Сражение при Асаи: победа и судьба будущего герцога Веллингтона ( 14 фото )

Это интересно




Битва при Асаи. Константин Стадлер (1780–1822). Национальный музей армии, Лондон

– Бог создал зайца и бенгальца. Чего же тут стыдиться? – привел пословицу Ким.

– Но это будет большая война – война восьми тысяч, – пронзительный голос Кима, удивляя его самого, перелетал через быстро собиравшуюся толпу.
– Красные мундиры или наши полки? – старик говорил серьезно, словно расспрашивал равного себе. Тон его заставил толпу проникнуться уважением к Киму.
– Красные мундиры, – наудачу ответил Ким. – Красные мундиры и пушки.
– Но... но астролог ни слова об этом не говорил, – воскликнул лама, усиленно нюхая табак от волнения.
– А я знаю. Весть дошла до меня, ученика этого святого человека. Начнется война – война восьми тысяч красных мундиров. Их поведут из Пинди и Пешавара. Это, наверное.
«Ким» Р. Киплинг

История легендарных сражений. Бывало, и не раз, что первая победа полководца накладывала отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. И эта выигранная им битва тянула за собой целую череду выигранных битв. Вот и судьбу знаменитого полководца герцога Веллингтона, победителя Наполеона в битве при Ватерлоо, тоже в какой-то степени определило его первое победоносное сражение. Вот только произошло оно не в Европе, а где-то на краю земли, в далёкой жаркой Индии, где в начале XIX века всем заправляла всемогущая британская Ост-Индская компания.

Империя Маратха против англичан или с чего начиналась карьера Артура Уэсли

А было так, что у неё возник конфликт с государством маратхов. Два вассальных княжества маратхов проявили строптивость и не пожелали подчиняться компании. В ответ на это Ричард Колли, граф Морнингтон, генерал-губернатор Индии (1798-1805), приказал начать наступление и на их земли, и на земли империи Маратха. И вот войска Компании начали наступление на непокорные княжества Гвалиор (династия Шинде) и Нагпур (династия Бхонсле), не признавшие британского протектората, с юга и севера, а армия генерал-лейтенанта Джерарда вступила на территорию маратхов, имея цель разгромить их армию, во главе которой стоял французский наёмник Пьер Кюлье-Перрон. Южной армией командовал молодой генерал Артур Уэлсли, будущий герцог Веллингтон. К этому времени за его плечами был уже достаточный боевой опыт. В 1801 году за взятие Серингапатама он получил чин бригадного генерала в возрасте 30 лет, а в 1802 году стал уже бригадным генералом. Будучи губернатором Серингапатама и Мансура, он сосредоточил в своих руках огромную власть и располагал значительными средствами, хотя и часто хворал из-за губительного для европейцев индийского климата. Причём сначала его мучила диарея от плохой воды, а затем от лихорадки и сопровождавшей её грибковой инфекции.


Просто очень интересная книга…

Армия государства Маратха в Декане состояла главным образом из конницы, легковооруженной и способной к быстрым перемещениям. Чтобы разгромить противника в генеральном сражении, а не бегать за ним по всему Декану, Уэсли выделил отряд в 10 000 человек с целью отрезать неприятелю путь на восток. Затем с армией в 13 500 человек направился к основной стратегически важной крепости Шинде — форту Ахмеднагару. При этом его войска состояли из отрядов Ост-Индской компании, в составе пяти батальонов сипайской пехоты и трёх эскадронов туземной кавалерии из Мадраса. Причём мадрасцы, как южане, не пользовались славой смелых воинов, как, впрочем, и северяне бенгальцы. Британские войска состояли из 19-го полка легких драгун, и двух батальонов шотландских пехотинцев, принадлежавших к 74-му и 78-му полкам. Легкую кавалерию составляли союзные англичанам всадники майсорских и маратхских князей, предпочитавших служить англичанам, а не враждовать с ними.


Знамя королевских горских фузилеров, полученное ими за битву при Асаи

Быстрота и натиск!

Действуя очень быстро, Уэлсли совершил марш протяжённостью в 11 километров (что для индийской жары и тяжёлой дороги было уже само по себе делом нелёгким) и уже в тот же день, 8 августа, вышел к Ахмеднагару. Его защищали 1000 арабских наёмников, один батальон Шинде, которым командовали французские офицеры, а на стенах было 60 пушек. Однако Уэлсли прямо сходу бросил свои войска на штурм и взял Ахмеднагар практически без потерь. Правда, городская цитадель продержалась ещё целых четыре дня, её гарнизон сдался, едва британская артиллерия проделала в стене брешь. Превратив город в свою базу, Уэлсли направился дальше, выставляя отряды возле мостов и переправ.


