«Оскар-2022»: Лучший оригинальный сценарий ( 6 фото )
- 25.03.2022
- 21 837
На «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в этом году претендуют сплошь тяжеловесы: тут и признанный комедиограф Адам МакКей, и искусный драматург Пол Томас Андерсон, в пятый раз номинированный на сценарный «Оскар», и не менее титулованный любимец кинофестивалей Кеннет Брана со своей сильнейшей автобиографической историей. Компанию мэтрам составляют Зак Бэйлин, подаривший Уиллу Смиту лучшую роль в карьере, и норвежцы Йоаким Триер с Эскилем Вогтом, чей фильм высоко оценил их соперник и фаворит в номинации Пол Томас Андерсон. Рассказываем подробнее обо всех претендентах.
18+
Кадр из фильма «Белфаст», реж. Кеннет Брана
Кеннет Брана («Белфаст»)
Наиболее вероятный победитель в сценарной номинации — Кеннет Брана. Случай тем более исключительный, что для опытнейшего режиссера «Белфаст» — первая самостоятельная сценарная работа. Прежде он работал лишь с чужими сюжетами. Повод для того, чтобы так радикально сменить стиль, манеру и почерк есть, и очень весомый. «Белфаст» — самая личная и самая необычная лента Кеннета Браны. Театральный и кинематографический мастер, актер классического репертуара (трудно вспомнить, кого из шекспировских героев он не сыграл на сцене и на экране и сколько адаптаций сделал), Брана фактически рассказывает историю из собственного детства. Главный герой ленты, малыш Бадди, живет в Белфасте и видит одну из самых кровавых страниц британской истории XX века — ожесточенную гражданскую войну между католиками и протестантами. В эти события оказывается втянут и сам Бадди, и все его близкие (и его семья, и друзья мальчишки). Родители всерьез задумываются о переезде в безопасное место (например, в Лондон), а ведь ничего, кроме Белфаста, Бадди не знает.
Брана не скрывает, что «Белфаст» — вещь автобиографическая. Британский актер с ирландскими корнями, действительно родился в Белфасте, в протестантской семье, и на его детство пришлось ожесточенное и кровопролитное противостояние, длившееся больше десяти лет. Во многом благодаря такой исповедальности «Белфаст» для Браны — прорыв: никогда его ленты, нарциссичные и холодноватые, не были такими чувственными, трогательными, остроумными и живыми. Исповедальность режиссеру явно пошла на пользу и наверняка принесет заветную статуэтку.
Пол Томас Андерсон («Лакричная пицца»)
Настоящий тяжеловес в категории «Лучший сценарий» и фаворит на победу — Пол Томас Андерсон. Для него это пятая номинация на «Оскар» как драматурга и, вполне возможно, именно она станет успешной. Мастер затейливого нарратива и сюжетных хитросплетений, он один умудрялся совладать с самыми сложными литературными основами: от авангардной прозы Томаса Пинчона («Врожденный порок») до пророческих трактатов Эптона Синклера («Нефть»). И в своих сценариях Андерсон этим реформаторам литературы ничуть не уступает ни в радикализме, ни в изысканности.
«Лакричная пицца», если совсем кратко, — это в меру ностальгический портрет Голливуда 70-х. Показана эта вселенная через призму полных противоречий и переживаний отношений самоуверенного и нагловатого мальчика-подростка и девушки, пребывающей в тягостном поиске себя. Но интересна тут не фактура, а именно изысканность повествования. Андерсон в «Пицце» отважно отказывается от какой-либо линейности и монолитности. Он складывает фильм из осколков, световых пучков, запахов, ощущений, шорохов. Есть здесь и крохотная комедия про выкрутасы голливудских кинозвезд, и малюсенький фильм-катастрофа (тоже не без комедийных элементов), и трогательный ромком о первой любви, и сумрачная драма о тяжелом бремени жизни в эпоху перемен. В общем, в одну нехитрую историю уместилась едва ли не вся энциклопедия фабрики грез и полный словарь кинематографических жанров: пожалуй, никто и не смог бы справиться с подобной задачей так изящно, как это делает мастер нелинейного повествования и сюжетной вязи Андерсон.
