Эдуард Мортье. «Самый бедный из маршалов» ( 10 фото )
- 23.12.2021
- 7 117
Многие из наполеоновских маршалов начинали службу с рядовых должностей, и все они неоднократно рисковали жизнью во время сражений. Но большинство из них умерли от болезней и старости, своей судьбой доказав справедливость известного парадоксального утверждения о том, что для любого человека самым опасным местом на земле является его собственная постель: ведь именно на своей кровати умирает подавляющее большинство людей. На поле боя погибли лишь три императорских маршала из 26 – Ланн, Бессьер, Понятовский. Ещё два, Мюрат и Ней, были расстреляны после второго отречения Бонапарта. Давно оставивший военную службу Брюн был растерзан толпой роялистов 2 августа 1815 года. При загадочных обстоятельствах погиб Бертье, тело которого 1 июня 1815 года было найдено на мостовой под окном родового замка его жены в баварском городе Бамберг. И один из маршалов империи Бонапарта был смертельно ранен во время террористического акта. О нём мы и поговорим в сегодняшней статье.
Детство и юность Эдуарда Мортье
Адольф-Эдуард-Казимир-Жозеф Мортье родился 13 февраля 1768 года в городе Като-Камбрези (департамент Нор) на севере Франции.
Его отец, занимавшийся торговлей полотном, пользовался большим авторитетом в округе. В 1789 году он даже был избран депутатом Генеральных штатов от Третьего сословия. В общем, семья Мортье имела определённый достаток, и будущий маршал смог получить хорошее образование в Английском колледже города Дуэ (в XVII веке это учебное заведение было основано ирландскими эмигрантами).
Преподавание ряда предметов велось на английском языке, которым Эдуард Мортье овладел в совершенстве. Поэтому позже, когда Бонапарт стал готовить вторжение в Британию, именно этого маршала он рассматривал как возможного кандидата на должность военного губернатора Англии.
Кажется логичным предположение, что именно такие, вполне благополучные семьи во время революции должны были стать опорой королевской власти. Однако даже самые богатые представители Третьего сословия не имели во Франции политических прав, что нашло отражение в знаменитом памфлете Сийеса:
«Что такое третье состояние? Все. Что оно из себя представляло до сих пор? Ничего.»
А вот в Англии, согласно указу Якова I, дворянский титул баронета получал любой, кто мог позволить себе внести в казну тысячу фунтов стерлингов. Во Франции представителям Третьего сословия путь наверх был закрыт, и потому среди сторонников революционных и республиканских идей оказалось очень много отпрысков семей почтенных купцов и юристов.
Начало службы в республиканской армии
Но вернёмся к Эдуарду Мортье, который, закончив обучение, стал работать в Лилльском отделении семейной конторы.
Так продолжалось до тех пор, пока не пришли известия о революции. В департаменте Нор один из батальонов Национальной гвардии сформировал брат отца нашего героя. Среди волонтеров оказался и его племянник. Пройдя курс обучения военному делу, Эдуард Мортье в сентябре 1791 года получил звание капитана.
Ш-Ф.Ларивьер. Эдуард Мортье в форме волонтерского батальона Нор, 1792
Этот батальон вошёл в состав Северной армии генерала Рошамбо. Первой битвой, в которой принял участие Мортье, стало сражение при Кьеврене. Оно закончилось поражением французов. Под Мортье была убита лошадь, но присутствия духа он не потерял и пытался остановить бегущих подчинённых. Его храбрость была замечена начальством.
В дальнейшем Мортье участвовал в победных для Франции сражениях при Жемаппе, у Неервиндена, Ондскота, при Ваттиньи (здесь он был ранен). В сражении у Флерюса Мортье уже командует батальоном. В июне 1795 года он становится полковником и возглавляет одну из полубригад Самбро-Маасской армии генерала Журдана, где его начальником стал Жан-Батист Клебер. В 1796 году принимает участие в сражениях при Альтенкирхене и Фридберге.
Семейная жизнь Эдуарда Мортье
25 января 1799 года полковник Мортье женился на Еве-Анне Химмес. Ему в это время было больше 30 лет, его супруге – 19. Этот брак оказался очень удачным: Мортье любил жену, которая родила ему семь детей (четыре девочки и три мальчика). Некоторые из их потомков вступили в брак с отпрысками семей других маршалов и генералов Бонапарта – Гюдена, Удино и Даву.