8-ой полк легких драгун в битве при Лашвари 1 ноября 1803 г. Во время Второй маратхской войны. Ричард Симкин (1850–1926)

Силы маратхов

Армия маратхов сумела пройти мимо первого отряда и направилась к Хайдарабаду. Когда об этом стало известно, Уэлсли двинулся на её перехват, а командир его первого отряда Стивенсон, подойдя к городу Джална, взял его штурмом. Когда командующий войсками маратхов и мятежных князей увидел, что ему не прорваться через заслоны британской армии, он начал собирать свои войска в одно место. То есть поступил именно так, как того и хотелось Артуру Уэсли.


Знамя 19-го полка легких драгун, полученное ими за битву при Асаи

Всего войска маратхов насчитывали около 50 000 человек. Главной силой были 10 800 пехотинцев, обученных европейскими офицерами и вооруженных по европейскому образцу. Из них были составлены три бригады, которыми также командовали европейцы. Так, полковник Энтони Польманн, из Ганновера, и, кстати, бывший в прошлом сержантом Ост-Индской компании, командовал самой крупной из них, состоявшей из восьми батальонов. Второй бригадой командовала… женщина – бегума Самру, правительница Сарданы, и французский офицер полковник Жан Салер. Третьей бригадой из трёх батальонов командовал голландец майор Джон Джеймс Дюпон. Кроме пехоты, маратхская армия включала в себя от 10 000 до 20 000 иррегулярной пехоты из княжества Берар, 30-40 тысяч иррегулярной туземной конницы и могла похвастаться наличием 100 пушек самого разного калибра вплоть до тяжелых 18-фунтовых орудий.


Артур Уэлсли в форме генерал-майора. Роберт Хоум (1752–1834). Национальная портретная галерея, Лондон

Манёвры англичан

Англичане вели преследование армии маратхов в течение нескольких дней с разных направлений, пока не встретились в Баднапуре 21 сентября. Там они получили сведения, что противник находится в 48 километрах к северу в Боркардане. Вновь было решено вести наступление по двум дорогам: Уэлсли двигаться по восточной, а командир первого отряда Стивенсон вместе с конницей идти по западной. Сражение было назначено на 24-е число, когда Уэлсли и Стивенсон должны были встретиться. И тут совершенно неожиданно разведка сообщила, что вся армия Маратха стоит всего в восьми километрах к северу от лагеря англичан, а их кавалерия уже направилась для атаки на британские войска.


Карта места битвы при Асаи, 1904 г. Первое и второе расположения войск в сражении. Из книги: «Герцог Веллингтон – солдат и государственный деятель»

Видя, что ситуация обостряется, генерал Уэлсли лично отправился в разведку в 13:00 вместе с небольшим конным эскортом. Армия двинулась следом, при этом один батальон сипаев был оставлен охранять обоз.

Количество не всегда равно качеству

Уэлсли имел под командованием 4500 человек пехоты, 5000 всадников кавалерии Майсора и 17 орудий. Зная о приближении англичан, командиры армии Маратха расположили свою армию за рекой Каилна. Причём и Шиндия, и раджа Берара считали, что Уэлсли, имея столь небольшую армию, не решится на атаку их позиции, и… уже с утра покинули свои войска, передав командование Польманну. Конечно, Уэлсли был сильно удивлён, встретив именно здесь всю объединённую армию Маратха. Но несмотря на неравенство в силах, он всё-таки решил её атаковать, полагая, что, если он станет ждать подхода Стивенсона, их враги успеют ускользнуть. При этом он был уверен в том, что иррегулярная пехота маратхов выдержать удара его регулярных войск не сможет, и ждать серьёзного сопротивления можно будет только лишь от регулярной пехоты Шинде.

И грянул бой!

Польманн между тем свернул свой лагерь и все свои пехотные батальоны построил в линию на обрывистом берегу реки Каилна, повернув её фронтом на юг и установив перед ними артиллерию. Конницу маратхов он поставил на правом фланге, а иррегулярных всадников Берара в тылу в Асаи. Получилось так, что единственный брод через реку находился прямо перед фронтом его пехоты и мог обстреливаться его артиллерией. Уэлсли тут же сообразил, что фронтальную атаку такой позиции начинать бессмысленно, но проводники стали его уверять, что это единственный брод через Каилну. Тогда Уэлсли вновь лично отправился на разведку и обнаружил две деревни Пипулгаон и Варур, стоявших на разных берегах реки несколько правее позиции маратхов. «Между этими деревнями обязательно должен быть брод!» – решил Уэлсли и приказал его искать капитану Джону Джонсону. И брод, как оказалось, действительно там был, и генерал Уэлсли тут же повёл к нему свою армию, заходя на левый фланг армии Польманна.


