«Оскар-2022»: Лучший фильм на иностранном языке ( 6 фото )
- 24.03.2022
- 22 061
В этом году на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» представлены картины из европейских и азиатских стран. Всё это участники престижных мировых фестивалей. Выделяется разве что экзотическая (потому что из Бутана) семейная драма «Лунана: Як в классной комнате». Рассказываем о раскладе сил в интернациональной номинации.
16+
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути
«Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути (Япония)
«Сядь за руль моей машины» Рюсуке Хамагути — главный кандидат на награду в этой оскаровской категории. Формально Хамагути экранизирует
один из рассказов Харуки Мураками, но на деле этот фильм — гораздо больше, чем адаптация. Это своеобразное продолжение рассказа Мураками, и эстетика повествования японского режиссера здесь, как и в других его фильмах, представляет собой мозаику из емких историй, архипелаг жизней.
Главный герой фильма Юсуке — актер и успешный театральный режиссер, его конек – экспериментальные мультиязычные постановки. Сейчас он работает над «В ожидании Годо» Беккета. Но однажды с его любимой женой Ото случается беда. После этого очерствевший Юсуке отправляется на театральный фестиваль в Хиросиме, где ему вновь предложили поставить чеховского «Дядю Ваню». Ранее он уже не раз исполнял центральную роль. Этого от него ждут и организаторы фестиваля. По только ему одному известной причине он выбирает на главную роль в постановке самоуверенного молодого любовника своего жены, Кодзи, уверяя его, что грим скроет разницу в возрасте. Эта странная дуэль между двумя мужчинами происходит одновременно с развивающимися отношениям Юсуке и его водительницы Мисаки. Девушка молчалива, но за то время, которые они проводят в дороге, между героями устанавливается едва ли им самим понятная близость. Просто они оба знают, что такое потеря.
Пьеса Чехова, со всем ее отчаянием и сожалением об упущенных возможностях, становится в режиссерских руках Хамагути самостоятельным персонажем фильма. А Юсуке продолжает рассуждать и терзаться. Что если бы он смог совладать со своими чувствами, проглотить гордость и рассказать жене о том, что он знал о ее тайной эротической жизни? Спасла бы эта честность их отношения? Мисаки продолжает терзаться собственной горькой правдой (в конце Хамагути расскажет и ее историю). И режиссеру совершенно не важно, согласуется она или нет с остальными главами фильма. Жизнь других людей сложна и скрыта от посторонних глаз, и все мы слишком высокомерны в тот момент, когда думаем, что знаем всё о людях, встречающихся нам на пути.
«Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер (Норвегия)
Фильм Йоакима Триера, норвежского режиссера, подарившего миру тревожный триллер о телекинезе «Тельма» и сложную драму о наркомании «Осло, 31 августа», вполне может посоперничать за награду с фильмом Хамагути. На этот раз Триер взялся за один из самых сложных жанров — романтическую драму, которую объединил с другим, не менее хитрым видом сторителлинга — драмой взросления.
Джули — студентка-медик, которая, как и все, ищет свой путь. Через какое-то время она понимает, что медицина ее не интересует — она хочет изучать психологию. А после нее следует фотография. У Джули начинаются отношения с известным создателем комиксов Акселем, но когда ей исполняется 20 лет, она обнаруживает, что Аксель становится всё более и более популярным, в то время как она работает всего лишь продавцом-консультантом в книжном магазине. Ситуация доходит до критической точки, когда Джули совершенно случайно, на чужой свадьбе, встречает Эйвинда. Будет ли он наконец соответствовать ей и ее устремлениям? Чего вообще она, Джули, хочет от жизни?
Ренате Рейнсве, актриса, исполнившая главную роль и получившая за нее совершенно заслуженную награду в Каннах, держит на себе весь фильм и, без сомнений, готова конкурировать в своей зрелой и чувственной игре с лучшими европейскими актрисами. Название фильма — еще одна загадка для зрителя: кто он, этот худший человек? Сама Джули? Но ведь как и любой в возрасте 20 лет или даже чуть старше, она боится ужасной необратимости человеческого выбора и пытается идти к своей судьбе как может — пусть и на ощупь. Или это кто-то из ухажеров Джули? Или вообще зритель, которого Триер так и норовит окунуть в очередную сцену, где нужно будет занять четкую моральную позицию, прямо как в жизни? Каждому свое.