Генерал Мортье
1799 год вообще стал звёздным для Эдуарда Мортье. Сразу после свадьбы он отправился в Дунайскую армию, где командовал авангардом (25-я полубригада и два кавалерийских полка). Получил звание бригадного генерала. После поражения французов в битве при Штокахе (25 марта 1799 года) и отхода Дунайской армии за Рейн, был отправлен в Швейцарию. Здесь в Гельветической армии генерала Массены он получил должность командира 4-й дивизии. Во время Цюрихского сражения против корпуса генерала Римского-Корсакова (14-15 сентября 1799 г.) дивизия Мортье находилась в центре французской армии. Сковав своими действиями значительные силы противника, она позволила нанести удар частям левого фланга, которыми командовал Удино. По итогам этого сражения Мортье был повышен в звании до дивизионного генерала. В дальнейшем участвовал в боях против армии Суворова в Муттенской долине.
В марте следующего 1800 года командовал 2-й дивизией Дунайской армии, но скоро вернулся во Францию и был поставлен во главе 17-го военного округа, где размещались 15-я и 16-я дивизии.
Мортье поддержал переворот 18 брюмера, в результате которого Бонапарт стал Первым консулом. После этого он был назначен командующим Парижским округом, чрезвычайно важного не только в военном, но и в политическом отношении.
В мае 1803 года Мортье был поставлен во главе войск, которым было поручено оккупировать Ганновер. Начальником штаба его корпуса стал дивизионный генерал Леопольд Бертье – младший брат знаменитого маршала.
До 1804 года Мортье находился в этом курфюршестве, потом уступил пост командующего Бернадоту. По прибытии в Париж Мортье был назначен командующим артиллерийскими частями консульской гвардии.
Маршал Мортье
В 1804 году, после коронации Наполеона Бонапарта, Эдуард Мортье вошёл в число первых маршалов Франции.
Памятник Мортье на Ратушной площади города Като-Камбрези
Возможно, вам будет интересно узнать, что Мортье был самым высоким из маршалов Бонапарта, его рост – 195 см (на втором месте по этому показателю – Мюрат с ростом 190 см). Вопреки распространённому мнению, сам Наполеон с ростом 168,6 см не считался тогда коротышкой. Дело в том, что об акселерации в те времена ещё никто и не слышал, и средний рост французских пехотинцев составлял всего лишь 165 см. Выше были артиллеристы (средний рост – 174 см) и кирасиры (176 см). Но так получилось, что большинство людей из ближайшего окружения императора были выше его. И особенно высокими из-за их медвежьих шапок выглядели его гвардейцы. Вот на их фоне Бонапарт и казался низкорослым.
Любопытна реакция отца Эдуарда Мортье на известие о присвоении сыну маршальского звания:
«Передайте ему, чтобы он оставался честным человеком.»
И надо сказать, что Эдуард Мортье, по общему мнению, действительно своим поведением резко выделялся среди маршалов Наполеона. Бонапарт, которому принадлежит афоризм «самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком», однажды назвал его «самым бедным из маршалов».
Современники отмечают также жизнерадостный нрав Мортье, его скромность и неамбициозность. Он был одним из немногих, у кого практически не было личных врагов. Единственное, чего Мортье не терпел в людях – злоупотребление алкоголем: пьяниц он без стеснения называл свиньями.
Другим положительным качеством этого маршала было гуманное отношение к пленным, по этой причине во время войны в Испании его очень уважали противники-англичане.
Боевые кампании 1805-1807 гг.
После капитуляции армии Мака при Ульме, Наполеон приказал сводному VIII корпусу Мортье переправиться на северный берег Дуная и двигаться к Дюрнштайну. Но армия Кутузова также смогла переправиться через реку, уничтожив за собой мосты в Маутерне и Кремсе. Мюрат, который тоже действовал на северном берегу, бросил свои войска к Вене и захватил столицу Австрии. Но при этом корпус Мортье попал в сложное положение, оказавшись в одиночестве против всей российской армии. В результате 6-тысячная дивизия Оноре Газана из корпуса Мортье вынуждена была вступить в бой с войсками Милорадовича численностью до 24 тысяч человек. При этом русские боевые части под командованием Дохтурова зашли в тыл этой дивизии, которая оказалась в отчаянном положении. Мортье предлагали переправиться на другой берег, однако он остался со своими войсками.