Генерал Уэлсли форсирует Каилну. Джеймс Грант (1822–1887)

Было около 15:00, когда вся британская армия переправилась на северный берег Каилны. Маратхи ей не препятствовали, но вели артиллерийский огонь по переправе. И хотя из-за большого расстояния стреляли они неточно, одно шальное ядро всё же оторвало голову адъютанту генерала Уэлсли. Между тем шесть батальонов развернулись в две линии, а кавалерия встала позади них в качестве мобильного резерва. Союзная кавалерия оставалась на южном берегу реки, имея своей целью прикрывать тылы англичан. Увидев, что ничего для него хорошего не происходит, Польманн начал разворачивать свою армию влево на 90 градусов. При этом его фронт растянулся на 1,6 километра, упираясь флангами в реку. Впереди были поставлены пушки.

Уэлсли не предполагал, что его противник сможет перестроиться так быстро, поэтому ему тоже пришлось растягивать свой фронт, чтобы Польманн не смог обойти его на одном из флангов. Ещё раз осмотрев местность, генерал Уэлсли решил сначала оттеснить пехоту противника от орудий, а затем прижать неприятеля к реке и довершить его разгром кавалерийской атакой. Главные силы Уэлсли были сдвинуты влево, и именно здесь планировался главный удар.


Карта места битвы современного художника

Атака британцев

Тем временем артиллерия Маратха усилила свой огонь. 17 орудий британцев начали ей отвечать, но мощная артиллерия маратхов сумела их быстро подавить, после чего переключилась на огонь ядрами по британской пехоте. Единственный способ противостоять этому огню заключался в немедленной и решительной атаке, и Уэлсли приказал её начать. Он приказал пушки оставить, штыки примкнуть и идти вперёд быстрым шагом. По всей британской линии барабаны забили атаку, знамёна полков были развёрнуты, и мадрасская и британская пехота быстрым шагом с ружьями наизготовку двинулась вперёд.

Артиллерия маратхов, ведя огонь по пехоте, выбивала в её линиях заметные бреши, но несмотря на потери, пехота держала строй и смыкала ряды. 78-й полк хайлендеров первым прорвался к неприятельской позиции в 46 метрах от орудий, дал по ней залп из мушкетов и сразу же после этого бросился в штыковую атаку. Чуть правее и чуть позже свой удар нанесла мадрасская пехота. И сила их натиска была так велика, что правый фланг армии маратхов сразу же стал отходить. Мадрасские сипаи воодушевились и так увлеклись преследованием, что попали под удар кавалерии маратхов. Однако атаку противника остановил 78-й полк, сохранивший в своих рядах полный порядок.


Генерал Уэлсли в битве при Асаи после того, как под ним была убита лошадь. Фрэнсис Кларк Пабликейшн

А вот на правом фланге у британской армии дело не заладилось. Подполковник Уильям Оррок неверно понял приказ Уэлсли и повёл наступление с уклоном вправо, чем открыл свой правый фланг для атаки. За ним следовала пехота майора Сэмюэля Суинтона и 74-й полк, и все эти части попали под сильный огонь артиллерии маратхов из Асаи и понесли сильные потери. Польманн тут же приказал своей пехоте атаковать англичан. Передовые части были разбиты, но 74-й полк успел построиться в каре и сумел отбить атаку ружейным огнём. «Весы победы и поражения» заколебались и пришли в неустойчивое равновесие. Было очевидно, что поражение на правом фланге открывает для фланговой атаки и весь левый фланг англичан, и Уэлсли это быстро понял, приказал отряду кавалерии полковника Патрика Максвелла (19-й легкодрагунский полк и части 4-го и 5-го полков мадрасской туземной кавалерии) немедленно атаковать. Британская кавалерия пошла в обход каре 74-го полка, и, врубившись в толпы атакующих маратхов, сумела обратить их в бегство. При этом Максвелл на этом не остановился, а продолжил атаку уже на артиллерию противника на его левом крыле и смог отбросить его к реке и за реку.


«Генерал Уэлсли в битве при Асаи». Гравюра 1885 г.

Удар с тыла и полный разгром!

