Бунт в Закарпатье: главная причина — «флибустьеры карпатских кордонов» ( 1 фото )
- 26.11.2021
- 19 610
Закарпатье — уникальный регион в масштабах страны. Украина граничит с 7 государствами, Закарпатская область — с четырьмя из них — Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. Граница с Польшей совсем короткая, и на ней нет переходов. Проходит высоко в Карпатах, недалеко от Ужоцкого перевала, у истока реки Сян. Границы со Словакией, Венгрией и Румынией очень оживленные — на каждой из них по нескольку погранпереходов.
Близость к границе определяет не только тип экономических отношений в регионе, но и в некотором смысле ментальность проживающего здесь населения. Граница во все времена кормила закарпатцев, а после того как рухнул Союз и были остановлены промышленные предприятия, построенные «при Советах», её роль стала определяющей.
В лихие и голодные 90-е годы оставшихся без работы местных жителей выручило заключённое Украиной «Соглашение о малом приграничном движении» с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. По нему каждый проживающий в 50-километровой приграничной зоне получил право многократного безвизового пересечения границы. Это дало практически всем жителям Закарпатья возможность регулярного заработка: легального и полулегального. Легальный — загрузить в машину разрешённый набор товаров: 2 пачки сигарет, 2 бутылки водки, плюс несколько больших сумок с товарами народного потребления, востребованными за границей. Полулегальный — установить на автомобиль бак на сто литров бензина для продажи, в багажник — канистру на пару литров, чтобы доехать домой. А если ещё спрятать под сиденьем несколько блоков сигарет, на такой поездке можно было заработать от 50 до 100 долларов, что для того времени было приличным «подъёмом».
Со временем такой челночный бизнес сошёл на нет, поскольку украинские цены постепенно сравнялись с европейскими. Из «базового набора» остались только сигареты, но их контрабанда перешла на более высокий уровень, позволяющий оперировать большими объёмами. Вообще нужно сказать, что добрые старые контрабандисты, которые «темной ночью, по только им известным тропам», канули в лету. Уже мало кто переправляет товар через Тису с помощью автомобильных шин, модернизированных под плоты, и тащит на горбу через лес тюки с товарами. Гораздо легче лесными и горными тропами переправить за бугор несколько нелегалов. Такой вид контрабанды ныне процветает в Перечинском районе, граничащем со Словакией. Через венгерскую границу нелегалов практически не проводят по причине открытой местности.
Технический прогресс не обошёл стороной деятельность «флибустьеров карпатских кордонов», которые стали активно осваивать воздушное пространство. По воздуху дронами, мотодельтапланами доставляют лёгкий, но ценный товар, например, элитные семена растений, в частности конопли, семечко которой весит 0,2 грамма, но стоит от семи долларов за штучку. «Хороший посевной материал» в Закарпатье пользуется популярностью — каннабис сеют в «тёплых» районах края — Береговском и Виноградовском. Там праздник урожая проходит наиболее весело…
Легкомоторными самолетами в малых объемах переправляют весь спектр контрабанды.
Нарушителей воздушного пространства пограничники, конечно, гоняют, но как-то лениво и выборочно. Порой случаются совершенно анекдотические ситуации. Несколько лет назад со стороны Словакии прилетел НЛО — то ли дрон , то ли ещё что-то летательное, и упал на территорию ужгородской птицефабрики. Фабрика лет 10 как не работает, но сторожа там были, они и позвонили «куда надо». Вместо «откуда надо», приехали «кто надо», а именно — «чисто конкретные» гуманоиды на джипе. Они забрали аппарат, дали сторожам две бутылки водки и посоветовали забыть случившееся, как сон.
А совсем недавно, 15 ноября, совместный пограничный наряд на окраине населенного пункта Дротинцы Береговского района задержал трех контрабандистов, которые развернули на местности «пункт управления полетами». Злоумышленники прибыли на двух автомобилях, в салоне одного из которых пограничники обнаружили ноутбук с загруженной картой украинско-румынского участка границы и запасные аккумуляторные батареи для БПЛА. Вблизи авто стояла развернутая антенна, пусковая катапульта, самодельный беспилотник.
Контрабанда в Закарпатье — многоуровневая: и по составу непосредственных участников, и по статусу её организаторов, и по должности тех, кто её крышует. Всё, о чём рассказано выше, это, говоря футбольным языком, — лишь «первая лига» контрабанды. В ней так или иначе «играет» практически всё население Закарпатья, за исключением: рядовых госслужащих; уехавших на заработки; собирателей грибов и «лохины». Лохина — не от слова «лох», а название ягоды… «Первая лига» не позволяет заработать больших денег, скорее, она помогает выжить.