Огюст Сандос. Маршал Мортье в битве при Дюрнштайне
Положение спасла дивизия генерала Дюпона, которая с ходу атаковала русские войска. В итоге обе стороны объявили себя победителями, Кутузов был награждён Большим крестом австрийского ордена Марии Терезии, Газан получил Большой офицерский крест ордена Почетного легиона. Но потери сторон были примерно равными.
В последовавшем затем Аустерлицком сражении корпус Мортье не участвовал, так как был отправлен к Вене.
После разгрома Пруссии в 1806 году, Мортье вместе с Луи Бонапартом (тогда – король Голландии) захватил Гессен-Кассельское курфюршество, а затем занял Гамбург, Бремен, Нинбург и часть шведской Померании.
В конце апреля 1807 года Мортье со своими войсками прибыл в Пруссию, на территории которой тогда сражались французские и российские войска. Здесь в июне у Фридланда состоялось решающее сражение этой кампании. В бой с превосходящими силами русских вступил Ланн. Корпус Мортье первым подоспел на помощь. Сражаясь целый день вместе, войска Ланна и Мортье продержались до подхода основных сил во главе с Наполеоном. В этом бою ядром была убита лошадь Мортье. В знак признания заслуг 19 мая 1808 года Мортье получил от императора титул герцога Тревизо.
Е. Л. Дюбуф. Маршал Мортье, герцог Тревизский
Война в Испании
Скучать своим маршалам и герцогам Наполеон не позволял, и осенью 1808 года Мортье был отправлен в Испанию. Здесь он получил под командование V корпус, с которым участвовал в тяжёлой осаде Сарагосы, затем разгромил вражеские войска в битве при Арцобиспо (8 августа 1809 г.). Наибольшего успеха он смог добиться в сражении при Оканье, где 18 ноября того же года, имея под командованием около 34 тысяч солдат, встретился с 52-тысячной неприятельской армией. Битва закончилась полным разгромом испанцев, которых только в плен было взято более 25 тысяч человек. А Мортье в этом бою получил очередное ранение.
В 1811 году он оказался в подчинении у Сульта. При этом, в отличие от других маршалов, которые в Испании обычно действовали, как вздумается, не обращая внимания и на вышестоящее начальство, и на соседей, выразил готовность подчиняться ему. Вместе им удалось нанести поражение испанцам у Гебора и захватить Бадахос.
В середине 1811 года Мортье был отозван в Париж, где стал командующим частей Молодой гвардии. В этой должности он и принял участие в кампании 1812 года.
1812 год
Гвардию Наполеон берёг, и потому подчинённые Мортье активного участия в боях первого этапа этой кампании не принимали. Несмотря на просьбы ряда маршалов, не решился император бросить Молодую гвардию в бой и в Бородинском сражении. После входа французской армии в Москву, именно Мортье был назначен губернатором города. Обеспечить порядок в опустевшем городе он не смог, впрочем, вряд ли это было возможно.
Д. Кардовский. Французы в оставленной жителями Москве
Кончилось всё, как известно, грандиозным пожаром, потушить который оказалось невозможно из-за отсутствия пожарного инвентаря.
Так изобразил пожар Москвы А. Ф. Смирнов, который в 15-летнем возрасте находился в городе в сентябре 1812 года
В результате Великая армия Наполеона буквально оказалась «у разбитого корыта»: большой город с готовыми квартирами для размещения личного состава сгорел, и в огне погибли огромные запасы продовольствия и фуража. Тарутинское сражение показало, что переговоров о мире не будет. Великая армия быстро разлагалась, надвигалась зима, отступление превратилось в бегство.
Оставляя Москву, Наполеон отдал один из самых позорных своих приказов – о взрыве Московского Кремля. Исполнить это преступное распоряжение должен был маршал Мортье, задержавшийся в Москве с 8-тысячным отрядом. К Кремлю были согнаны горожане, которых французам удалось найти. На протяжении трех суток они рыли подкопы, в которые закладывались бочки с порохом. К счастью, сильный дождь погасил многие из фитилей, однако ущерб древней крепости всё же был нанесён. Была разрушена Водовзводная башня, устояли, но пострадали ещё три – Никольская, 1-я Безымянная и Петровская. Обрушились участок кремлёвской стены, часть Арсенала, а также поздние пристройки к колокольне Ивана Великого. Кстати, в тушении пожаров на территории Кремля приняли участие вошедшие в Москву кавалеристы А. Х. Беккендорфа. Организовывать повторные подрывы времени у Мортье уже не было. Однако Наполеону он, похоже, отчитался о полном успехе этой операции: в письме к Марии-Луизе император сообщил о полном разрушении Кремля:
«Кремль, Арсенал, военные склады, казармы – всё разрушено. Старая крепость, построенная при основании самой монархии, первые дворцы царей – всё это в прошлом. В будущем Москва станет грудой обломков, грязной нездоровой клоакой, без политического и военного значения. Я оставляю город русским бродягам и мародёрам.»