Война на Востоке всегда таит в себе множество неожиданностей. Так оно случилось и на этот раз. Увидев, как быстро приближается к ним конница англичан, артиллеристы маратха притворились мёртвыми, дождались, пока британская пехота пройдёт через их позиции, а затем снова встали к своим орудиям и начали стрелять по солдатам 74-го полка и мадрасской пехоте с тыла. Наблюдая эту странную картину, Уэлсли приказал четырём батальонам сипаев продолжать вести бой с кавалерией и пехотой противника с фронта, а 74-й полк послал назад отбить орудия. При этом он лично возглавил атаку 7-го полка мадрасской туземной кавалерии, находившегося в тылу, на орудия теперь уже с тыла. Выдержать такой удар было уже просто невозможно, и пушки были отбиты во второй раз, только на этот раз англичане убедились, что возле них остались одни мёртвые.


«Ожившие артиллеристы маратхи стреляют в спину победоносных англичан». Английская гравюра

Тем временем Польманн сумел навести порядок в рядах пехоты и построить её спиной к реке. Правда, все свои пушки он уже потерял, а конница маратхов, хотя и находилась в виду поля боя, предпочла держаться от него на расстоянии. Впрочем, почему так, тоже было понятно, ведь её фактически не учили атаковывать плотные пехотные построения или тяжеловооруженную кавалерию, поэтому толку от них в таком сражении особого-то и не было.


Атака кавалерии Максвелла. Английская гравюра

Покончив с артиллерией, Уэлсли двинул свои войска на пехоту Польманна. Максвеллу было приказано атаковать конницей левый фланг противника, а пехоте, выстроенной в одну линию, – центр и его правый фланг. В самом начале атаки Максвелл был убит. Кавалерия замешкалась, но в это время пехота Польманна, полностью деморализованная, стала отходить за реку. Маратхи потом писали, что отход совершался в полном порядке. Англичане – что маратхи бежали в панике, бросая знамёна и оружие. В 18:00 отряды Берара, находившиеся в Асаи, также покинули это село и двинулись на север. Потери армии Уэлсли были велики, солдаты измотаны многочасовым сражением, поэтому преследовать отходившего противника он не смог, причём местная туземная майсурская конница без поддержки британской и мадрасской действовать отказалась, хотя в течение всего сражения находилась в тылу и никаких потерь не понесла.

Конец венчает дело

В сражении при Асаи войска Британии и Ост-Индской компании потеряли 428 человек убитыми, 1138 ранеными и 18 пропавшими без вести, то есть около трети всех своих сил. 74-й полк хайлендеров из 500 человек лишился 10 офицеров, которые были убиты, 7 ранены, а также 124 рядовых убитых и 270 раненых. Из 10 штабных офицеров ранения получили 8 человек и было потеряно много лошадей, причём под генералом Уэлсли были убиты две лошади. Потери армии маратхов были очень большими. Сами англичане определяли количество в 1200 человек, но современные историки считают, что всего было около 6000 убитых и раненых. Маратхи также потеряли 7 знамён, все запасы боеприпасов и 98 орудий, которые пошли на вооружение Ост-Индской компании. И хотя армия Шинде и Берара как боевая единица уничтожена не была, удар ей был нанесён очень жестокий. К тому же туземные войска стало некому обучать, так как многие европейские офицеры сдались в плен, включая полковника Польманна и майора Дюпона. Многие просто дезертировали и пошли на службу к другим индийским раджам.

Интересно, что Стивенсон, находившийся от места битвы всего лишь в 16 километрах западнее, услышал гром выстрелов, быстро свернул свой лагерь и пошёл на помощь Уэсли. Но проводники сначала завели его в Боркардан, так что на место битвы он попал только вечером. Спустя два месяца, получив подкрепления, он опять соединился со Стивенсоном и нанёс поражение армии Шинде и Берара в битве при Адгаоне, после чего взял ещё и штурмом крепость Гавилгхур в Бераре. Все эти поражения заставили государство Маратха просить англичан о мире.


Сипаи, участники битвы при Асаи и штурма Гавилгхура. Раскрашенная вручную гравюра Фредерика Шоберла из его книги «Мир в миниатюре: Индостан». Лондон: Р. Акерман, 1820-ые годы

Потом некоторые осуждали Уэлсли за большие потери, которые понесли его войска. Мол, если бы он подождал Стивенсона, то жертв было бы меньше. Мол, победа над сильным противником малым числом приносит полководцу больше славы. Однако Уэлсли на это отвечал, что его просто неверно информировала разведка, и не верить его словам нет оснований. В результате победа при Асаи стала для будущего лорда Веллингтона его самой первой блестящей победой, хотя и досталась ему дорогой ценой. В то время ему было всего лишь 34 года, и никто даже не мог предполагать, что именно ему будет суждено разбить Наполеона на поле битвы при Ватерлоо!

Автор:Вячеслав Шпаковский

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация