Самураи хитрят: Япония вводит против нас санкции, но хочет получать российский газ, который дешевле СПГ из США ( 1 фото )
- 21.03.2022
- 16 696
В Токио официально заявили, что страна никому не отдаст свою долю в «Сахалине-2»
Юрий Енцов
На фото: проект «Сахалин-2» (Фото: Serguei Fomine/Russian Look/Global Look Press)
Материал комментируют:
Валерий Кистанов
Страна восходящего солнца одной рукой лютует, вводя санкций против Россиии, а другой — заботиться о стабильном поступлении энергоресурсов. Казалось бы, Японцы могут и у американцев СПГ покупать. Дороже будет? Так платите за свою политическую позицию.
Нет, нефтегазовый проект, реализуемый на Сахалине на условиях соглашения о разделе продукции продолжит играть важную роль. Поставки из России должны продолжиться, а кроме того, заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида: «Мы имеем свои интересы в проектах добычи нефти и газа в Восточной Сибири».
А интерес состоит в том, чтобы закупать энергию, во-первых, по низким ценам, а во-вторых, в долгосрочной перспективе. По словам, Кисиды из России Япония получает 9% от общих объемов сжиженного природного газа — процитировал «Интерфакс» японское издание «Санкэй».
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Валерий Кистанов думает, что жизнь заставляет японцев сохранить свою долю в совместных проектах:
— Деваться некуда. Ведь Япония на 100% зависит от импорта энергоносителей. Своего у них ничего нет: ни нефти, ни газа, ни угля. Серьезная проблема с атомной промышленностью, особенно после аварии на «Фукусиме» в 2011 году. Взят курс на сворачивание, приостановку реактора. Сейчас начались разговоры о том, что надо возрождать атомную энергетику. Но это все разговоры, пока суд да дело, Япония не может обойтись без наших энергоресурсов. Такой отказ по всей цепочке ударит по экономике страны.
Сейчас Россия поставляет в Японию примерно 4% нефти, 8−10% сжиженного газа — по разным сведениям, и 12−14% энергетических углей. Если Япония откажется от этого, заменить будет нечем: ни атомной электроэнергетикой, ни альтернативными поставками из-за рубежа. Тем более что на мировых рынках нефть и газ — растут в цене, это бьет по японской экономике, там уже возникают опасения из-за инфляции, которая растет.
«СП»: — Вы упомянули энергетический уголь. Значит и от него, несмотря на все «зеленые» веяния, Япония тоже не отказалась?
— Информации о том, что Япония намерена от него отказаться нет.
Так что, несмотря на то, что Япония по многим направлениям ничуть не уступает по жесткости санкций в отношении России ни Соединенным Штатам, ни другим членам «Большой семерки», в энергетике она оставляет для себя «окошко». А Вашингтон нажимает.
Эта страна даже приняла в самом начале спецоперации России на Украине, решение — поставить в Европу какое-то количество сжиженного газа из своих запасов. Опасались того, что Россия может отказаться от поставок в Западную Европу. Ведь Евросоюз на 40% зависит от импорта газа из России. Отсюда такие демонстративные жесты.
Более того, Япония одно время заявляла, что выбросит на мировые рынки из своих резервов нефть. Это тоже чисто политический, пропагандистский жест. На самом деле, для самой японской экономики это «не есть хорошо». В Японии политики, эксперты, бизнес по этому поводу волнуются. Даже как-то, выступая в парламенте, нынешний премьер-министр Японии, Фумио Кисида, заявил, что стратегических запасов сжиженного газа хватит на две-три недели. А вы понимаете, что такое две-три недели для третьей экономики мира и второй экономики Азии. А что ждет Японию и весь мир через эти две-три недели?
А запасов нефти (по другим сведениям вообще запасы энергоносителей Японии) — накоплено на 240 дней. Тоже не густо.
В таких условиях как бы не критиковали, не прессовали Россию, Япония от нашей страны зависит. Тем не менее, она «подставила плече» Соединенным Штатам, шагая в ногу с другими членами G7.
Объявлена торгово-экономическая война России. Призывают к экономической блокаде. Япония заморозила активы Центрального банка России, номинированные в йенах, на 33 миллиарда долларов. Из нашей страны уходят японские компании, сворачивается пресловутый «план из восьми пунктов», который предложил Владимиру Путину бывший премьер-министр Синдзо Абэ. И на фоне всего этого энергетический мостик между Россией и Японией сжигать не собираются. Хитрят.
