Горный парк Рускеала - мрамор, поезд и рояль ( 88 фото )
- 30.10.2021
- 7 291
Если быть объективным, точек притяжения у карельского горного парка Рускеала с каждым годом становится всё больше и больше.
Во-первых, 1 июня 2019 года с большим информационным шумом в сад парк поехал "Рускаальский экспресс" - стильный поезд от компании РЖД с аутентичным паровозом на паровой тяге и вагонами в воссозданной стилистике "ретро".
Сегодня это, кстати, единственный ежедневный поезд в России на паровозной тяге.
Пассажиры его просто обожают!
Во-вторых, в 2017 парк Рускеала обзавелся собственным красивым ивентом - фестивалем "Ruskeala Symphony", который проводится совместно с Карельской государственной филармонией.
Из-за пандемии в 2020 году вместо трех дней фестиваль проходил лишь один, но в августе 2021 увеличил продолжительность до двухдневного.
В-третьих, там проходит очень стильное музыкальное мероприятие "Рояль в каньоне", презентованное пианистом Павлом Андреевым еще в 2017 году.
В 2021 году оно состоялось 4 сентября, и включало среди прочего, презентацию композиций с нового альбома Павла "Синергия". (фото: ruskeala.ru)
В конце рассказа я покажу вам уникальные кадры "эвакуации" того самого черного рояля из мраморного каньона.
И в-четвертых, горный парк Рускеала - просто красивое место в Карелии,
раскинувшееся на руинах нескольких заброшенных мраморных карьеров, в штольнях и подземных пещерах которых проводятся увлекательные экскурсии.
Динамичное развитие этого красивого места, нашпигованного всевозможными развлечениями, привело к рекордной посещаемости парка. В 2020 году его посетило 400 тыс. туристов. И это с уточнением, что из-за пандемии летний сезон в Рускеале начался со значительным опозданием.
Цифра совершенно фантастическая в сравнении с населением ближайшего населенного города Карелии (город Сортавала, 16 тыс. чел), да и населением всей Карельской республики (600 тыс. человек).
Вот что творят закрытые границы страны и любовь россиян к путешествиям!
Свою нынешнюю историю горный парк Рускеала ведет с 2005 года, когда после долгих проволочек были получены все необходимые лицензии. Инвесторам пришлось серьезно побороться за эту территорию: по старой памяти некоторые компании продолжали там добывать стройматериалы и не желали так просто отказываться от своего бизнеса, не совместимого с грядущими туристическими планами. Постановлением Правительства Республики Карелия в 1998 году "Главный" карьер был объявлен памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия.
В следующие годы годах было проведено освещение туристической тропы и "Мраморного каньона", а также установлены информационные щиты.
Но наиболее заметные изменения, на мой взгляд, произошли в парке в 2021 году.
Во-первых, аккурат к сентябрьскому мероприятию "Рояль в каньоне" была закончена реконструкция удобных дорожек, лестниц и смотровых площадок по периметру, разделяющему "Мраморный каньон" и озеро имени Монферрана.
На смену живописным, но небезопасным тропинкам пришли удобные лестницы с перилами и защитными ограждениями.
Во-вторых, буквально на глазах растут строения в непосредственной близости к трубам печей заброшенных известковых заводов.
Они были построены рядом с мраморными карьерами в конце 19-го века финскими промышленниками.
Но не только сотнями тысяч туристов рад в этом году парк.
Летом 2021 года в его заброшенных штольнях и на живописных площадках проходили съемки популярного сериала «Эпидемия».
Напомню, его первый сезон впервые в современной истории в 2020 году для своего он-лайн сервиса купил Netflix за полтора миллиона долларов. На платформе он доступен под названием "To The Lake", и пару восторженных слов о сериале молвил даже сам Стивен Кинг.
Мрамора на территории Рускеалы очень много.
В какой-то момент забываешь, что под твоими ногами сплошной мрамор и его мелкие фрагменты.
Чтобы туристы не забывали, где они находятся, вдоль дорожек установлены массивные мраморные глыбы, раньше называемые "штуками".
Именно в таком виде мраморная порода транспортировалась до точки назначения, где уже потом подвергалась необходимой обработке.
Территория парка не ограничивается двумя водоемами, вблизи которых кипит основная жизнь.
Там базируются лодочные станции,
"веревка-тарзанка" с доступным ценником (обычно здесь постоянная очередь),
проходящая над всем мраморным каньоном трасса троллей (zip-line),
и сосредоточение кафе-ресторанов
и излюбленные места для фотографирования...
На мой взгляд, не менее впечатляюще выглядит "Итальянский" карьер.
