Рецензия на фильм Черчилль ( 6 фото + 1 видео )
- 23.09.2017
- 1 081
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Июнь 1944 года. Во Второй мировой войне наметился перелом, силы союзников готовятся к открытию второго фронта в Европе, но поскольку мощь нацистской армии еще достаточно велика, высадка на севере Франции может обернуться серьезными потерями, а то и разгромом. Премьер-министр Британии Уинстон Черчилль, опираясь на собственный опыт армейского руководства во времена Первой мировой, отчаянно пытается убедить короля и американских генералов тщательно продумать каждый тактический ход будущей высадки в Нормандии или даже отложить ее, дабы лучше подготовиться. Но командование армиями союзников уверено, что английский премьер живет в устаревшей военной парадигме. Черчиллю не остается ничего иного, как уповать на удачу, молиться и готовить два обращения к соотечественникам – победное и на случай поражения.
Брайан Кокс отказался от накладок на тело и специального костюма, придающего объем, и предпочел набрать 10 килограммов веса, чтобы соответствовать фигуре Черчилля
Уинстон Черчилль – едва ли не самая часто появляющаяся на экранах британская историческая личность, шутка ли – в одной только «поттериане» задействовано пять актеров, в разное время примерявших в кадре или на театральной сцене знаменитые котелок, трость и сигару премьер-министра. Вот и в 2017-м сразу две полнометражные картины расскажут о самом известном, по мнению многих, англичанине, и любопытны они хотя бы тем уже, что ведущие роли в них исполняют крупнейшие звезды мирового кино – Гэри Олдман и Брайан Кокс. О работе последнего появилась возможность поговорить с появлением на экранах исторической драмы с незамысловатым названием «Черчилль».
Поскольку в Шотландии, где снимался фильм, законы по борьбе с курением распространяются и на кинопроизводство, всем актерам в кадре пришлось использовать электронные сигареты, а специально для Черчилля даже была создана электронная сигара
Почему рассказ о картине приходится начинать с упоминания ведущего актера? Да потому, увы, что, кроме бенефиса Кокса, в постановке режиссера Джонатана Теплицки смотреть не на что. И это настоящая катастрофа для картины, которая нацелена на воодушевление зрителя, которая призвана разоблачить жестокую политическую машину, где солдаты – всего лишь цифры во фронтовых сводках, которая желает донести до обывателя не просто историческую хронику, но и атмосферу тягостных дней перед стартом знаменитой операции «Оверлорд». Совсем недавно мы стали свидетелями уникального случая в искусстве – «Дюнкерк» Кристофера Нолана так показал отступление британцев, что зрители аплодировали стоя. А вот Теплицки с обратной задачей – впечатлить наступательной мощью – не справился совершенно.
И дело вовсе не в том, что в «Черчилле» напрочь отсутствует война в кадре – все кровавые ужасы войсковых противостояний возникают в фильме исключительно в качестве тяжелых, воспоминаний премьера, в разговорах генералитета или бравурных сводках с берегов Нормандии – беда в том, то герои картины выглядят еще более обреченными, чем бегущие из Франции в 1940-м солдаты. Сценарист Алекс фон Танцельманн выбрал довольно странный отрезок истории и продемонстрировал удивительную для того времени и той ситуации апатию и разброд – в фильме, кажется, никто не хочет воевать, открывать второй фронт и побеждать, предпочитая копаться в картах, дымить папиросами и сигарами да пафосно воспевать собственную смелость.
Не меньшую проблему сценария составляет и то, что фон Танцельманн откровенно исказил историю. Разумеется, сделано это было из лучших побуждений, по желанию добавить накал страстей и без того наэлектризованной грядущим наступлением атмосферы, но порой выдумка переходит все границы. Сценарист «наврал» в главном – у Черчилля не было и не могло быть конфликта с Эйзенхауэром, они вместе бок о бок разрабатывали высадку, поэтому странно смотреть на то, как за четыре дня до «Дня Д» экранный Черчилль вдруг заявляет, что он не в курсе подробностей и против всей этой «мясорубки». Еще менее солидно выглядит откровенный саботаж британских генералов, которые вдруг выходят из-под контроля премьер-министра и решают подчиняться непосредственно американцам. Ага, так все и было.
Но даже бог с ней, с исторической достоверностью. В конце концов это не документальная хроника, а мы не ханжи, чтобы запрещать постановщику и сценаристу творческую свободу. Но ведь и с драматизмом в фильме беда. Основную ставку авторы делают на проецирование политического и руководящего напряжения Черчилля на семью и своих непосредственных помощников, для этого в сюжет введена супруга премьера Клементина и выдуманная юная секретарша Хелен. И той и другой от главного героя достается в худших традициях дешевой мелодрамы – на машинистку Черчилль все время срывается криком, а затем проникается теплотой и даже помогает узнать о судьбе жениха, ушедшего на фронт, жена же постоянно чувствует неприступность и занятость супруга, которые затем выливаются в унылый монолог Черчилля: «Ну брось меня. Зачем я тебе такой?» Грустное разбазаривание великих возможностей.
Однако все вышеуказанное компенсируется игрой Брайана Кокса. Он блистателен в сценах, где Черчилль остается наедине с самим собой, он великолепен в тандемах с Мирандой Ричардсон и Ричардом Дерденом, он бесподобен в любой крупной сцене – от округлой фигуры невозможно отвести взгляд. Вот только этого недостаточно, чтобы фильм получился столь же значимым, как человек, о котором он рассказывает. «Черчилль» получился поверхностным, наивным и несмелым, история, в нем рассказанная, не трогает, а герои пролетают мимо, не закрепляясь в памяти. Крупнейшая историческая личность такого не заслуживает, хорошо, что это всего лишь один фильм из сотни, упоминающих великое имя.
