Двойная интрига США в Пакистане — против России и Китая ( 1 фото )
- 16.04.2022
- 15 333
Парламентский заговор в Исламабаде открывает Вашингтону путь для давления на Пекин
Сергей Аксенов
Материал комментируют:
Александр Ломанов
Лидер партии «Пакистанская мусульманская лига» (фракция Наваза) 70-летний Шахбаз Шариф 11 апреля избран 23-м премьер-министром Пакистана. Партия отстраненного премьер-министра Пакистана Имрана Хана объявила о выходе из состава парламента незадолго до запланированных выборов нового премьера.
Ранее Имран Хан, которому парламент страны в минувшие выходные выразил недоверие, заявил, что начинает борьбу за свободу против иностранного заговора. Политик настаивает, что Соединенные Штаты наказывают его за независимую внешнюю политику. Кстати, он был с визитом в России в момент начала спецоперации ВС РФ на Украине.
— Исламская Республика Пакистан (ИРП) вновь переживает политический кризис, — говорит старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН Наталья Замараева.
— Большинство членов Национальной ассамблеи (НА, нижняя палата парламента) 10 апреля 2022 года выразили вотум недоверия премьер-министру Имрану Хану, лидеру правящей Партии справедливости Пакистана. Согласно конституции 1973 года, депутаты нижней палаты парламента избирают главу временного федерального правительства.
«СП»: — Поясните, пожалуйста, предысторию кризиса…
— Политический кризис в вялотекущем режиме длится в течении четырех лет — с момента победы на парламентских выборах в стране Партии справедливости Пакистана. И, начиная с конца января 2022 года, мы наблюдаем его третью волну. Политической оппозиции, объединенной в Демократическое движение Пакистана (ДДП) в силу ряда причин удалось преодолеть разногласия, внести раскол в ряды правящей партии и убедить многих ее членов, выйти из ее состава.
Члены НА, представители оппозиционных партий, подали петицию спикеру о постановке вопроса на голосование о вотуме недоверия премьер-министру Имрану Хану. Причины: глубокий экономический кризис, рост безработицы, постоянные заимствования в международных валютных организациях и дружественных странах, например, Китае и монархиях Персидского залива. Но основная причина — непризнание традиционными политическими партиями, руководившими страной с 1960-х годов, «новой» политической фигуры — Имрана Хана, который ворвался в большую политику в августе 2018 года, устранив, таким образом, всю политическую элиту.
Официально борьба за власть в НА стартовала с отказа вице-спикера поставить вопрос о голосовании по вотуму недоверия Имрана Хану 3 апреля 2022 года. Оппозиция сумела «набрать» более половины голосов в парламенте, требуемых для отставки главы кабинета министров. Итогом стал роспуск парламента, федеральное правительство ушло в отставку. Правящая партия, конечно, выиграла время, но ненадолго.
Политическая оппозиция обратилась за помощью к судебной системе страны. Решением Верховного суда Пакистана 9 апреля 2022 года были признаны неправомерными отмена голосования по вотуму недоверия Имрану Хану и последовавший указ президента Пакистана Арифа Алви о роспуске НА. Иными словами, премьер-министр Имран Хан, члены правящего кабинета министров и депутаты нижней палаты были восстановлены в должностях.
На данный момент центральное правительство страны отправлено в отставку, премьер Имран Хан смещен со своей должности.
«СП»: — Что помогло политической оппозиции добиться смещения премьер-министра?
— Уже в декабре 2021 года — январе 2022 года представители политических партий из ДДП, преодолевая разногласия, вновь приняли решение вместе выступить против Имрана Хана. Пакистанские СМИ писали, что «спусковым крючком» для последней попытки смещения в середине февраля текущего года стали заявления отдельных чиновников Госдепартамента США о нежелательности официального визита Имрана Хана в Москву 24−25 февраля.
Подписанные в Москве соглашения были крайне выгодны для Исламабада. Речь, в частности, идет о гарантированных поставках российских углеводородов в Пакистан — строительстве газопровода, а также гарантированных поставках пшеницы по очень льготным ценам. Народу Пакистана, а это, по данным последней переписи, 220 млн человек, и то, и другое крайне необходимо.