Адам МакКей («Не смотрите наверх»)
Суперхит конца 2021-го и начала 2022-го годов от Адама МакКея, злая и остроумная сатира, в которой всем без исключения представителям современного общества достается по заслугам. Главные герои фильма, астрономы Мичиганского университета в исполнении Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс, сделали ужасающее открытие. По их расчетам, прямиком на нашу планету летит гигантский метеорит и совсем скоро он уничтожит всю жизнь на Земле. Правда, окружающие — от власти и прессы до обывателей — на тревожные сообщения ученых реагируют весьма странным образом. Каждый из них не желает верить в серьезность угрозы, каждый ищет какого-то успокоения, и каждый выглядит втройне глупо, старательно планируя встречу конца света.
Комедиограф Адам МакКей, автор «Игры на понижение» и «Власти», и прежде умел мастерски совмещать политический анализ с едкой сатирой, фактологию с жестоким, а порой и очень мрачным юмором. В «Не смотрите наверх» этот талант доходит до полного совершенства. С поистине мольеровским размахом МакКей раздает тумаки всем: телеведущим и ученым, власти и элите, обывателям и военным. Полузабытый жанр комедии нравов с остроумным высмеиванием пороков общества здесь воскресает во всём своем величии. МакКей не жалеет ровным счетом никого. Всем достается по заслугам, но при этом, благодаря первоклассному актерскому составу, собранному исключительно из суперзвезд, злые карикатуры и уродливые маски в «Не смотрите» наделяются еще и человеческими чертами, оказываются очень живыми и узнаваемыми, а порой даже трогательными. Удивительно, но с течением времени картина только приобретает дополнительную актуальность.
Йоаким Триер, Эскиль Вогт («Худший человек на свете»)
Еще одна темная лошадка в конкурсе сценариев «Оскара» — европейский гость американской кинопремии, норвежец Йоаким Триер (а также его постоянный соавтор Эскиль Вогт, который в прошлом году и сам показывал в Каннах свой режиссерский проект — «Паранормальных»). Для него это настоящий прорыв — прежде скандинавский автор в оскаровские списки не попадал, да и вообще мировой славы в отличие от своего однофамильца не снискал, если не считать весьма успешной в прокате ленты с американскими звездами «Громче, чем бомбы».
Но «Худший человек» — история исключительная. Главная героиня ленты — самая обычная девушка из Осло по имени Джули. Ищет себя, занимается фотографиями, ведет блог, влюбляется в сочинителя комиксов, переживает потрясения, разочарования и находит силы жить дальше. Норвежец Йоаким Триер проделывает в «Худшем человеке» примерно тот же трюк, что и его однофамилец в «Нифмоманке»: составляет краткую энциклопедию жизни женщины, только без секса. Вернее, он тут есть, но только среди прочих радостей и печалей. Главное очарование «Худшего человека» в разнообразии: Триер делит историю героини на главы и каждую решает в разной стилистике. Где-то окунается в романтическую комедию, где-то зубодробительно шутит, где-то концентрируется на речи героев, где-то вовсе лишает их голоса. Но складывает это всё в пестрый калейдоскоп, пропитанный любовью к жизни и упоением всеми без исключения оттенками и цветами. Кроме того, пожалуй, никто сегодня так точно не показывал кризис современной идентичности (даже в развитых и свободных странах). Ты получил хорошее образование и воспитание, но как это помогает понять, кем ты хочешь быть? Тем более, рядом должен быть правильный человек, соответствующий тебе и твоим запросом (не выше, но и не ниже тебя). Как бы эгоистично это ни звучало.
Зак Бэйлин («Король Ричард»)
Настоящая темная лошадка среди оскаровских номинантов-сценаристов — дебютант Зак Бэйлин. Его первая работа «Король Ричард» вообще-то тяжеловес совсем в другой категории: это первоклассный бенефис исполнителя главной роли Уилла Смита и по совместительству едва ли не лучшая роль в карьере актера. Но простым сочинением материала для звезды Бэйлин не ограничился.
Многообещающий дебютант рассказал основанную на реальных событиях историю семьи известных теннисисток Уильямс. Но главным героем сделал не самих Серену и Винус, а их отца и тренера Ричарда Уильямса. Именно через его героические усилия, невероятную стойкость и способность к самопожертвованию и показан путь к успеху двух темнокожих девочек. В итоге Бэйлин смог сложить невероятную по трогательности и чувственности драму об отце, готовом пойти на всё — лишь бы у его детей были шансы на достойную жизнь, славу, счастье и успех. Чтобы они получили всё то, чего сам Ричард был лишен, потому что родился в жестокое и страшное время. Бэйлин мастерски завернул в формат спортивной драмы и политическую драму о борьбе за права афроамериканцев, и трагедию отверженного таланта. В общем, получилась вещь на редкость пестрая и разнообразная для такого нехитрого формата, которая заслуженно получила номинацию на престижную награду.