Лично мне непонятно чувство гордости, с которым Наполеон сообщает об этой варварской акции. За одно это чистосердечное признание в военном преступлении русские имели полное право вывезти из Парижа все более или менее ценные картины и статуи. Однако Александр I хотел понравиться «цивилизованным европейцам», и потому никаких репараций с французов не взял, а все понесённые Россией потери компенсировал исключительно за счёт русских же крестьян.
Между тем 3-6 (15-18) ноября под Красным впервые за эту кампанию Молодая гвардия вступила в сражение с русскими войсками: пришла на помощь отступающему от Смоленска корпусу Даву.
Сражались подчинённые Мортье и у Березины. Однако наибольшие потери Молодая гвардия понесла от холода и голода, а также – в непрерывных стычках с преследовавшими французов русскими партизанскими отрядами (составленных из солдат и офицеров регулярных войск) и казаками.
Последние сражения маршала Мортье
Для кампании 1813 года части Молодой гвардии фактически пришлось создавать заново.
Они сражались под Лютценом, Бауценом, Дрезденом, Вахау, Лейпцигом и Ганау. В декабре 1813 года Мортье получил под командование две дивизии Старой гвардии, с которыми участвовал в битвах при Бар-сюр-Об, Монмирайле, Реймсе, Краоне и Лаоне.
Развязка наступила 13 (25) марта 1814 года, когда эти дивизии Мортье и корпус Мармона были разбиты в сражении при Фер-Шампенуазе и отступили к столице Франции.
18 (30) марта 1814 года Мортье и Мармон потерпели поражение у Парижа и на следующий день, не желая разрушения города в ходе обстрелов и уличных боёв, сдали его союзным войскам.
Жизнь Мортье в постимперский период
Как и практически все другие маршалы Наполеона (за исключением Даву), после отречения императора Мортье перешёл на службу к Бурбонам. Он был назначен командующим 16-м военным округом (с штаб-квартирой в Лилле), получил титул пэра Франции и орден Святого Людовика.
После известия о высадке Наполеона в бухте Жуан и его движении на Париж, Мортье сопровождал Людовика XVIII до бельгийской границы, затем вернулся в Париж. Во время встречи с Наполеоном он согласился возглавить подразделения гвардейской кавалерии, но от реального командования, и тем более участия в боевых действиях, уклонился, сказавшись больным.
После возвращения Людовика XVIII, Мортье возглавлял 15-й военный округ в Руане, был депутатом в Палате представителей, в 1819 году стал членом Палаты пэров. Но главным его занятием до 1830 года было ведение хозяйства в своём поместье.
Ф. С. Дельпек. Портрет маршала Морье, до 1825 г.
После Июльской революции выяснилось, что новый король Луи Филипп чрезвычайно ценит таланты этого наполеоновского маршала. Вначале он отправил Мортье в Петербург – объяснять Николаю I, что со стороны Франции старому миропорядку ничто не угрожает.
В 1831 году король назначил Мортье Великим канцлером ордена Почетного легиона. В 1834 году Мортье работал в правительстве, занимая посты премьер-министра и военного министра.
Жизнь этого маршала оборвалась 28 июля 1835 года во время парада, посвящённого годовщине Июльской революции и воцарения новой Орлеанской династии. Вообще-то целью террористов из группы корсиканца Джузеппе Фиески были король и его сыновья. «Адская машина», ожидавшая их на бульваре Тампль, была устроена весьма затейливо и хитроумно: заговорщики закрепили в общей раме несколько десятков ружей, заряженных картечью.
Guillaume François Gabriel Lepaulle. L'attentat de Fieschi boulevard du Temple 28 juillet 1835
В итоге ни король, ни принцы не пострадали, зато были убиты на месте 12 других людей, ещё 22 получили ранения, пятеро позже скончались. Среди них оказался и маршал Мортье, тело которого было похоронено в Доме Инвалидов, а сердце – на кладбище Пер-Лашез.
Автор:Рыжов В. А.
Материал взят: Тут