В отличие от подземной добычи мрамора здесь использовали открытый способ извлечения породы при помощи техники, закупленной в Италии уже в советское время.
Благодаря такой технологии добычи образовался "Итальянский" карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых во всей красе виден причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад.
Здешний камень применялся для украшения различных сооружений в разных городах Советского Союза, в т.ч. и в Ленинграде - на станциях метро "Приморская" и "Ладожская".
Если выстраивать историческую хронологию, это самые поздние разработки здешних мест, и именно в Итальянском карьере проходит фестиваль "Ruskeala Symphony".
А началось всё во времена правления императрицы Екатерины II. Для масштабного строительства в Санкт-Петербурге и его окрестностях требовалось много красивого, и главное, недорогого камня. Для таких требованиях карельский мрамор подходил как нельзя лучше. Месторождения были найдены пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом.
9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. В сентябре 1767 года в Рускеалу из столицы приехали горные инспекторы – гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение и составили отчет о проделанной работе. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала.
Первыми разработками руководил "каменных дел подмастерье" Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты. На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов - пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого.
Мрамор рускеальских месторождений использовался для оформления Исаакиевского и Казанского соборов, окон и фасадов Мраморного дворца и Михайловского замка и даже для подоконников Эрмитажа. Архитектор Огюст Монферран неоднократно посещал мраморные разработки в годы сооружения Исаакиевского собора в 1818-1858 года.
Мрамор в Рускеале с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму.
После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (ныне город Сортавала). Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и реке Неве до российской столицы.
Когда территория Рускеалы вошла в состав Финляндии, добыча мрамора продолжилась, но для иных целей. Из нее получали известь.
На территории парка остались трубы известковых печей.
Печи будут отреставрированы и станут новым музеем под открытым небом, который должен войти в отдельную экскурсионную программу.
А я обещал вернуться к уже традиционному музыкальному событию парка Рускеала - концерту петербургского композитора и пианиста Павла Андреева "Рояль в каньоне".
Утром, 5 сентября еще не успели убрать стулья со смотровых площадок, с которых полторы тысячи зрителей вокруг Мраморного каньона наблюдали шоу под открытым небом. "Рояль в каньоне" звучал здесь уже в четвертый раз.
Утром рояль, утром аккуратно упакованный, отправился в обратный путь, чтобы в следующем году, надеюсь, вновь вернуться в мраморный каньон.
Во-первых, 1 июня 2019 года с большим информационным шумом в сад парк поехал "Рускаальский экспресс" - стильный поезд от компании РЖД с аутентичным паровозом на паровой тяге и вагонами в воссозданной стилистике "ретро".
Сегодня это, кстати, единственный ежедневный поезд в России на паровозной тяге.
Пассажиры его просто обожают!
Во-вторых, в 2017 парк Рускеала обзавелся собственным красивым ивентом - фестивалем "Ruskeala Symphony", который проводится совместно с Карельской государственной филармонией.
Из-за пандемии в 2020 году вместо трех дней фестиваль проходил лишь один, но в августе 2021 увеличил продолжительность до двухдневного.
В-третьих, там проходит очень стильное музыкальное мероприятие "Рояль в каньоне", презентованное пианистом Павлом Андреевым еще в 2017 году.
В 2021 году оно состоялось 4 сентября, и включало среди прочего, презентацию композиций с нового альбома Павла "Синергия". (фото: ruskeala.ru)
В конце рассказа я покажу вам уникальные кадры "эвакуации" того самого черного рояля из мраморного каньона.
И в-четвертых, горный парк Рускеала - просто красивое место в Карелии,
раскинувшееся на руинах нескольких заброшенных мраморных карьеров, в штольнях и подземных пещерах которых проводятся увлекательные экскурсии.
Динамичное развитие этого красивого места, нашпигованного всевозможными развлечениями, привело к рекордной посещаемости парка. В 2020 году его посетило 400 тыс. туристов. И это с уточнением, что из-за пандемии летний сезон в Рускеале начался со значительным опозданием.
Цифра совершенно фантастическая в сравнении с населением ближайшего населенного города Карелии (город Сортавала, 16 тыс. чел), да и населением всей Карельской республики (600 тыс. человек).
Вот что творят закрытые границы страны и любовь россиян к путешествиям!
Свою нынешнюю историю горный парк Рускеала ведет с 2005 года, когда после долгих проволочек были получены все необходимые лицензии. Инвесторам пришлось серьезно побороться за эту территорию: по старой памяти некоторые компании продолжали там добывать стройматериалы и не желали так просто отказываться от своего бизнеса, не совместимого с грядущими туристическими планами. Постановлением Правительства Республики Карелия в 1998 году "Главный" карьер был объявлен памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия республики Карелия.