«Рука бога», реж. Паоло Соррентино (Италия)
Паоло Соррентино быть в этой номинации не впервой: в 2014 году его картина «Великая красота» уже становилась лучшим иностранным фильмом (за это время категория успела поменять название). В 2022-м итальянца трудно назвать фаворитом — хватает достойных конкурентов. «Рука Бога» — это по-своему новая глава для режиссера, его вход в автобиографический канон, в котором уже ставшие легендарными кинематографисты — например, Феллини или Альмодовар — переосмысляют собственную реальность, после того, как им исполнилось 50.
Главный герой «Руки бога» — юный Фабьетто, который живет в Неаполе. На дворе 1984 год, город охвачен лихорадкой имени Диего Армандо Марадоны. Ходят слухи, что легендарный аргентинский футболист подумывает о переходе из «Барселоны» в «Наполи». И Фабьетто не находит себе места от охватившего его волнения. Но культ Марадоны — конечно, далеко не всё, что происходит в жизни парня. В его большой семье много интересных персонажей: от брата-актера до отца-коммуниста. Каждый из них ищет своего счастья. Но вскоре истории других героев отходят на второй план, и Фабьетто становится подлинной фигурой притяжения зрительского внимания. Парень находит утешение в кино, заводит новых друзей, вздыхает по собственной тетушке, бродит по улицам и изо всех сил пытается проложить себе дорогу в сомнительное, но такое искрящееся надеждой будущее.
Соррентино наводит камеру на пышные гавани, помещает своих персонажей в полуразрушенные особняки и устрашающие, похожие на пещеры, больничные коридоры. Все в «Руке бога» зрителю кажется таким большим. А тому самому богу — неважным и мелким, как и любая человеческая жизнь.
«Побег», реж. Йонас Поэр Расмуссен (Дания)
Анимации в этой оскаровской категории не было аж с 2009 года, когда за право стать лучшим фильмом на иностранном языке среди прочих боролся израильский «Вальс с Баширом» Ари Фольмана. Главный герой «Побега» по имени Амин — афганский беженец. Сегодня он живет в Дании со своим партнером. Но важно, что было до. До того, как оказаться в спокойной и благоустроенной Европе, Амин проделал путь из раздираемого войной Кабула 80-х, успел пожить в Москве и даже застать очереди в первый «Макдоналдс». И те травматические события он прекрасно помнит и сегодня. Они мучают его уже почти три десятка лет, только до сегодняшнего дня он боялся говорить об этом вслух.
Прототип Амина в фильме — реальный друг режиссера Йонаса Поэра Расмуссена, с которым они дружат много лет. Однако свою историю Амин рассказал режиссеру только спустя годы их дружбы. И дело не только в том, что он не был готов делиться тем, что оставило в нём глубокую травму, проживаемую до сих пор. Расмуссену тоже потребовалось время, чтобы понять, каким именно способом вести повествование такого масштаба. В конечном счете режиссер выбирает анимацию в качестве основного приема, но также вплетает в фильм кадры из архивов, исчерпывающе сообщающие зрителю о политическом хаосе, окружавшем жизнь Амина как в Афганистане, так и в России. «Побег» — удивительно гуманный и сложный фильм, разъясняющий судьбу одного человека, которую слишком легко можно было бы упростить. Датская картина является ярким примером ставшего популярным в последние годы жанра анимадока. Благодаря нему на экране появляются истории, которые невозможно представить в каком-либо другом формате.
«Лунана: Як в классной комнате», реж. Паво Чойнинг Доржи (Бутан)
Это второй фильм родом из Бутана, который был номинирован на премию «Оскар». Его главный герой по имени Угьен — молодой учитель, который заканчивает государственную стажировку и преподает в столице Бутана. Однако ему не нравится думать о том, что его дальнейший путь — это учительская стезя. Парень мечтает уехать в Австралию и быть певцом. Но против правил не пойдешь. И чтобы закончить стажировку, Угьену нужно отправиться к черту на куличики — то есть в одну из далеких бутанских деревень, проделав весь путь через горы, пешком. В Лунане ему предстоит учить нескольких детишек в одной-единственной на всю округу школе. Но главное, герою предстоит понять, что счастье совсем рядом, а не где-то в интернете или других благах цивилизации.
Яркий дебют сценариста и режиссера Паво Чойнинга Доржи снят в красивейших местах планеты, вокруг самой отдаленной от других частей света школы, с впечатляющим актерским составом из непрофессионалов. Съемки фильма проходили в настоящей Лунане, и велись если не на коленке, то точно без электричества, которого в этой деревне нет и в XXI веке. Картина уже получила призы зрительских симпатий на многочисленных фестивалях, включая киносмотры в Палм-Спрингс и Каире. Любовь самого Доржи к Бутану пронизывает каждый кадр фильма, но в первую очередь его интересует вопрос о том, как сегодня живется молодому поколению в Бутане. И могут ли эти невинные дети действительно вырасти такими счастливыми, как о них привык думать остальной мир?
