снаряжение.
Транспортно-пассажирские самолёты Ан-26, Ан-12 и Ил-76 оперативно доставляли личный состав и грузы на крупные аэродромы, а также обеспечивали снабжение блокированных районов, куда не могли добраться наземные транспортные конвои.
Вертолеты Ми-6 и Ми-8 привлекались для сообщения с отдельными блокпостами, удалёнными заставами и гарнизонами, для эвакуации раненых, срочной доставки различных грузов.
Советская и афганская авиация, нанося душманам серьёзные потери и затрудняя снабжение, во многом сковывала действия мятежников, не позволяя им концентрировать на открытой местности крупные силы и добиться перелома в боевых действиях.
Во время нахождения в Афганистане советских войск, мятежники были вынуждены считаться с угрозой с воздуха и тратить значительные силы на противодействие ей.
На первом этапе душманы вели огонь по вертолётам и самолётам только из легкого стрелкового оружия: магазинных и самозарядных винтовок и карабинов, автоматов, ручных, единых и станковых пулемётов винтовочного калибра. После получения иностранной военной помощи в распоряжении повстанцев появились крупнокалиберные зенитные пулеметы и скорострельные артиллерийские автоматы, а затем и переносные зенитные ракетные комплексы.
Советский Союз потерял в Афганистане 125 самолетов и около 400 вертолетов, афганские ВВС – 120 самолетов и 169 вертолетов. В это число не вошли самолёты и вертолёты, которые получили повреждения, но были восстановлены.
В советских ВВС наибольшие потери пришлись на штурмовики и истребители-бомбардировщики: 36 Су-25 и 34 Су-17. Легких истребителей МиГ-21 различных модификаций потеряли 21 единицу. Истребителей МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла – 11 единиц. Фронтовой бомбардировщик Су-24 – 1 самолёт. Из «экзотики» потеряли один разведчик Як-28Р и один штурмовик вертикального взлёта и посадки Як-38. Военно-транспортная авиация безвозвратно утратила 2 Ил-76, 10 Ан-12 и 6 Ан-26 (из них 2 ретранслятора Ан-26РТ). Также был сбит один самолёт разведки и наблюдения Ан-30.
Данные по вертолётам противоречивые. По информации, опубликованной в открытых источниках, с учётом вертолётов пограничных войск и армейской авиации Среднеазиатского военного округа было потеряно приблизительно 400 вертолётов. Всего по 40-й армии признанные потери составляют: 28 Ми-6, 174 Ми-8, 3 Ми-9, 1 Ми-10, 127 Ми-24.
Вертолёт Ми-8, сбитый мятежниками
Немало самолётов и вертолётов погибло в лётных происшествиях, вызванных техническими причинами и человеческим фактором, но большая часть летательных аппаратов в Афганистане утрачена в результате огневого воздействия противника, в том числе и на земле.
Основным средством противоздушной обороны душманов являлись 12,7 и 14,5-мм зенитные пулемётные установки. На первых порах это были зенитные пулемёты советского производства, отбитые мятежниками у регулярных афганских войск и доставленные американцами через Пакистан. С середины 1980-х главным поставщиком зенитных пулемётных установок повстанцам стал Китай.
Количество средств ПВО у мятежников неуклонно увеличивалось. В 1984 году нормой считалось наличие одного крупнокалиберного пулемёта на группу из 30–40 человек, а на формирование из сотни бойцов полагалось 3–4 ЗПУ. Советская разведка в конце 1986 года оценивала число 12,7-мм зенитных установок, имевшихся в отрядах вооруженной оппозиции, действующих на территории Афганистана, в 2 500 единиц, через год их стало более 3 400 единиц, к концу 1988 года – более 4 000 единиц. 14,5-мм зенитных пулемётов имелось меньше. В 1986 году – более 280 единиц, в 1987 году – 360 единиц, в конце 1988 года – 780 единиц.
Именно крупнокалиберные зенитные пулемёты и скорострельные артиллерийские автоматы представляли основную опасность для советской боевой авиации в афганском небе, нанеся нашим самолётам и вертолетам около 70 % боевых повреждений.
Достаточно распространенным тактическим приёмом среди мятежников являлось размещение огневых зенитных засад в горных ущельях, где часто летали советские и афганские вертолёты, а также прикрытие зенитными установками огневых позиций миномётов и реактивной артиллерии. Очень густо зенитные установки устанавливались на вершинах и склонах гор в окрестностях крупных баз, где находились склады с оружием, провиантом и боеприпасами, госпиталя и места отдыха отрядов вооруженной оппозиции.