В следующие годы годах было проведено освещение туристической тропы и "Мраморного каньона", а также установлены информационные щиты.
Но наиболее заметные изменения, на мой взгляд, произошли в парке в 2021 году.
Во-первых, аккурат к сентябрьскому мероприятию "Рояль в каньоне" была закончена реконструкция удобных дорожек, лестниц и смотровых площадок по периметру, разделяющему "Мраморный каньон" и озеро имени Монферрана.
На смену живописным, но небезопасным тропинкам пришли удобные лестницы с перилами и защитными ограждениями.
Во-вторых, буквально на глазах растут строения в непосредственной близости к трубам печей заброшенных известковых заводов.
Они были построены рядом с мраморными карьерами в конце 19-го века финскими промышленниками.
Но не только сотнями тысяч туристов рад в этом году парк.
Летом 2021 года в его заброшенных штольнях и на живописных площадках проходили съемки популярного сериала «Эпидемия».
Напомню, его первый сезон впервые в современной истории в 2020 году для своего он-лайн сервиса купил Netflix за полтора миллиона долларов. На платформе он доступен под названием "To The Lake", и пару восторженных слов о сериале молвил даже сам Стивен Кинг.
Мрамора на территории Рускеалы очень много.
В какой-то момент забываешь, что под твоими ногами сплошной мрамор и его мелкие фрагменты.
Чтобы туристы не забывали, где они находятся, вдоль дорожек установлены массивные мраморные глыбы, раньше называемые "штуками".
Именно в таком виде мраморная порода транспортировалась до точки назначения, где уже потом подвергалась необходимой обработке.
Территория парка не ограничивается двумя водоемами, вблизи которых кипит основная жизнь.
Там базируются лодочные станции,
"веревка-тарзанка" с доступным ценником (обычно здесь постоянная очередь),
проходящая над всем мраморным каньоном трасса троллей (zip-line),
и сосредоточение кафе-ресторанов
и излюбленные места для фотографирования...
На мой взгляд, не менее впечатляюще выглядит "Итальянский" карьер.
В отличие от подземной добычи мрамора здесь использовали открытый способ извлечения породы при помощи техники, закупленной в Италии уже в советское время.
Благодаря такой технологии добычи образовался "Итальянский" карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых во всей красе виден причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад.
Здешний камень применялся для украшения различных сооружений в разных городах Советского Союза, в т.ч. и в Ленинграде - на станциях метро "Приморская" и "Ладожская".
Если выстраивать историческую хронологию, это самые поздние разработки здешних мест, и именно в Итальянском карьере проходит фестиваль "Ruskeala Symphony".
А началось всё во времена правления императрицы Екатерины II. Для масштабного строительства в Санкт-Петербурге и его окрестностях требовалось много красивого, и главное, недорогого камня. Для таких требованиях карельский мрамор подходил как нельзя лучше. Месторождения были найдены пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом.
9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. В сентябре 1767 года в Рускеалу из столицы приехали горные инспекторы – гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение и составили отчет о проделанной работе. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала.
Первыми разработками руководил "каменных дел подмастерье" Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты. На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов - пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого.
Мрамор рускеальских месторождений использовался для оформления Исаакиевского и Казанского соборов, окон и фасадов Мраморного дворца и Михайловского замка и даже для подоконников Эрмитажа. Архитектор Огюст Монферран неоднократно посещал мраморные разработки в годы сооружения Исаакиевского собора в 1818-1858 года.
Мрамор в Рускеале с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму.
После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (ныне город Сортавала). Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и реке Неве до российской столицы.
Когда территория Рускеалы вошла в состав Финляндии, добыча мрамора продолжилась, но для иных целей. Из нее получали известь.
На территории парка остались трубы известковых печей.
Печи будут отреставрированы и станут новым музеем под открытым небом, который должен войти в отдельную экскурсионную программу.
А я обещал вернуться к уже традиционному музыкальному событию парка Рускеала - концерту петербургского композитора и пианиста Павла Андреева "Рояль в каньоне".
Утром, 5 сентября еще не успели убрать стулья со смотровых площадок, с которых полторы тысячи зрителей вокруг Мраморного каньона наблюдали шоу под открытым небом. "Рояль в каньоне" звучал здесь уже в четвертый раз.
Утром рояль, утром аккуратно упакованный, отправился в обратный путь, чтобы в следующем году, надеюсь, вновь вернуться в мраморный каньон.
Материал взят: Тут