Текст: Ксения Ильина
16+
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути
«Сядь за руль моей машины», реж. Рюсукэ Хамагути (Япония)
«Сядь за руль моей машины» Рюсуке Хамагути — главный кандидат на награду в этой оскаровской категории. Формально Хамагути экранизирует
один из рассказов Харуки Мураками, но на деле этот фильм — гораздо больше, чем адаптация. Это своеобразное продолжение рассказа Мураками, и эстетика повествования японского режиссера здесь, как и в других его фильмах, представляет собой мозаику из емких историй, архипелаг жизней.
Главный герой фильма Юсуке — актер и успешный театральный режиссер, его конек – экспериментальные мультиязычные постановки. Сейчас он работает над «В ожидании Годо» Беккета. Но однажды с его любимой женой Ото случается беда. После этого очерствевший Юсуке отправляется на театральный фестиваль в Хиросиме, где ему вновь предложили поставить чеховского «Дядю Ваню». Ранее он уже не раз исполнял центральную роль. Этого от него ждут и организаторы фестиваля. По только ему одному известной причине он выбирает на главную роль в постановке самоуверенного молодого любовника своего жены, Кодзи, уверяя его, что грим скроет разницу в возрасте. Эта странная дуэль между двумя мужчинами происходит одновременно с развивающимися отношениям Юсуке и его водительницы Мисаки. Девушка молчалива, но за то время, которые они проводят в дороге, между героями устанавливается едва ли им самим понятная близость. Просто они оба знают, что такое потеря.
Пьеса Чехова, со всем ее отчаянием и сожалением об упущенных возможностях, становится в режиссерских руках Хамагути самостоятельным персонажем фильма. А Юсуке продолжает рассуждать и терзаться. Что если бы он смог совладать со своими чувствами, проглотить гордость и рассказать жене о том, что он знал о ее тайной эротической жизни? Спасла бы эта честность их отношения? Мисаки продолжает терзаться собственной горькой правдой (в конце Хамагути расскажет и ее историю). И режиссеру совершенно не важно, согласуется она или нет с остальными главами фильма. Жизнь других людей сложна и скрыта от посторонних глаз, и все мы слишком высокомерны в тот момент, когда думаем, что знаем всё о людях, встречающихся нам на пути.
«Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер (Норвегия)
Фильм Йоакима Триера, норвежского режиссера, подарившего миру тревожный триллер о телекинезе «Тельма» и сложную драму о наркомании «Осло, 31 августа», вполне может посоперничать за награду с фильмом Хамагути. На этот раз Триер взялся за один из самых сложных жанров — романтическую драму, которую объединил с другим, не менее хитрым видом сторителлинга — драмой взросления.
Джули — студентка-медик, которая, как и все, ищет свой путь. Через какое-то время она понимает, что медицина ее не интересует — она хочет изучать психологию. А после нее следует фотография. У Джули начинаются отношения с известным создателем комиксов Акселем, но когда ей исполняется 20 лет, она обнаруживает, что Аксель становится всё более и более популярным, в то время как она работает всего лишь продавцом-консультантом в книжном магазине. Ситуация доходит до критической точки, когда Джули совершенно случайно, на чужой свадьбе, встречает Эйвинда. Будет ли он наконец соответствовать ей и ее устремлениям? Чего вообще она, Джули, хочет от жизни?
Ренате Рейнсве, актриса, исполнившая главную роль и получившая за нее совершенно заслуженную награду в Каннах, держит на себе весь фильм и, без сомнений, готова конкурировать в своей зрелой и чувственной игре с лучшими европейскими актрисами. Название фильма — еще одна загадка для зрителя: кто он, этот худший человек? Сама Джули? Но ведь как и любой в возрасте 20 лет или даже чуть старше, она боится ужасной необратимости человеческого выбора и пытается идти к своей судьбе как может — пусть и на ощупь. Или это кто-то из ухажеров Джули? Или вообще зритель, которого Триер так и норовит окунуть в очередную сцену, где нужно будет занять четкую моральную позицию, прямо как в жизни? Каждому свое.
«Рука бога», реж. Паоло Соррентино (Италия)
Паоло Соррентино быть в этой номинации не впервой: в 2014 году его картина «Великая красота» уже становилась лучшим иностранным фильмом (за это время категория успела поменять название). В 2022-м итальянца трудно назвать фаворитом — хватает достойных конкурентов. «Рука Бога» — это по-своему новая глава для режиссера, его вход в автобиографический канон, в котором уже ставшие легендарными кинематографисты — например, Феллини или Альмодовар — переосмысляют собственную реальность, после того, как им исполнилось 50.
