Древние очки, связь лунных кратеров с оптикой ( 11 фото )
- 20.05.2017
- 1 556
Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним.
Из флорентийской проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто, 1305 год.
Да, до XIII века сохранились лишь скудные упоминания об очках во всей обширной истории человечества.
Зная сейчас про уровень развития медицины в Древнем Мире, в том же Египте или более ранних цивилизациях… Странно, правда, что древних артефактов, связанных с оптикой, очень мало?
А что нам известно из мира оптики?
Когда-то древние греки и римляне заметили, что стеклянный сосуд, наполненный водой, способен зрительно увеличивать размеры предметов. Это активно применялось в древнем маркетинге. В витрину таверны перед блюдом дня ставили сосуд с водой. А проходящие мимо видели аппетитную и необычно большого размера еду и фрукты.
Потом свойство увеличения предметов стали связывать не с водой, а с выпуклой формой стекла.
Возможно в крупнейшем образовательном центре древности были монографии и по оптике. Но александрийская библиотека, как вы знаете, сгорела.
Впрочем, известны труды Клавдия Птолемея (ок. 100 — ок. 170 н.э.). Интересы этого древнего ученого были обширны: астрономия, астрология, математика, механика, теория музыки, география и оптика. Он написал трактат «Оптика». О чем рассказывал древний ученый в пяти книгах трактата? О природе зрения и о световых лучах. Об оптических эффектах и иллюзиях и их восприятии. О плоских и выпуклых зеркалах и законах отражения лучей. О преломлении света. Об оптических атмосферных явлениях. Сохранились не все книги. А почитать их могут только очень-очень немногие. Где они сейчас? Может в библиотеке Ватикана?
Многие ученые древности упоминали в своих работах исследования по оптике: Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.) и др. Они выдвигали гипотезы, экспериментировали и умели пользоваться законами распространения и отражения света.
«Отцом оптики» считают арабского ученого Ибн аль-Хайсама. В Европе его звали Альхазен. Работал он в Каире (около 1039) над трудами Евклида, занимался философией, медициной, математикой, физикой, астрономией. Фундаментальный труд ученого - «Книга оптики» в 7 томах. Он полностью описал знания по оптике того времени, анатомическое строение глаза (кстати, приближенное к современным представлениям), положения о бинокулярном зрении… Проводил опыты по преломлению света и с камерой обскура.
В XII веке его сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики». А первым европейским трудом по оптике была «Перспектива» польского ученого Эразма Витело. Впрочем, научные источники утверждают, что эта книга - переработка сочинений Ибн аль-Хайсама.
Думаете, это копирайтинг, как сейчас бы назвали? Покажите мне современного копирайтера, в честь которого называли бы астрономические тела и образования. А в честь Ибн аль-Хайсама и Эразма Витело названы кратеры на видимой стороне Луны. Один положил фундаментальное начало в развитии оптики. Второй продолжил исследования и популяризировал учение по оптике.
Ведь именно книга Витело стала отправной точкой для многих европейских ученых и мыслителей того времени.
Но теория без практики неинтересна, да? Так что же было с самими очками?
Сначала для увеличения предметов использовали полированные кристаллы или куски стекол. Впрочем, как и для защиты глаз от ярких солнечных лучей.
Известен описанный в истории смарагд императора Нерона. Отшлифованный крупный изумруд был его неизменным атрибутом для разглядывания гладиаторских боев на залитых солнцем аренах.
К XIII веку развитие оптики стало более динамичным и практичным.
Мысль Ибн аль-Хайсама: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы» - подхватил францисканский монах, ученый Роджер Бэкон (1214—1294). Бэкон занимался математикой, физикой, химией. Современники называли его удивительным доктором (лат. Doctor Mirabilis). А в оптике он разработал положения о преломлении лучей, перспективе, видимости предметов. Увеличительные стекла он считал хорошим инструментом для тех, у кого слабое зрение.
Понятно, что для зрения нужно было стекло, превосходившее по качеству уже привычное, изготавливаемое для посуды. А кто у нас был в средние века мастерами по стеклу? Правильно, венецианцы. Вот им и удалось в XIII веке добиться выплавки тонкого, бесцветного, прозрачного стекла для очковых линз. К качеству стекла для зрения подходили серьезно. В 1300 году Венецианский государственный совет официально запретил использовать для очков плохое стекло, разрешив только хорошее качество хрустального стекла. Секрет производства строго охранялся почти 300 лет.