12,7-мм зенитные пулемётные установки
На первых порах кураторы из ЦРУ США не понимали специфики боевых действий в Афганистане и пытались наладить доставку образцов вооружения западных стандартов, эксплуатация и снабжение боеприпасами которых были очень затруднены.
Типичным примером такого подхода являются несколько десятков 12,7-мм пулемётов Browning М2, переданных душманам в 1980 году. Сам по себе крупнокалиберный «Браунинг» в целом был очень даже неплох. Но в этой части мира в 1970–1980-е годы в данном сегменте вооружения безраздельно господствовали советские ДШК/ДШКМ и их китайские копии.
Впрочем, американцы быстро сориентировались. Поначалу мятежники получали из Египта 12,7-мм пулемёты ДШКМ советского и чехословацкого производства. Но доставлять большие объёмы такого оружия и патроны для него окольными путями было дорого и сложно. В связи с чем в первой половине 1980-х началась закупка крупнокалиберных пулемётов в Китае. Согласно экспертным оценкам, душманам было поставлено более 8 000 12,7-мм пулемётов. В это число также могли войти копии ДШКМ, произведённые в Пакистане и Иране. Основными 12,7-мм пулеметами, имевшимися в распоряжении афганских душманов, были китайские Type 54 и Type 54-1.
Массовое производство 12,7-мм пулемёта Type 54 в КНР началось во второй половине 1950-х. Он незначительно отличался от советского ДШКМ некоторыми второстепенными деталями и технологией производства.
Боевая скорострельность крупнокалиберного пулемёта китайского производства могла достигать 120 выстр./мин. Темп стрельбы – 550–600 выстр./мин. Эффективная дальность по воздушным целям – до 1 500 м. Досягаемость по высоте – 700 м. На дистанции 300 м бронебойная пуля массой 48,3 г, покинувшая ствол с начальной скоростью 835 м/с, уверенно пробивала 15-мм стальную броню. Вес тела пулемёта составлял 34 кг, масса станка – 95 кг. Запасной ствол весил – 12,5 кг. Коробка с лентой на 50 патронов – 11 кг. Более 3 кг весили прицельные приспособления для зенитной стрельбы.
С учетом того, что с собой приходилось нести несколько коробок с патронами, вес груза, переносимого на себе расчётом без учета личного оружия и снаряжения превышал 200 кг.
Так как Type 54 был достаточно тяжелым, это ограничивало его манёвренность. В первой половине 1960-х китайские конструкторы создали облегчённый вариант, для чего было решено отказаться от отделяемого при зенитной стрельбе колёсного хода и броневого щита.
С целью уменьшения веса, повышения надёжности и снижения стоимости производства в конструкцию внесли ряд изменений и был доработан механизм запирания. Пулемёт Type 54-1 с новой треногой в боевом положении по сравнению с советским ДШК стал значительно легче. На пулемётах позднего выпуска со сменного ствола исчезло оребрение и появилась рукоятка, облегающая его замену, вес треножного станка сократился до минимума, внедрены улучшенные прицельные приспособления и коробка на 70 патронов.
Впрочем, заметное снижение массы имело и оборотную сторону. По сравнению с советским прототипом Type 54-1 стал гораздо менее устойчив при зенитной стрельбе, и на огневой позиции в большинстве случаев основания лап треножного станка заглубляли в грунт или заваливали камнями.
В боевой обстановке на территории Афганистана был испытан новый китайский 12,7-мм пулемёт Type 77.
12,7-мм пулемёт Type 77
В этом оружии применена газоотводная автоматика с прямым подводом пороховых газов к затворной раме через газовую трубку, идущую под стволом к передней части ствольной коробки. Ствол пулемета быстросменный. Type 77 размещается на универсальном треножном станке, позволяющем вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Для зенитной стрельбы присоединяется специальный плечевой упор. Пулемет может комплектоваться оптическим прицелом. Масса пулемёта на станке – 56,4 кг. Темп стрельбы составляет 650–700 выстр./мин. Питание – лента на 60 патронов.
Оружие, изъятое у душманов, первый в ряду – пулемёт Type 77
Судя по всему, пулемет Type 77 не в полной мере удовлетворил китайских военных. Во второй половине 1980-х годов начались поставки пулемёта Type 85, разработанного на базе Type 77. По количеству выпущенных экземпляров пулемёт Type 85 многократно превзошел своего предшественника.