Главный герой «Руки бога» — юный Фабьетто, который живет в Неаполе. На дворе 1984 год, город охвачен лихорадкой имени Диего Армандо Марадоны. Ходят слухи, что легендарный аргентинский футболист подумывает о переходе из «Барселоны» в «Наполи». И Фабьетто не находит себе места от охватившего его волнения. Но культ Марадоны — конечно, далеко не всё, что происходит в жизни парня. В его большой семье много интересных персонажей: от брата-актера до отца-коммуниста. Каждый из них ищет своего счастья. Но вскоре истории других героев отходят на второй план, и Фабьетто становится подлинной фигурой притяжения зрительского внимания. Парень находит утешение в кино, заводит новых друзей, вздыхает по собственной тетушке, бродит по улицам и изо всех сил пытается проложить себе дорогу в сомнительное, но такое искрящееся надеждой будущее.
Соррентино наводит камеру на пышные гавани, помещает своих персонажей в полуразрушенные особняки и устрашающие, похожие на пещеры, больничные коридоры. Все в «Руке бога» зрителю кажется таким большим. А тому самому богу — неважным и мелким, как и любая человеческая жизнь.
«Побег», реж. Йонас Поэр Расмуссен (Дания)
Анимации в этой оскаровской категории не было аж с 2009 года, когда за право стать лучшим фильмом на иностранном языке среди прочих боролся израильский «Вальс с Баширом» Ари Фольмана. Главный герой «Побега» по имени Амин — афганский беженец. Сегодня он живет в Дании со своим партнером. Но важно, что было до. До того, как оказаться в спокойной и благоустроенной Европе, Амин проделал путь из раздираемого войной Кабула 80-х, успел пожить в Москве и даже застать очереди в первый «Макдоналдс». И те травматические события он прекрасно помнит и сегодня. Они мучают его уже почти три десятка лет, только до сегодняшнего дня он боялся говорить об этом вслух.
Прототип Амина в фильме — реальный друг режиссера Йонаса Поэра Расмуссена, с которым они дружат много лет. Однако свою историю Амин рассказал режиссеру только спустя годы их дружбы. И дело не только в том, что он не был готов делиться тем, что оставило в нём глубокую травму, проживаемую до сих пор. Расмуссену тоже потребовалось время, чтобы понять, каким именно способом вести повествование такого масштаба. В конечном счете режиссер выбирает анимацию в качестве основного приема, но также вплетает в фильм кадры из архивов, исчерпывающе сообщающие зрителю о политическом хаосе, окружавшем жизнь Амина как в Афганистане, так и в России. «Побег» — удивительно гуманный и сложный фильм, разъясняющий судьбу одного человека, которую слишком легко можно было бы упростить. Датская картина является ярким примером ставшего популярным в последние годы жанра анимадока. Благодаря нему на экране появляются истории, которые невозможно представить в каком-либо другом формате.
«Лунана: Як в классной комнате», реж. Паво Чойнинг Доржи (Бутан)
Это второй фильм родом из Бутана, который был номинирован на премию «Оскар». Его главный герой по имени Угьен — молодой учитель, который заканчивает государственную стажировку и преподает в столице Бутана. Однако ему не нравится думать о том, что его дальнейший путь — это учительская стезя. Парень мечтает уехать в Австралию и быть певцом. Но против правил не пойдешь. И чтобы закончить стажировку, Угьену нужно отправиться к черту на куличики — то есть в одну из далеких бутанских деревень, проделав весь путь через горы, пешком. В Лунане ему предстоит учить нескольких детишек в одной-единственной на всю округу школе. Но главное, герою предстоит понять, что счастье совсем рядом, а не где-то в интернете или других благах цивилизации.
Яркий дебют сценариста и режиссера Паво Чойнинга Доржи снят в красивейших местах планеты, вокруг самой отдаленной от других частей света школы, с впечатляющим актерским составом из непрофессионалов. Съемки фильма проходили в настоящей Лунане, и велись если не на коленке, то точно без электричества, которого в этой деревне нет и в XXI веке. Картина уже получила призы зрительских симпатий на многочисленных фестивалях, включая киносмотры в Палм-Спрингс и Каире. Любовь самого Доржи к Бутану пронизывает каждый кадр фильма, но в первую очередь его интересует вопрос о том, как сегодня живется молодому поколению в Бутане. И могут ли эти невинные дети действительно вырасти такими счастливыми, как о них привык думать остальной мир?
Текст: Ксения Ильина
Материал взят: Тут