Предполагают, что первые очки появились в XIII веке. Авторство приписывают итальянцу Сальвино Д'Армате (1284 год). Правда есть и еще один ученый Алессандро Спина, который в тоже время воссоздал очки только имея их описание.
Первые документальные свидетельства появились в 1289 году.
А первое изображение очков можно увидеть на фресках середины XIV века в итальянской церкви Тревизо. Автором фресок был монах Томмазо да Модена. Известнейших людей того времени художник эпохи раннего Возрождения часто изображал за чтением манускриптов. И да, без очков не обошлось.
В XIII веке очки могли себе позволить только состоятельные и образованные люди. Венецианское хрустальное стекло было трудоемким процессом и дорогим изделием. И очки того времени были настоящей драгоценностью. Их берегли и упоминали в завещаниях короли и знать. Образованных людей было тоже немного. Книги и молитвенники были рукописными и штучными. Поэтому и массового ношения очков не было. Зато желающие показать свое богатство нередко пользовались демонстрацией своих очков как признаком достатка.
Известна запись в летописи китайского двора (1410 г.) о получении дара императору от короля Малакки. Дар был в виде десяти очков. Кстати, Китай долго охотился за секретами венецианских стеклодувов. А очки в эту страну привозили через Европу арабские купцы. Особое распространение очки в Китае получили во время правления династии Мин. Хотя кварцевые очки изобрели именно в Китае. Дымчатый оттенок линз отлично подходил для судей, старающихся скрыть свое отношение и выражение глаз к оглашаемому приговору.
А в записи за 1614 год в «Расходной книге денежной казны» царя Михаила написано, что для царя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется».
В XV веке началась эпоха книгопечатания. Книг стало больше. Желание читать было. И вот тут обнаружились уже многочисленные проблемы с чтением у людей определенного возраста. К тому же, читали-то при свечах. Появилась потребность очках. И польза от такого помогающего инструмента становилась все очевидней.
Спрос рождает предложение. Да и теоретические разработки и возможности производства сначала были направлены в сторону дальнозоркости. Поэтому первые известные очки были с выпуклыми линзами, только для увеличения.
В России любили читать всегда. В летописи за 1670—1672 годах есть запись, что поступила «491 дюжина очков». Немного? А как вам такая цифра: 5892 очков? Ведь дюжина = 12. Припомнив о дорогостоящем производстве очков, представьте размах такой закупки.
В XVI веке появились уже очки и для близорукости. Первое изображение таких очков принадлежит Рафаэлю на картине с портретным описанием папы Льва X (1517-1519). Понтифик был любителем охоты. Но наслаждение от любимого хобби проходило мимо из-за близорукости. Спасение пришло в виде очков с вогнутыми линзами.
На картинах тех далеких времен можно встретить разные изображения очков. И предположить отношение к ним в обществе. Где-то очки как признак образованности, где-то – признак роскоши, а где-то – неприемлемая атрибутика. Изображения очков можно увидеть и на священнослужителях, и… на чертиках.
Например, вот картина «Святой Иоанн на Патмосе», Иеронима Босха (около 1489 г.). Присмотритесь к нижнему правому углу.
То есть мнение к очкам было неоднозначное. Или же специально велась такая политика, что очки – это инструмент дьявола. Необразованными людьми ведь проще управлять.
Средневековая пропаганда сработала мощно. Да и по сей день в некоторых современниках живо предубеждение, что очки – это плохо.
«Модный аксессуар – можно, но очки для коррекции – ой, нет» …
Кстати, о модном аксессуаре.
Ведь прежде, чем очки стали очками были лупы, монокли, лорнеты, пенсне...
«Неудобно в использовании», - решили наши предки. И стали искать комфортные конструкции.
Что только не придумывали, чтобы закрепить линзы в нужном для глаз положении.
Прототипы были и в виде прищепок-держателей на носу. Гнусавость и затруднение в дыхании в таких очках обеспечено. А веревочки к ушам? Тоже неудобненько… Были еще короткие боковые опоры, которые охватывали виски. И давили же на них.
Парики мешали держаться очкам на длинных дужках. И тогда придумали даже очки с креплением на лбу. А еще были линзы, вшитые в ремни-завязки, и очки, прикрепленные к шляпкам.