«СП»: — А что еще из России поставляют в Японию? Многие наслышаны о том, что выловленную на росийском шельфе рыбу наши рыбаки везут в японские порты. Причем не всегда официально. Скорее всего, от своей любимой рыбы японцы тоже не откажутся.
— Это давняя история. Все меняется, но в девяностые годы масштабы контрабанды в Японию крабов и рыбы были просто фантастическими. У нас все развалилось, статистики не велось, но по нашим данным мы поставляли в Японию морепродуктов на 300 миллионов долларов в год. А у японцев не одна выловленная рыбешка не проскочит без строгого учета. Так вот, по японской статистике, Япония импортировала из России морепродуктов на 1 миллиард 300 миллионов. Спрашивается: куда девался, в чьих карманах растворился этот миллиард долларов?
НОВОСТИ СМИ2
Песков рассказал о просьбах, с которыми постоянно звонит Киев
Киев постоянно выступает с предложениями о прямых переговорах президента РФ Владимира Путина и украинского лидера Владимира Зеленского.
Помнится, мы с японцами провели много переговоров, хотели, чтобы Япония прекратила перегрузку крабов с наших судов на японские. Пытались следить со спутников. Но мне кажется, в результате весь этот контроль оказался не эффективен. По одной простой причине: если привозят по-дешевке продукцию, разве кто-то заинтересован в том, чтобы этот поток перекрыть? Допустим, вам привозят что-то хорошее и свежее, а просят отдать за это подержанный велосипед, который пылится в чулане, разве вы откажетесь?
На Хоккайдо многие японские рестораны живут только за счет российских морепродуктов. Например, крабов. Там сформировалась целая индустрия на нелегальных поставках. Многие японцы совершают туда гастрономические туры — есть крабов.
Мне рассказывала одна японка: «У нас с Россией налажен бизнес. Нам привозят крабов, а мы расплачиваемся подержанными автомобилями». В результате весь Дальний Восток нашей страны заполонили японские праворульные машины.
«СП»: — Сейчас Япония собирается лишить Россию режима наибольшего благоприятствования. Что это значит?
— Ряд продуктов будет облагаться повышенными импортными пошлинами. Тарифы в Японии взлетят, это ударит по ресторанам, компаниям, и в конечно счете — по японским потребителям.
Импорт из России в целом небольшой, так же как и экспорт из Японии в Россию. Всего 1−2%. Но есть вещи, которые японцев очень волнуют. Например, импорт креветок, крабов. Япония тут наполовину зависит от поставок из России. А еще морской еж — японское блюдо под названием «суси» с этим свежим деликатесом — очень дорого. И по поставкам морских ежей японцы чуть ли не наполовину зависят от российских рыбаков.
«СП»: — Простые японцы могут, проголосовав на выборах, высказать свое мнение по этому вопросу.
— Я думаю, что тут логическая цепочка получается слишком длинной. Трудно сообразить: «Я пришел в ресторан, крабы подорожали, а проголосую-ка я против Фумио Кисиды!». Вот если начнутся глобальные проблемы, инфляция придавит японскую экономику, перестанет расти заработная плата, будут сокращаться расходы на социальные нужды, тогда такое возможно. Все это, кстати, уже происходит.
«СП» — Российский лес поставляется в Японию? Возят сухогрузы неошкуренные бревна?
— Лес в Японию поставляется, меньше, чем раньше. В советские времена в Японию везли очень много нашего леса. Японцы, несмотря на территориальные проблемы, отсутствие мирного договора, и тогда заключали с нами договоры о той же рыбной ловле.
Сейчас русский лес все везут в Китай, расположенный ближе, чем Япония. Туда везут кругляк, он перерабатывается и после этого экспортируют в Японию уже готовые пиломатериалы…
Японцы хотят стабильного энергоснабжения для себя, а для «плохой России» — страшных санкций. Считают, что если они будут осуществлятся при согласовании с прочими странами G7, собственная энергобезопасность японцам гарантирована. Пусть компания Shell plc намерена выйти из совместных предприятий с «Газпромом» — это их дело. Но японские фирмы Mitsui & Co и Mitsubishi Corp., владеющие долями в проекте «Сахалин-2», заявили о продолжении работы в этом проекте и об отсутствии желания выходить из него.
Зато зато Япония запретит поставки в РФ предметов роскоши, в рамках санкций заморозит еще больше российских активов, принадлежащих российской элите. А еще не даст России воспользоваться кредитами Международного валютного фонда и других международных кредиторов. Раньше говорили «ничего личного, только бизнес», а сейчас впору переиначить: «Никакого бизнеса для вас, только для нас».
Материал взят: Тут