Смотреть в Okko
Текст: Иван Чувиляев
18+
Кадр из фильма «Белфаст», реж. Кеннет Брана
Кеннет Брана («Белфаст»)
Наиболее вероятный победитель в сценарной номинации — Кеннет Брана. Случай тем более исключительный, что для опытнейшего режиссера «Белфаст» — первая самостоятельная сценарная работа. Прежде он работал лишь с чужими сюжетами. Повод для того, чтобы так радикально сменить стиль, манеру и почерк есть, и очень весомый. «Белфаст» — самая личная и самая необычная лента Кеннета Браны. Театральный и кинематографический мастер, актер классического репертуара (трудно вспомнить, кого из шекспировских героев он не сыграл на сцене и на экране и сколько адаптаций сделал), Брана фактически рассказывает историю из собственного детства. Главный герой ленты, малыш Бадди, живет в Белфасте и видит одну из самых кровавых страниц британской истории XX века — ожесточенную гражданскую войну между католиками и протестантами. В эти события оказывается втянут и сам Бадди, и все его близкие (и его семья, и друзья мальчишки). Родители всерьез задумываются о переезде в безопасное место (например, в Лондон), а ведь ничего, кроме Белфаста, Бадди не знает.
Брана не скрывает, что «Белфаст» — вещь автобиографическая. Британский актер с ирландскими корнями, действительно родился в Белфасте, в протестантской семье, и на его детство пришлось ожесточенное и кровопролитное противостояние, длившееся больше десяти лет. Во многом благодаря такой исповедальности «Белфаст» для Браны — прорыв: никогда его ленты, нарциссичные и холодноватые, не были такими чувственными, трогательными, остроумными и живыми. Исповедальность режиссеру явно пошла на пользу и наверняка принесет заветную статуэтку.
Пол Томас Андерсон («Лакричная пицца»)
Настоящий тяжеловес в категории «Лучший сценарий» и фаворит на победу — Пол Томас Андерсон. Для него это пятая номинация на «Оскар» как драматурга и, вполне возможно, именно она станет успешной. Мастер затейливого нарратива и сюжетных хитросплетений, он один умудрялся совладать с самыми сложными литературными основами: от авангардной прозы Томаса Пинчона («Врожденный порок») до пророческих трактатов Эптона Синклера («Нефть»). И в своих сценариях Андерсон этим реформаторам литературы ничуть не уступает ни в радикализме, ни в изысканности.
«Лакричная пицца», если совсем кратко, — это в меру ностальгический портрет Голливуда 70-х. Показана эта вселенная через призму полных противоречий и переживаний отношений самоуверенного и нагловатого мальчика-подростка и девушки, пребывающей в тягостном поиске себя. Но интересна тут не фактура, а именно изысканность повествования. Андерсон в «Пицце» отважно отказывается от какой-либо линейности и монолитности. Он складывает фильм из осколков, световых пучков, запахов, ощущений, шорохов. Есть здесь и крохотная комедия про выкрутасы голливудских кинозвезд, и малюсенький фильм-катастрофа (тоже не без комедийных элементов), и трогательный ромком о первой любви, и сумрачная драма о тяжелом бремени жизни в эпоху перемен. В общем, в одну нехитрую историю уместилась едва ли не вся энциклопедия фабрики грез и полный словарь кинематографических жанров: пожалуй, никто и не смог бы справиться с подобной задачей так изящно, как это делает мастер нелинейного повествования и сюжетной вязи Андерсон.
Адам МакКей («Не смотрите наверх»)
Суперхит конца 2021-го и начала 2022-го годов от Адама МакКея, злая и остроумная сатира, в которой всем без исключения представителям современного общества достается по заслугам. Главные герои фильма, астрономы Мичиганского университета в исполнении Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс, сделали ужасающее открытие. По их расчетам, прямиком на нашу планету летит гигантский метеорит и совсем скоро он уничтожит всю жизнь на Земле. Правда, окружающие — от власти и прессы до обывателей — на тревожные сообщения ученых реагируют весьма странным образом. Каждый из них не желает верить в серьезность угрозы, каждый ищет какого-то успокоения, и каждый выглядит втройне глупо, старательно планируя встречу конца света.
