Захватить не удалось. ( 2 фото )

Это интересно

1930-1932 годы. Евразия

В 1930 году Г.С. Агабеков, резидент Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ в Стамбуле, который привык жить на широкую ногу, решил не возвращаться в СССР и перешел на сторону противника. Начал торговать имеющейся у него информацией. Продавал ее всем разведкам, которые желали купить эту информацию.

А знал он немало.


Предательство Г.С. Агабекова вызвало болезненную реакцию у руководства ИНО ОГПУ. В Москве приняли решение о ликвидации предателя.

Варианта было два.

Первый – ликвидировать Г.С. Агабекова за границей. Второй – вывезти Г.С. Агабекова на территорию СССР.

Ликвидировать или вывезти живым – такое задание получил Е.П. Мицкевич, советский резидент в Италии, а в Париж, где чаще всего видели Г.С. Агабекова, для захвата предателя выехал чекист Я.И. Серебрянский с группой сотрудников.

Но тут поступила информация, после обсуждения которой руководители ИНО, отдали предпочтение второму варианту. Это был вариант, позволявший с помощью некоторых иностранных граждан завлечь Агабекова в ловушку на территории Румынии.

Некий Нестор Филия, грек по национальности, бывший подданный Российской империи, сбежавший из страны в годы гражданской войны, возымел горячее желание воссоединиться со своей женой и дочерью, брошенными ним при бегстве.

Всплеск любви был вызван известием, что его супруга получила по наследству 100 миллионов франков, которые находились в одном из банков Швейцарии. И получить эти деньги она могла только лично, по приезду в Швейцарию. Но для этого ей надо было покинуть СССР, гражданкой которого она являлась. Поехать легально? Кто ее пустит? Значит, остается лишь нелегальный вариант.

И Нестор Филия начинает искать людей, которые помогли бы ему вывезти членов его семьи из СССР. Потенциальным похитителям были обещаны крупные суммы, но лишь после доставки супруги и дочери Филии на территорию Швейцарии.

В поисках нужных людей Филия обратился к агенту ОГПУ, который доложил о предложении Филии руководству. Было принято решение использовать эту удочку для заманивания Агабекова в ловушку.

Через заранее продуманных посредников с этим предложением обратились к Агабекову как к специалисту по тайным делам и человеку имеющему связи на территории СССР. Предложенная сумма очень заинтересовала Агабекова, и тот энергично принялся за дело.

Он решил вывезти мать и дочь через Одессу, для чего отправился в Варну, но… Его задержала болгарская полиция, которой что-то не понравилось в его документах. Агабекова выдворили из Болгарии.

Тогда последний решил ехать в румынский порт Констанцу. Сюда прибыл сухогруз «Елена Филомена», зафрахтованный по его просьбе в Марселе французским авантюристом А. Лекоком. Однако Агабеков не знал, что семеро из команды являлись секретными сотрудниками ОГПУ.

До конца не ясно, что насторожило Агабекова. Но когда по его прибытию в Констанцу с ним встретился представитель команды сухогруза, чтобы проводить Агабекова на корабль, последний отказался идти на «Елену Филомену», и попросил день отсрочки. Ему предоставили этот день. Агабеков же отправился в «сигуранцу», так называли сокращенно Центральную службу безопасности Румынии и выложил ее сотрудникам свои подозрения.

За сухогрузом и членами его команды установили наблюдение.

А потому, когда на второй день пребывания в Констанце Агабеков вновь отказался идти на «Елену Филомену», руководитель группы ОГПУ на сухогрузе Г. Алексеев попытался застрелить Агабекова прямо в городе.

Это ему не удалось.


Сухогруз был конфискован. Команда арестована сотрудниками «сигуранцы». В ходе следствия были выдворены из Румынии француз А. Лекок, и Г. Цончев, резидент ИНО ОГПУ в Турции. Попутно выявили несколько советских разведчиков, работавших в Бухаресте, Варне, Стамбуле.

Агабеков благополучно скрылся. Захватить его не удалось.

Что было дальше с Нестором Филией и его семьей источник не сообщает.

Лишь в августе 1937 предатель Агабеков получил то, что заслуживал. Он был ликвидирован сотрудниками советской разведки.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация