Молоко, сметана, творог станут непозволительной роскошью ( 1 фото )
- 04.02.2022
- 12 113
ФРГ немецких фермеров дотирует, а в России сливки предпочитают снимать за рубеж
Иван Рыбин
Минсельхоз «допустил» рост цен на молочную продукцию, то есть признал, что вскоре она сильно подорожает. В Госдуме тут же всполошились, сделали вид, что собираются с этим бороться. И проговорились — признали, что в 2021 году ценники выросли значительно выше, чем заявляет Росстат.
«На фоне продолжающегося повышения затрат на электроэнергию, логистику, ветпрепараты, упаковку и другие составляющие себестоимости возможны случаи пересмотра цен на отдельные позиции в рамках взаимоотношений поставщиков и торговых сетей. Несмотря на существенное увеличение издержек производителей, на протяжении всего прошлого года динамика цен на молоко и молочную продукцию оставалась ниже темпов продовольственной инфляции», — говорится в сообщении Минсельхоза.
Ведомство гражданина Патрушева-младшего опять врёт, как дышит. То есть жонглирует информацией. Да, издержки владельцев ферм выросли, но при этом закупочные цены на молоко почему-то остались на прежнем уровне, они не повышаются уже много лет. Причина проста — шантаж со стороны тех, кто его закупает. Всё просто: либо отдаёте за копейки, либо и вовсе выливаете на землю.
Министерство же вещает про «взаимоотношения поставщиков и торговых сетей» — одних барыг с другими. Ничего удивительного, эти для едросовцев, как говорится, «социально близкие». А вот животноводам чиновники предлагают влезать в долги. Типа, поможем с кредитами. Которые им не оплатить!
«Себестоимость литра в хозяйстве сейчас — порядка 30 рублей. Цена литра у перекупщиков — 23 рубля 50 копеек. А в сезон закупочная цена была 18−19 рублей. Поэтому мы постепенно сокращаем молочное направление, оставляем 15−16 голов. Переходим планово на мясное животноводство», — объясняет владелец КФХ Андрей Левченков из Ростовской области. Между прочим, довольно благополучного региона на фоне многих остальных.
В подобных условиях первое, о чём можно и нужно вести речь — это субсидирование производства молока. Причём не на жалкие 10,6 млрд рублей, о которых с гордостью рапортует ведомство Дмитрия Патрушева, а на гораздо более существенные суммы.
Возьмём, к примеру, ФРГ, на данную тему есть очень интересный доклад — «Прямая и косвенная господдержка молочного производства в Германии» (подготовлен «Deutsch-Russischer agrarpolitischer Dialog»). Он на русском языке, можно почитать. И понять, что в нашей стране занимаются чем угодно, но не поддержкой отрасли.
Ещё один документ, «Направления субсидирования финансирования для сельскохозяйственных предприятий в Германии», от той же организации. Тоже в открытом доступе. Его прочтение вызывает ещё большую злость. Не на немцев, они как раз не при чём, наоборот, всё правильно делают. А на отечественных «слуг народа», которые занимаются прямым вредительством.
Денег нет? А вот и неправда, они есть, их много. Больше, чем у немцев. Просто все средства выводятся из страны, остаются сущие крохи. В Германии с финансами куда тяжелей, им нужно тащить на себе множество бездельников — членов Евросоюза. Всяких там греков, испанцев и прочих прибалтов. Но как-то справляются, и немецкие фермеры не бедствуют.
Французские, голландские и все прочие тоже. Даже в холодной Финляндии государство вкладывает огромные деньги в молочные фермы, хотя, казалось бы, проще всё импортировать. Но крестьян поддерживают, автор видел это своими глазами, общался с финнами. Больше всего картина напоминала СССР, отличия минимальны. Фермеры там уверены в завтрашнем дне, знают, что их не оставят в беде.
Аграрии Германии получают субсидий на 6 млрд. евро в год, всего же Евросоюз раздаёт крестьянам 60 млрд. евро в год. Суммарный бюджет агроподдержки ЕС на 2014−2020 годы — более 370 млрд. евро. Кому интересно, можно посчитать в рублях. Уверенность европейских крестьян держится не на словах.