Июнь 1944 года. Во Второй мировой войне наметился перелом, силы союзников готовятся к открытию второго фронта в Европе, но поскольку мощь нацистской армии еще достаточно велика, высадка на севере Франции может обернуться серьезными потерями, а то и разгромом. Премьер-министр Британии Уинстон Черчилль, опираясь на собственный опыт армейского руководства во времена Первой мировой, отчаянно пытается убедить короля и американских генералов тщательно продумать каждый тактический ход будущей высадки в Нормандии или даже отложить ее, дабы лучше подготовиться. Но командование армиями союзников уверено, что английский премьер живет в устаревшей военной парадигме. Черчиллю не остается ничего иного, как уповать на удачу, молиться и готовить два обращения к соотечественникам – победное и на случай поражения.
Брайан Кокс отказался от накладок на тело и специального костюма, придающего объем, и предпочел набрать 10 килограммов веса, чтобы соответствовать фигуре Черчилля
Уинстон Черчилль – едва ли не самая часто появляющаяся на экранах британская историческая личность, шутка ли – в одной только «поттериане» задействовано пять актеров, в разное время примерявших в кадре или на театральной сцене знаменитые котелок, трость и сигару премьер-министра. Вот и в 2017-м сразу две полнометражные картины расскажут о самом известном, по мнению многих, англичанине, и любопытны они хотя бы тем уже, что ведущие роли в них исполняют крупнейшие звезды мирового кино – Гэри Олдман и Брайан Кокс. О работе последнего появилась возможность поговорить с появлением на экранах исторической драмы с незамысловатым названием «Черчилль».
Поскольку в Шотландии, где снимался фильм, законы по борьбе с курением распространяются и на кинопроизводство, всем актерам в кадре пришлось использовать электронные сигареты, а специально для Черчилля даже была создана электронная сигара
Почему рассказ о картине приходится начинать с упоминания ведущего актера? Да потому, увы, что, кроме бенефиса Кокса, в постановке режиссера Джонатана Теплицки смотреть не на что. И это настоящая катастрофа для картины, которая нацелена на воодушевление зрителя, которая призвана разоблачить жестокую политическую машину, где солдаты – всего лишь цифры во фронтовых сводках, которая желает донести до обывателя не просто историческую хронику, но и атмосферу тягостных дней перед стартом знаменитой операции «Оверлорд». Совсем недавно мы стали свидетелями уникального случая в искусстве – «Дюнкерк» Кристофера Нолана так показал отступление британцев, что зрители аплодировали стоя. А вот Теплицки с обратной задачей – впечатлить наступательной мощью – не справился совершенно.
И дело вовсе не в том, что в «Черчилле» напрочь отсутствует война в кадре – все кровавые ужасы войсковых противостояний возникают в фильме исключительно в качестве тяжелых, воспоминаний премьера, в разговорах генералитета или бравурных сводках с берегов Нормандии – беда в том, то герои картины выглядят еще более обреченными, чем бегущие из Франции в 1940-м солдаты. Сценарист Алекс фон Танцельманн выбрал довольно странный отрезок истории и продемонстрировал удивительную для того времени и той ситуации апатию и разброд – в фильме, кажется, никто не хочет воевать, открывать второй фронт и побеждать, предпочитая копаться в картах, дымить папиросами и сигарами да пафосно воспевать собственную смелость.
Не меньшую проблему сценария составляет и то, что фон Танцельманн откровенно исказил историю. Разумеется, сделано это было из лучших побуждений, по желанию добавить накал страстей и без того наэлектризованной грядущим наступлением атмосферы, но порой выдумка переходит все границы. Сценарист «наврал» в главном – у Черчилля не было и не могло быть конфликта с Эйзенхауэром, они вместе бок о бок разрабатывали высадку, поэтому странно смотреть на то, как за четыре дня до «Дня Д» экранный Черчилль вдруг заявляет, что он не в курсе подробностей и против всей этой «мясорубки». Еще менее солидно выглядит откровенный саботаж британских генералов, которые вдруг выходят из-под контроля премьер-министра и решают подчиняться непосредственно американцам. Ага, так все и было.
Но даже бог с ней, с исторической достоверностью. В конце концов это не документальная хроника, а мы не ханжи, чтобы запрещать постановщику и сценаристу творческую свободу. Но ведь и с драматизмом в фильме беда. Основную ставку авторы делают на проецирование политического и руководящего напряжения Черчилля на семью и своих непосредственных помощников, для этого в сюжет введена супруга премьера Клементина и выдуманная юная секретарша Хелен. И той и другой от главного героя достается в худших традициях дешевой мелодрамы – на машинистку Черчилль все время срывается криком, а затем проникается теплотой и даже помогает узнать о судьбе жениха, ушедшего на фронт, жена же постоянно чувствует неприступность и занятость супруга, которые затем выливаются в унылый монолог Черчилля: «Ну брось меня. Зачем я тебе такой?» Грустное разбазаривание великих возможностей.
Однако все вышеуказанное компенсируется игрой Брайана Кокса. Он блистателен в сценах, где Черчилль остается наедине с самим собой, он великолепен в тандемах с Мирандой Ричардсон и Ричардом Дерденом, он бесподобен в любой крупной сцене – от округлой фигуры невозможно отвести взгляд. Вот только этого недостаточно, чтобы фильм получился столь же значимым, как человек, о котором он рассказывает. «Черчилль» получился поверхностным, наивным и несмелым, история, в нем рассказанная, не трогает, а герои пролетают мимо, не закрепляясь в памяти. Крупнейшая историческая личность такого не заслуживает, хорошо, что это всего лишь один фильм из сотни, упоминающих великое имя.
Материал взят: Тут