Позицию США, настаивавших на отмене визита, следует рассматривать через призму антироссийских санкций. Дипломаты ряда европейских стран обратились не официально — не напрямую в МИД Пакистана, а через местные СМИ, и призвали власти осудить специальную операцию России на Украине. Имран Хан в ответ заявил о недопустимости вмешательства извне.
Пакистану пригрозили ухудшением отношений с США. Напомним, что Вашингтон — один из доноров Исламабада, финансирует несколько проектов. Пакистан в настоящее время переживает глубокий экономический кризис, рост безработицы, высокую инфляцию. В этих условиях Исламабад вынужден обращаться за финансовой поддержкой в МВФ, контролируемый США.
«СП»: — Отразится ли внутриполитический кризис на отношениях Пакистана и России?
— Россия продолжит сотрудничество с Пакистаном. Между странами подписаны важные документы. Напомним, что Пакистан — член Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В перспективе — проведение совместных военных учений на суше и на море.
«СП»: — Какая страна сейчас главный партнер для Пакистана?
— Основным экономическим партнером Пакистана является Китай. В 2015 году Исламабад и Пекин подписали пакет документов о строительстве проектов Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь». Первый этап — введение в эксплуатацию двух десятков крупнейших инфраструктурных объектов (автодорожные магистрали, энергетика) уже реализован.
Следует напомнить еще об одном факте давления на Пакистан со стороны США. Позорный вывод американских войск из Афганистана в августе 2021 года подтвердил «нулевой» результат итогов двадцатилетней антитеррористической международной кампании в Афганистане. США, НАТО полностью вывели войска, разрушили военную инфраструктуру, оставив регион без наземного военного контроля Пентагона. Отказ премьера Имрана Хана разместить на своей территории военные базы США был встречен крайне недоброжелательно. Вероятно, в этом году американцы усилят давление на новую администрацию в Исламабаде.
Этот вопрос крайне актуален, учитывая планы Пекина расширения китайской инициативы «Один пояс — один путь» в Афганистан, строительства трансграничных маршрутов в Центральную Азию и к Ормузскому проливу через Пакистан. Напомним, что еще в июле 2021 года министр иностранных дел Китая Ван И встречался с лидерами движения «Талибан» *, заверив их в восстановлении ряда разрушенных промышленных объектов и, в целом, в экономическом восстановлении Афганистана.
Напомню, Пакистан — ядерная держава, пакистанская армия входит в десятку лучших в мире. Происходящие в этой стране события обостряют многие проблемы в регионе.
— Отстранение Имрана Хана сейчас очень обсуждаемая тема. Китайские СМИ тоже обратили на это внимание, — отмечает китаист, замдиректора ИМЭМО РАН Александр Ломанов.
— Но главный тезис, который проводит Китай — устойчивость и неизменность взаимных интересов Китая и Пакистана, независимо от политической погоды. Отстранение одного лидера и приход к власти другого лидера могут изменить частности, но не в состоянии поменять общий вектор сотрудничества.
Пакистан важен для Китая как партнер по проекту «Один пояс — один путь», транспортного коридора, проходящего от Китая до моря и вызывает большое неудовольствие со стороны также Индии из-за пересечения экономических интересов и территориальных споров. Но и внутри Пакистана есть разные интересы. Ранее Исламабад активно сотрудничал с теми же США. Поэтому многовекторное маневрирование этой страны — не новость.
Новый фактор — рост противостояния США и Китая, который затрудняет маневрирование практически всем странам Азии. В те же 1980-е годы Пакистан спокойно сотрудничал и с США, и с Китаем одновременно по вопросу сдерживания советского влияния в Афганистане. В 1990-е и нулевые годы на фоне относительно спокойных американо-китайских экономических отношений тоже проблем не возникало. Теперь все изменилось.
Наступает эпоха больших геополитических расколов, когда все начинаются беспокоиться о геополитической ориентации партнеров в понятиях игры с нулевой суммой. Американская политика на азиатском направлении уже проникнута идеологией сдерживания Китая, не допущения расширения сферы его влияния, блокирования, подчинения его разного рода санкциям, чтобы ограничить Китаю доступ к своим высоким технологиям и сдержать рост его экспорта и доходов.
*Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Материал взят: Тут