Продажа вполне эффективных, но уже начавших устаревать пулемётов Type 54 и Type 54-1 позволила профинансировать НОАК закупку современных 12,7-мм пулемётов Type 85. Крупнокалиберный пулемёт Type 85 при аналогичной с Type 54-1 огневой мощи легче примерно в два раза.
Имеются свидетельства того, что душманы для обороны укреплённых районов и крупных баз применяли переданные Египтом чехословацкие 12,7-мм зенитные пулемётные установки Vz.53. В этой счетверённой установке использовались 12,7-мм пулемёты Vz.38/46 – лицензионный вариант советского ДШКМ.
12,7-мм зенитная пулемётная установка Vz.53 у душманов
Чехословацкая ЗПУ Vz.53, находившаяся в серийном производстве в 1950–1960-е годы, имела отделяемый колёсный ход, весила в боевом положении 558 кг и могла буксироваться лёгким автомобилем повышенной проходимости, или перевозиться в кузове грузовика. Четыре 12,7-мм ствола в секунду выпускали 50–60 пуль. Благодаря более совершенным прицельным приспособлениям и лучшей устойчивости, счетверённая установка могла вести более точный огонь. Для своего времени это было вполне эффективное оружие, способное успешно бороться с маловысотными воздушными целями.
14,5-мм зенитные пулемётные установки
Хотя в отрядах вооруженной оппозиции 14,5-мм зенитных установок было меньше, чем 12,7-мм пулемётов, они представляли большую опасность для нашей авиации.
По дульной энергии пуля патрона 14,5х114 мм, ранее применявшегося в противотанковых ружьях ПТРД-41 и ПТРС-41, в два раза превосходит пулю патрона 12,7х108 мм, который использовался в советском пулемёте ДШК и его китайских клонах. Большая энергетика 14,5-мм патрона обеспечивала высокую бронепробиваемость, дальность и досягаемость по высоте. Зенитные установки, созданные на основе советского 14,5-мм пулемёта КПВ, имеют примерно на 30 % большую дальность стрельбы по воздушным целям, чем 12,7-мм пулемёты. Эффективная дальность стрельбы по вертолётам составляет 2 000 м, а досягаемость по высоте – 900 м.
Основным боеприпасом при стрельбе по воздушным целям является 14,5-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. Эта пуля, покинув ствол с начальной скорость 990 м/с, пробивает броню толщиной 20 мм при угле встречи 20° от нормали на расстоянии 300 м и зажигает авиационное горючее, находящееся за броней.
Для поражения воздушных целей, а также для пристрелки и корректировки предназначены 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ. Пуля имеет колпачок с запрессованным трассирующим составом, который оставляет светящийся след, видимый на большом расстоянии. На дистанции 100 м 14,5-мм пуля БЗТ пробивает броню толщиной 20 мм, размещенную под углом 20° к нормали.
Китайская 14,5-мм зенитная установка Type 75 во многом скопирована с советской ЗГУ-1, с которой китайские специалисты ознакомились в конце 1960-х во Вьетнаме.
14,5-мм зенитная установка Type 75 в боевом положении
Так же, как и советская ЗГУ-1, китайская установка Type 75 быстро собиралась и разбиралась на отдельные части, пригодные для переноски силами личного состава и перевозки вьючным способом на лошадях. В собранном виде установка могла перекатываться расчётом на небольшое расстояние.
Зенитная установка Type 75 без боеприпасов весит немногим более 140 кг. Ёмкость патронной коробки – 80 патронов. Темп стрельбы – 550–600 выстр./мин. Боевая скорострельность – до 85 выстр./мин.
Мятежники в 1984 году получили доступ к спаренным 14,5-мм ЗПУ Type 58. Установка Type 58 является китайской лицензионной копией советской ЗПУ ЗУ-2. В СССР 14,5-мм зенитная пулемётная установка ЗУ-2 создавалась по заказу воздушно-десантных войск, и при её проектировании основное внимание было уделено снижению массы в боевом положении и возможности транспортировки в разобранном виде.
Спаренная 14,5-мм зенитная установка Type 58 в транспортном положении
Масса поздней модификации, в которой широко использовались лёгкие сплавы, в боевом положении составляет 580 кг. На поле боя установка может перекатываться силами расчета из четырёх человек, а для транспортировки в горно-лесистой местности ее можно разобрать на части весом не более 80 кг каждая. Темп стрельбы – 1 100–1 200 выстр./мин. Практическая скорострельность – до 200–250 выстр./мин.
По причине большей массы и габаритов спаренные 14,5-мм зенитные установки мятежники использовали ограниченно. Их иногда устанавливали на автомобили, сопровождавшие караваны с оружием и боеприпасами, и прикрывали крупные базы.
Зенитные артиллерийские установки
В 1984 году моджахеды получили четыре десятка 20-мм зенитных автоматов, известных так же как Oerlikon KAD. Кто был производителем этих зениток, установить не удалось, помимо Швейцарии их лицензионный выпуск под обозначением М139 осуществлялся в США.
Артиллерийская часть без лафета весила 66 кг. Масса установки в боевом положении на треножном разборном лафете – около 200 кг. Установка с ленточным питанием имела темп стрельбы до 1 000 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 111 г, покидавший ствол длиной 1 727 мм со скоростью 1 050 м/с, на дистанции 500 м по нормали мог пробить 30-мм броню. Наклонная дальность стрельбы по воздушным целям – 2 000 м. Досягаемость по высоте – 1 000 м.
В целом этот 20-мм скорострельный «Эрликон», который можно было переносить в разобранном виде, был очень даже неплох для использования повстанцами в горной местности. Однако его применение ограничивалось нестандартным боеприпасом размерности 20×139 мм. Этот выстрел не использовался в оружии, имеющемся на вооружении афганской армии, и не производился в сопредельных странах. В итоге после недолгой эксплуатации зенитная установка Oerlikon KAD была вытеснена 12,7 и 14,5-мм пулемётами.
В ходе боевых действий мятежникам удалось захватить несколько 23-мм зенитных установок ЗУ-23, которые правительственные афганские и советские войска активно использовали для стрельбы по наземным целям.
Установки массой 950 кг усиливали блокпосты и размещались на подходах к пунктам постоянной дислокации, являясь огневым резервом на случай внезапного нападения.
Достаточно часто грузовики, в кузове которых устанавливалась ЗУ-23, в роли импровизированных гантраков, привлекались для сопровождения транспортных колонн. Скорострельные 23-мм спаренные зенитки, имевшие угол вертикальной наводки до +90°, стрелявшие осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующими снарядами массой 188 г, могли успешно уничтожать огневые точки и душманов, засевших на крутых склонах, на дистанции до 2 500 м. С учётом того, что темп стрельбы двух автоматов составлял 1 600–2 000 выстр./мин, а боевая скорострельность 400 выстр./мин, на противника за короткий промежуток времени обрушивался огненный шкал. Помимо высокой боевой эффективности, 23-мм зенитки оказывали на нападавших очень сильный деморализующий эффект.
Противник, напротив, старался использовать трофейные ЗУ-23 по прямому назначению. С учетом того, что досягаемость 23-мм снарядов по высоте составляла 2 000 м, эти установки представляли для мятежников большую ценность. Буксируемыми установками прикрывали стационарные объекты, а зенитки, размещённые на автотранспорте, защищали колонны грузовиков.
После вывода советских войск, когда активность ВВС ДРА сильно снизилась, захваченные моджахедами 23-мм зенитные установки в основном применялись по наземным целям.
Ряд неавторитетных источников утверждает, что во второй половине 1980-х Китай поставлял повстанцам 37-мм спаренные зенитные автоматы Тype 65 или Тype 74, а также 57-мм автоматы Type 57.
Спаренная 37-мм зенитная установка Тype 74
Однако информация об использовании этих орудий в Афганистане, скорее всего, является недостоверной. 37–57-мм зенитки нельзя было быстро разобрать на части, пригодные для переноски или перевозки лошадьми во вьюках, вес 37-мм спарок превышал 2 500 кг, а масса 57-мм автомата в боевом положении составляла 4 600 кг. Есть вероятность, что эти орудия использовались для прикрытия от ударов с воздуха тренировочных лагерей на территории Пакистана.
Продолжение следует...
Автор:Линник СергейСтатьи из этой серии:Оружие афганских душманов. Револьверы, пистолеты и пистолеты-пулемёты
Оружие афганских душманов. Гладкоствольные ружья, однозарядные и магазинные винтовки
Оружие афганских душманов. Самозарядные винтовки и автоматы
Лёгкие противотанковые средства афганских душманов
Противотанковые средства афганских душманов. Станковые гранатомёты, безоткатные орудия и управляемые ракетные комплексы
Оружие афганских душманов. Реактивные системы залпового огня и их снаряды
Материал взят: Тут