«Высшая лига» — это прогон контрабанды в больших размерах. Осуществляется фурами, большегрузными автопоездами и железнодорожными составами. Например, сигареты переправляются так называемыми «камионами», которые проходят через «окна» на границе. Это когда пограничники и таможенники — что с одной стороны, что с другой — вдруг синхронно отворачиваются от поста, начинают курить и с интересом рассматривать красоты горного пейзажа. В это время «окно» открывается и через него «сквозняком» проходит «камион» или несколько грузовиков. По железной дороге контрабандой везут в основном лес-кругляк, по документам оформленный как пиломатериалы. Заработки в «высшей лиге» исчисляются сотнями миллионов долларов.
В Закарпатье — восемь пограничных переходов. Это не только восемь транспортных ворот в Европу, это восемь ОКОН ! Восемь контрабандных проходов через границу — основа теневой экономики региона, «закарпатский клондайк», возле которого кормится бОльшая часть населения региона. Поскольку реальный сектор ничтожно мал, теневая экономика является главной кормилицей. И тот, кто контролирует переходы-таможни, ежедневно получает миллионы «чёрного нала». На местном уровне контроль осуществляют закарпатские криминальные, полукриминальные и вполне респектабельные структуры, на глобальном — центральная власть, которая старается поставить на финансовые потоки своих людей.
Правящие «слуги народа» «смотрящим» в Закарпатье определили Николая Тищенко, который должен был осуществлять партийный контроль за «легальными», если так можно сказать, поступлениями от таможни и вырубки леса. Однако, судя по некоторым публикациям, Николай, имея большой жизненный опыт, о котором писал сайт «Фокус», захотел присесть и на криминальные. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, поскольку не знаю. Зато точно знаю, что, кроме «первой» и «высшей» лиг, в Закарпатье осуществляет деятельность «премьер-лига», куда такую мелочь, как Коля, на порог не пустят. Одним из направлений работы лиги руководит международная наркомафия, с огромным коррупционно-административным и финансовым ресурсом, позволяющим построить даже подземную логистику.
В июле 2012 года словацкими правоохранителями был найден подземный тоннель, соединявший Словакию (Нижне Немецке) и Украину (Ужгород). Вход-выход на украинской стороне находился на территории частного дома и был замаскирован дворовым деревянным сооружением типа сарай. Когда зашли в тоннель, то ахнули: почти километр горизонтального бурения, диаметр — 1 метр, стены, укреплённые стальным армированием, зашиты пластиком, внутри проложены рельсы, по которым ходили специально изготовленные, нестандартные вагонетки на аккумуляторах. Земляные работы с применением спецтехники велись в 150 метрах от границы и в 700 метрах от таможенного поста «Ужгород». Скорее всего, проходчики работали «встречным ходом» со словацкой стороны.
Правоохранители обнаружили в тоннеле: «тринадцать тысяч блоков сигарет марки „Джин Линг“ (один из самых грандиозных проектов международной табачной контрабанды) и следы белого порошка, похожего на кокаин». Сигареты, безусловно, прибыльный бизнес, но столь масштабный проект мог окупиться только с помощью наркоторговли. Однако никакие местные наркобароны в небольшом Закарпатье такой затратный проект не потянули бы, только международный наркоконцерн в тесной кооперации с местными «коллегами». При этом участие в проекте государственных чиновников очень высокого ранга, как с украинской, так и со словацкой стороны, — не вызывает сомнения.
По «тоннельному делу» быстро нашли «стрелочников» — двух братьев, за которыми числился дом, хотя они доказывали, что там не жили и ничего о тоннеле не знали. Тем не менее их сделали крайними и посадили — дали по два года на брата и дело закрыли. Помнится, журналистским расследованием этого тёмного дела занимался Михаил Темнов — шеф-редактор ужгородской газеты «Правозахист». Он активно копал в сторону местной СБУ. В его газете вышло несколько статей, были также выступления Михаила по местному ТВ. Расследование он не закончил. В подъезде дома Миша неосторожно несколько раз упал на бейсбольную биту… Без сознания, с переломами черепа и костей лица, Темнова доставили в больницу. После выздоровления к расследованию он не возвратился, и об этой истории СМИ больше не упоминали.
Ночью 7 ноября, в самый разгар парламентского кризиса, на КПП «Ужгород — Вишнє Нємєцькє» словацкие таможенники задержали фуру, перевозившую сульфат железа. В днище рефрижератора было обнаружено 33 килограмма героина. Автомобиль успешно прошёл украинскую границу, пройдя надлежащий таможенный и пограничный осмотр — был на сканере, однако тайника с наркотиками украинская сторона не обнаружила. Ничего не скажу по этому поводу. Никаких намёков на кризис и связь с притоком проамериканских афганцев на постой в Киев, просто информация к размышлению.