В нашей стране уверенность есть только у крупного бизнеса, который уверен в собственной неприкосновенности. Так, Danone поднял отпускные цены сразу на 10% — типа рост себестоимости производства, и всё такое. Вице-президент по продажам Danone в РФ Майк Тигнол обосновывает рост цен тем, что некие «биржевые молочные продукты» сильно подорожали. При чём тут биржи и Россия? Молоко и всё остальное они покупают тут, у отечественных производителей!
Более того, деятели из Danone «прогнозируют» — то есть предупреждают — что на этом не остановятся. Только за первый квартал 2022 года, по их мнению, цены должны подскочить ещё на 17%. На мнение нашего Минсельхоза, что рост цен на молочные продукты не будет резким, иностранцы «ложили и клали». Что хотят, то и делают.
А что другие наши власти, законодательные? Зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина (фракция ЕР) сообщила, что «прорабатывают различные предложения в связи с прогнозируемым ростом цен на молоко и молочную продукцию». Каким такие прогнозируемым? Уже реальным!
И тут же сильно «прокололась».
«Затраты на себестоимость по году увеличились на 16%, цена реализации молока — на 6−8%, а доходность всего лишь на 6%. И мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день они свою доходность практически снизили к нулю, если не меньше. Повышение цен неизбежно, подорожала упаковка до 45% в зависимости от вида, ГСМ — 21−26%, перевозки, свою долю в рост цен привнесла и маркировка», — заявила Надежда Школкина.
Понятное дело, депутатша, как и министерские, тоже заботятся о Danone и иже с ними. У тех, да, доходность, у крестьян — одни убытки. Но особо интересно не это. Согласно словам едросовки, ГСМ за прошлый год подорожали на 21−26%. Да, всё верно. Вот только Росстат рисует другую «скрепу», утверждённую на высочайшем уровне — рост всего на 8,84%. Тут как быть?
Интересно, но в своих оценках роста цен на горючее гражданка Школкина далеко не одинока. Так, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов России оценивает подорожание стоимости топлива в 30%. Росстатовские «скрепы» что-то как-то не в почёте. Как же так, ведь согласовывали с самими «гарантом»…
И при этом, по оценке того же самого института, увеличение себестоимости сырого молока только за счёт ГСМ и кормов (подорожали на 60%) составило 39,38%. А ведь есть ещё ЖКХ, лекарства, услуги ветеринаров и прочее, и прочее. Как несложно догадаться, молочные фермы разоряются.
Всё это заседателям из Госдумы не интересно. Судя по всему, всевозможные «школкины» даже не вполне понимают, откуда берётся молоко. И что если всё оставить так, как есть, завтра его не будет. Физически. По самой простой причине — фермеры просто переквалифицируются на выпуск иной продукции — которая не приносит убытков.
По данным за отнюдь не благополучный 1995 год, в России было произведено 39,2 млн. тонн молока, в 2015-м — уже 30,8 млн. тонн. Сразу видно — «вставание с колен», «скрепы», импортозамещение и прочая чушь. По итогам 2021 года цифра ожидается на уровне 25 млн. тонн или даже меньше.
«В ряде субъектов России из числа крупнейших регионов-производителей объемы производства сокращаются наиболее быстро в Краснодарском, Алтайском и Красноярском краях, Ленинградская область демонстрируют наибольшие объемы снижения производства товарного молока в сельхозорганизациях … В каждом втором субъекте РФ производство товарного молока в сельхозорганизациях сократилось», — говорится о отраслевом обзоре «Молочная отрасль России в 2021 году». Можно почитать и ужаснуться.
Таким образом, в самой ближайшей перспективе в России грядёт «молочная катастрофа» — производство данного продукта упадёт, не исключено, что почти до нуля. Осознают ли это власти? Нет.
Так, гражданка Школкина против регулирования цен на молочные продукты, то есть на стороне Danone. А о какой-то поддержке фермеров она даже не заикнулась.
«Более эффективна была бы поддержка малоимущих слоев населения со стороны государства или, например, принятие программы „Школьное молоко“, которая показала эффективность во многих регионах», — считает Надежда Школкина.
При всём уважении её способностям, данная дамочка вряд ли сможет самостоятельно обеспечить всех российских школьников молоком. Надорвётся. А иных вариантов как-то и не просматривается.
Материал взят: Тут