Перепробовали много конструкций. Но классикой удобства остаются очки с длинными дужками, с фиксацией за ушами. Кстати, первые очки с дужками изобрел английский оптик Эдвард Скарлетт в начале XVIII века.
А уж сколько было и есть дизайнерских находок в украшении дужек! Играли и с металлом, и с инкрустацией камнями, и с резьбой. Применяли и необычные и дорогие материалы – бивни слонов, перья райских птиц, черное дерево и много еще чего.
Изысканные украшения в оправах находили своих приверженцев. Посмотрите на музейные экспонаты очков, моноклей, лорнетов, пенсне. Это ж какая красота!
Впрочем, и современные дизайнеры способны удивлять нас и ноу-хау в конструкциях, и богатством моделей и украшений. Идеи далеко еще не исчерпаны.
В нашей стране долгое время не было возможности заказа очков в красивых оправах. Очки доставали по блату или привозили из заграничных командировок. Со стеклами тоже была беда. Отсюда еще одно предубеждение, что очки – это некрасиво. Но, ура, времена меняются. Предложения моделей в коллекциях сейчас настолько обширны, что в моду вошли даже имиджевые очки.
Но, вернемся ненадолго к истории очков. Как пишут в учебниках: «С ростом промышленной революции…» В общем, с ростом возможностей производства очки стали массовым изделием. Первая известная промышленная партия (200 000 штук) очков была изготовлена для войска Наполеона. Но это были солнцезащитные очки для похода армии в Египет (1798—1801).
А вот в диоптрийных очках массовость породила отступление от качества. Уже не работали венецианские законы по производству стекла для линз. Дальше появились штамповки – горе оптиков и «спасение» неосведомленных в оптике и здоровья зрения.
Но XX век принес и новые технологии в оптике. Сейчас можно сделать очки с линзами высочайшего качества: и с минеральными (стеклянными), и с полимерными (пластиковыми) ллинзами.
А уж предложения по дизайнам линз и дополнительным функциям безграничны и предвосхитят любое пожелание.
Мечты ученых из далеких древних времен о функционале, удобстве и красоте очков стали реальностью.
Осталось только иметь необходимую информацию и начать заботиться о здоровье зрения.
Из флорентийской проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто, 1305 год.
Да, до XIII века сохранились лишь скудные упоминания об очках во всей обширной истории человечества.
Зная сейчас про уровень развития медицины в Древнем Мире, в том же Египте или более ранних цивилизациях… Странно, правда, что древних артефактов, связанных с оптикой, очень мало?
А что нам известно из мира оптики?
Когда-то древние греки и римляне заметили, что стеклянный сосуд, наполненный водой, способен зрительно увеличивать размеры предметов. Это активно применялось в древнем маркетинге. В витрину таверны перед блюдом дня ставили сосуд с водой. А проходящие мимо видели аппетитную и необычно большого размера еду и фрукты.
Потом свойство увеличения предметов стали связывать не с водой, а с выпуклой формой стекла.
Возможно в крупнейшем образовательном центре древности были монографии и по оптике. Но александрийская библиотека, как вы знаете, сгорела.
Впрочем, известны труды Клавдия Птолемея (ок. 100 — ок. 170 н.э.). Интересы этого древнего ученого были обширны: астрономия, астрология, математика, механика, теория музыки, география и оптика. Он написал трактат «Оптика». О чем рассказывал древний ученый в пяти книгах трактата? О природе зрения и о световых лучах. Об оптических эффектах и иллюзиях и их восприятии. О плоских и выпуклых зеркалах и законах отражения лучей. О преломлении света. Об оптических атмосферных явлениях. Сохранились не все книги. А почитать их могут только очень-очень немногие. Где они сейчас? Может в библиотеке Ватикана?
Многие ученые древности упоминали в своих работах исследования по оптике: Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.) и др. Они выдвигали гипотезы, экспериментировали и умели пользоваться законами распространения и отражения света.
«Отцом оптики» считают арабского ученого Ибн аль-Хайсама. В Европе его звали Альхазен. Работал он в Каире (около 1039) над трудами Евклида, занимался философией, медициной, математикой, физикой, астрономией. Фундаментальный труд ученого - «Книга оптики» в 7 томах. Он полностью описал знания по оптике того времени, анатомическое строение глаза (кстати, приближенное к современным представлениям), положения о бинокулярном зрении… Проводил опыты по преломлению света и с камерой обскура.