«Вот такая она, закарпатская граница-кормилица, — писал светлой памяти Андрей Ганжа, — Одним дает кусок хлеба, другим мажет толстый слой икры на тарталетку. Но голодным никого не оставит. Но главное — она является широко открытыми „дверьми в Европу“ для потоков украинских товаров — и тоненького законного, и обильного криминального. И контроль над этим порталом критически важен для центральной власти, отличающейся особо трепетной любовью к денежным потокам. Поэтом регион всегда необходимо держать „на крючке“. А лучший „крючок“ на нынешней Украине — это обвинение в сепаратизме.Поэтому Закарпатье в ближайшем обозримом будущем обречено на периодические инциденты, и „вмененным виновником“ этих инцидентов может стать любая из национальных общин края. Потому что „возмущение спокойствия“ края дает основания центральной власти применить любые формы воздействия против края в целом, вплоть до применения армии. „Возмущение“ может стать и кровавым, зато портал останется под контролем…»
Сие было писано в конце 2017 года, но не утратило актуальности и сегодня. События осени 2021-го точно ложатся в парадигму, описанную Ганжой. Петров и Тищенко попытались оседлать портал — источник поступления «черного нала», столь необходимого для партии, живущей не за счёт партийных взносов, а наоборот — содержащей своих членов, которые без кормления разбегутся как тараканы. Как говорится, «они хотели бы съесць, да кто ж им дасць!» Желание киевских ставленников встретило жёсткое сопротивление местных элит, которые, не забывая о личных интересах, всё же пекутся о развитии региона.
О перспективах развития Закарпатья в условиях нынешней унитарной Украины — говорить не приходится. Закарпатская область всегда стояла последней в списке на получение государственных инвестиций, дотаций, льгот и прочих преференций, предоставляемых областям. «Почему нам меньше всех?» — этот вопрос постоянно звучит из Ужгорода. Но в Киеве делают вид, что его не слышат. По этой причине перспективы могут возникнуть только на пути федерализации или чего-то ей подобного. Федерализация невозможна в стране, где ею пугают детей и запрещают говорить взрослым. На данном этапе Украине нужна хотя бы децентрализация: экономическая и культурная, которая бы позволила национально-культурным громадам на местах самостоятельно решать вопросы, относящиеся к гуманитарной сфере. Это поможет избежать многих конфликтов, подобных тому, который сегодня происходит в Закарпатье.
Следующая сессия Закарпатского облсовета, на которой должны избрать нового главу, намечена на 25 ноября. По имеющейся информации, депутаты будут наставиать на кандидатуре Владимира Чубирко. Киеву по понятным причинам она не нравится. 17 ноября здание областного совета «заминировали» в третий раз! Это уже похоже на цирк с клоунами. Елки-палки, неужели так трудно вычислить ТРИ раза звонившего телефонного террориста, при современной-то технике?! Или дело вовсе не в технике, а в месте звонка, куда полиции запрещено соваться?
Пока местные депутаты держат эшелонированную оборону, а Банковая готовит новое наступление. В любом случае затянувшийся кризис надо как-то разрешать. Возможно, будет применён принцип «размена», столь популярный в украинских парламентах всех уровней: я тебе уступлю здесь, а ты мне в другом месте… Не исключён вариант возвращения Петрова на должность губернатора. Указом президента с этой должности был уволен Анатолий Полосков. Совпадение? Возможно. Чиновник действительно не оправдал, проспал бунт, не принял меры и т. п. Или был слишком толерантен. А может, просто освобождают место…
Временно исполняющим обязанности главы Закарпатской ОГА назначен Петр Добромильский, который ранее был замом Полоскова. Скорее всего, это временная фигура. Добромильский ранее состоял в партии Балоги «Единый центр», был депутатом от этой фракции в Закарпатском областном совете. Но потом переоделся в «слугу народа». Два года назад подозревался в подкупе избирателей. Вопрос — Киев для Закарпатья может найти порядочного чиновника, без криминального прошлого и «скелетов в шкафу», или таковых не имеется — отнесём к риторическим. Короче, кандидатура Добромильского — так себе.
На посту губернатора Закарпатья Банковая хочет видеть «железного прокуратора», преданного делу партии человека, который помогал бы Тищенко рулить регионом. Но в этом случае борьба за «границу-кормилицу» продолжится и конфликт только усилится.
Будь Глеб Жеглов главным пограничником, он сказал бы: «Порядок в стране измеряется не наличием контрабандистов, а умением властей их своевременно обезвреживать». К сожалению, нынешняя власть бороться с контрабандой не умеет. Или не хочет.
Ох, всё неладно в «королевстве украинском». Здесь всё может быть. Или не быть… Вот в чём вопрос…
Читайте начало статьи:
Бунт в Закарпатье: народ против ставленников Зеленского — Петрова и Тищенко
Причины бунта в Закарпатье: статус остаётся неопределённым
Владимир Маски
Материал взят: Тут