Комедиограф Адам МакКей, автор «Игры на понижение» и «Власти», и прежде умел мастерски совмещать политический анализ с едкой сатирой, фактологию с жестоким, а порой и очень мрачным юмором. В «Не смотрите наверх» этот талант доходит до полного совершенства. С поистине мольеровским размахом МакКей раздает тумаки всем: телеведущим и ученым, власти и элите, обывателям и военным. Полузабытый жанр комедии нравов с остроумным высмеиванием пороков общества здесь воскресает во всём своем величии. МакКей не жалеет ровным счетом никого. Всем достается по заслугам, но при этом, благодаря первоклассному актерскому составу, собранному исключительно из суперзвезд, злые карикатуры и уродливые маски в «Не смотрите» наделяются еще и человеческими чертами, оказываются очень живыми и узнаваемыми, а порой даже трогательными. Удивительно, но с течением времени картина только приобретает дополнительную актуальность.
Йоаким Триер, Эскиль Вогт («Худший человек на свете»)
Еще одна темная лошадка в конкурсе сценариев «Оскара» — европейский гость американской кинопремии, норвежец Йоаким Триер (а также его постоянный соавтор Эскиль Вогт, который в прошлом году и сам показывал в Каннах свой режиссерский проект — «Паранормальных»). Для него это настоящий прорыв — прежде скандинавский автор в оскаровские списки не попадал, да и вообще мировой славы в отличие от своего однофамильца не снискал, если не считать весьма успешной в прокате ленты с американскими звездами «Громче, чем бомбы».
Но «Худший человек» — история исключительная. Главная героиня ленты — самая обычная девушка из Осло по имени Джули. Ищет себя, занимается фотографиями, ведет блог, влюбляется в сочинителя комиксов, переживает потрясения, разочарования и находит силы жить дальше. Норвежец Йоаким Триер проделывает в «Худшем человеке» примерно тот же трюк, что и его однофамилец в «Нифмоманке»: составляет краткую энциклопедию жизни женщины, только без секса. Вернее, он тут есть, но только среди прочих радостей и печалей. Главное очарование «Худшего человека» в разнообразии: Триер делит историю героини на главы и каждую решает в разной стилистике. Где-то окунается в романтическую комедию, где-то зубодробительно шутит, где-то концентрируется на речи героев, где-то вовсе лишает их голоса. Но складывает это всё в пестрый калейдоскоп, пропитанный любовью к жизни и упоением всеми без исключения оттенками и цветами. Кроме того, пожалуй, никто сегодня так точно не показывал кризис современной идентичности (даже в развитых и свободных странах). Ты получил хорошее образование и воспитание, но как это помогает понять, кем ты хочешь быть? Тем более, рядом должен быть правильный человек, соответствующий тебе и твоим запросом (не выше, но и не ниже тебя). Как бы эгоистично это ни звучало.
Зак Бэйлин («Король Ричард»)
Настоящая темная лошадка среди оскаровских номинантов-сценаристов — дебютант Зак Бэйлин. Его первая работа «Король Ричард» вообще-то тяжеловес совсем в другой категории: это первоклассный бенефис исполнителя главной роли Уилла Смита и по совместительству едва ли не лучшая роль в карьере актера. Но простым сочинением материала для звезды Бэйлин не ограничился.
Многообещающий дебютант рассказал основанную на реальных событиях историю семьи известных теннисисток Уильямс. Но главным героем сделал не самих Серену и Винус, а их отца и тренера Ричарда Уильямса. Именно через его героические усилия, невероятную стойкость и способность к самопожертвованию и показан путь к успеху двух темнокожих девочек. В итоге Бэйлин смог сложить невероятную по трогательности и чувственности драму об отце, готовом пойти на всё — лишь бы у его детей были шансы на достойную жизнь, славу, счастье и успех. Чтобы они получили всё то, чего сам Ричард был лишен, потому что родился в жестокое и страшное время. Бэйлин мастерски завернул в формат спортивной драмы и политическую драму о борьбе за права афроамериканцев, и трагедию отверженного таланта. В общем, получилась вещь на редкость пестрая и разнообразная для такого нехитрого формата, которая заслуженно получила номинацию на престижную награду.
Смотреть в Okko
Текст: Иван Чувиляев
Материал взят: Тут