В XII веке его сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики». А первым европейским трудом по оптике была «Перспектива» польского ученого Эразма Витело. Впрочем, научные источники утверждают, что эта книга - переработка сочинений Ибн аль-Хайсама.
Думаете, это копирайтинг, как сейчас бы назвали? Покажите мне современного копирайтера, в честь которого называли бы астрономические тела и образования. А в честь Ибн аль-Хайсама и Эразма Витело названы кратеры на видимой стороне Луны. Один положил фундаментальное начало в развитии оптики. Второй продолжил исследования и популяризировал учение по оптике.
Ведь именно книга Витело стала отправной точкой для многих европейских ученых и мыслителей того времени.
Но теория без практики неинтересна, да? Так что же было с самими очками?
Сначала для увеличения предметов использовали полированные кристаллы или куски стекол. Впрочем, как и для защиты глаз от ярких солнечных лучей.
Известен описанный в истории смарагд императора Нерона. Отшлифованный крупный изумруд был его неизменным атрибутом для разглядывания гладиаторских боев на залитых солнцем аренах.
К XIII веку развитие оптики стало более динамичным и практичным.
Мысль Ибн аль-Хайсама: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы» - подхватил францисканский монах, ученый Роджер Бэкон (1214—1294). Бэкон занимался математикой, физикой, химией. Современники называли его удивительным доктором (лат. Doctor Mirabilis). А в оптике он разработал положения о преломлении лучей, перспективе, видимости предметов. Увеличительные стекла он считал хорошим инструментом для тех, у кого слабое зрение.
Понятно, что для зрения нужно было стекло, превосходившее по качеству уже привычное, изготавливаемое для посуды. А кто у нас был в средние века мастерами по стеклу? Правильно, венецианцы. Вот им и удалось в XIII веке добиться выплавки тонкого, бесцветного, прозрачного стекла для очковых линз. К качеству стекла для зрения подходили серьезно. В 1300 году Венецианский государственный совет официально запретил использовать для очков плохое стекло, разрешив только хорошее качество хрустального стекла. Секрет производства строго охранялся почти 300 лет.
Предполагают, что первые очки появились в XIII веке. Авторство приписывают итальянцу Сальвино Д'Армате (1284 год). Правда есть и еще один ученый Алессандро Спина, который в тоже время воссоздал очки только имея их описание.
Первые документальные свидетельства появились в 1289 году.
А первое изображение очков можно увидеть на фресках середины XIV века в итальянской церкви Тревизо. Автором фресок был монах Томмазо да Модена. Известнейших людей того времени художник эпохи раннего Возрождения часто изображал за чтением манускриптов. И да, без очков не обошлось.
В XIII веке очки могли себе позволить только состоятельные и образованные люди. Венецианское хрустальное стекло было трудоемким процессом и дорогим изделием. И очки того времени были настоящей драгоценностью. Их берегли и упоминали в завещаниях короли и знать. Образованных людей было тоже немного. Книги и молитвенники были рукописными и штучными. Поэтому и массового ношения очков не было. Зато желающие показать свое богатство нередко пользовались демонстрацией своих очков как признаком достатка.
Известна запись в летописи китайского двора (1410 г.) о получении дара императору от короля Малакки. Дар был в виде десяти очков. Кстати, Китай долго охотился за секретами венецианских стеклодувов. А очки в эту страну привозили через Европу арабские купцы. Особое распространение очки в Китае получили во время правления династии Мин. Хотя кварцевые очки изобрели именно в Китае. Дымчатый оттенок линз отлично подходил для судей, старающихся скрыть свое отношение и выражение глаз к оглашаемому приговору.
А в записи за 1614 год в «Расходной книге денежной казны» царя Михаила написано, что для царя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется».
В XV веке началась эпоха книгопечатания. Книг стало больше. Желание читать было. И вот тут обнаружились уже многочисленные проблемы с чтением у людей определенного возраста. К тому же, читали-то при свечах. Появилась потребность очках. И польза от такого помогающего инструмента становилась все очевидней.
Спрос рождает предложение. Да и теоретические разработки и возможности производства сначала были направлены в сторону дальнозоркости. Поэтому первые известные очки были с выпуклыми линзами, только для увеличения.
В России любили читать всегда. В летописи за 1670—1672 годах есть запись, что поступила «491 дюжина очков». Немного? А как вам такая цифра: 5892 очков? Ведь дюжина = 12. Припомнив о дорогостоящем производстве очков, представьте размах такой закупки.
В XVI веке появились уже очки и для близорукости. Первое изображение таких очков принадлежит Рафаэлю на картине с портретным описанием папы Льва X (1517-1519). Понтифик был любителем охоты. Но наслаждение от любимого хобби проходило мимо из-за близорукости. Спасение пришло в виде очков с вогнутыми линзами.
На картинах тех далеких времен можно встретить разные изображения очков. И предположить отношение к ним в обществе. Где-то очки как признак образованности, где-то – признак роскоши, а где-то – неприемлемая атрибутика. Изображения очков можно увидеть и на священнослужителях, и… на чертиках.
Например, вот картина «Святой Иоанн на Патмосе», Иеронима Босха (около 1489 г.). Присмотритесь к нижнему правому углу.
То есть мнение к очкам было неоднозначное. Или же специально велась такая политика, что очки – это инструмент дьявола. Необразованными людьми ведь проще управлять.
Средневековая пропаганда сработала мощно. Да и по сей день в некоторых современниках живо предубеждение, что очки – это плохо.
«Модный аксессуар – можно, но очки для коррекции – ой, нет» …
Кстати, о модном аксессуаре.
Ведь прежде, чем очки стали очками были лупы, монокли, лорнеты, пенсне...
«Неудобно в использовании», - решили наши предки. И стали искать комфортные конструкции.
Что только не придумывали, чтобы закрепить линзы в нужном для глаз положении.
Прототипы были и в виде прищепок-держателей на носу. Гнусавость и затруднение в дыхании в таких очках обеспечено. А веревочки к ушам? Тоже неудобненько… Были еще короткие боковые опоры, которые охватывали виски. И давили же на них.
Парики мешали держаться очкам на длинных дужках. И тогда придумали даже очки с креплением на лбу. А еще были линзы, вшитые в ремни-завязки, и очки, прикрепленные к шляпкам.
Перепробовали много конструкций. Но классикой удобства остаются очки с длинными дужками, с фиксацией за ушами. Кстати, первые очки с дужками изобрел английский оптик Эдвард Скарлетт в начале XVIII века.
А уж сколько было и есть дизайнерских находок в украшении дужек! Играли и с металлом, и с инкрустацией камнями, и с резьбой. Применяли и необычные и дорогие материалы – бивни слонов, перья райских птиц, черное дерево и много еще чего.
Изысканные украшения в оправах находили своих приверженцев. Посмотрите на музейные экспонаты очков, моноклей, лорнетов, пенсне. Это ж какая красота!
Впрочем, и современные дизайнеры способны удивлять нас и ноу-хау в конструкциях, и богатством моделей и украшений. Идеи далеко еще не исчерпаны.
В нашей стране долгое время не было возможности заказа очков в красивых оправах. Очки доставали по блату или привозили из заграничных командировок. Со стеклами тоже была беда. Отсюда еще одно предубеждение, что очки – это некрасиво. Но, ура, времена меняются. Предложения моделей в коллекциях сейчас настолько обширны, что в моду вошли даже имиджевые очки.
Но, вернемся ненадолго к истории очков. Как пишут в учебниках: «С ростом промышленной революции…» В общем, с ростом возможностей производства очки стали массовым изделием. Первая известная промышленная партия (200 000 штук) очков была изготовлена для войска Наполеона. Но это были солнцезащитные очки для похода армии в Египет (1798—1801).
А вот в диоптрийных очках массовость породила отступление от качества. Уже не работали венецианские законы по производству стекла для линз. Дальше появились штамповки – горе оптиков и «спасение» неосведомленных в оптике и здоровья зрения.
Но XX век принес и новые технологии в оптике. Сейчас можно сделать очки с линзами высочайшего качества: и с минеральными (стеклянными), и с полимерными (пластиковыми) ллинзами.
А уж предложения по дизайнам линз и дополнительным функциям безграничны и предвосхитят любое пожелание.
Мечты ученых из далеких древних времен о функционале, удобстве и красоте очков стали реальностью.
Осталось только иметь необходимую информацию и начать заботиться о здоровье зрения.
Материал взят: Тут