Посторонним вход - 1 ( 3 фото )
- 21.08.2021
- 9 976
Когда-то, давным-давно, я заинтересовался феноменом подделки истории. Чем более я интересовался, тем больше удивлялся масштабам фальсификаций, так что даже концепция Фоменко (или Морозова, как угодно) о подделке вмемирной истории в целом меня не особо шокировала.
В самом деле, целый период в истории культуры называется «историзм» и заключается в том, что власть предержащие люто, бешено форсили национализм, подогревая его постройками древних замков, удивительных старинных дворцов, руин и прочего, заодно в неимоверном множестве публикуя невесть откуда взявшиеся шедевры древней литературы... Мне это казалось каким-то гротескным вывертом, несмешной шуткой. И я не понимал, как эти люди мыслили, массово производя свои фальсификаты.
Отчасти я приблизился к разгадке несколько лет назад, когда обнаружил свеженькую, изготовлявшуюся прямо на моих глазах фальшивку – фактоид, долженствующий неоспоримо, поперёк всех существующих фактов, свидетельствовать, что паспорта советским колхозникам раздавали не при плохом Никите Хрещеве, а при хорошем Леониде Брежневе. Ну, я об этом писал. В общем, оказалось, что изготовление фальшивой истории это не праздная игра ума скучающих академиков и литераторов, а прямой заказ Правительствущего Сената на оплёвывание совершенно конкретных идеологических концептов и безудержное восхваление актуально востребованной идеологии.
Всё это проявляется не только в масштабе вышепоименованных подделок академического размера, но и в приятных пустяках.
Я довольно часто привожу у себя в журнале примеры того, как в советское время Повелители Дураков подделывали свои биографии. В советские времена интернета не было, поэтому подделка шла по нескольким параллельным линиям – в официальных справочниках, в СМИ и на уровне слухов, распространявшихся, конечно, целенаправленно. Зачем это делалось, я не знаю, но часто усердие фальсификаторов оказывалось не по уму. «Факты» противоречили друг другу, дискредитировали друг друга, так что сейчас из Википедии всю эту информацию предпочитают выкидывать – а ничего другого-то и нет.
Но были крупные деятели, которые своё происхождение не скрывали. Не бравировали, нет. Но не скрывали. Так прямо и говорили, что, вот, папа крупный чин в Комиссии Партийного Контроля при ЦК, а мама «учительница танцев». К этой категории относился и Элем Климов, фигура замечательная во всех отношениях.
Элем Климов - талант, умница, красавец, муж самой красивой (и одной из самых талантливых) женщины послевоенного советского кинематографа, и к тому же безупречного происхождения: человек, более близкий к Политбюро и КГБ, чем всякие там меньшовы да соловьёвы, отпрыски застеночных пытарей. Советский аристократ! Все фильмы Элема Климова хороши, а в поведении он был безупречен. Тем интересней заглянуть за ширму.
Давайте посмотрим на его дебют, отличную комедию «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён».
Собираясь написать о том, что я думаю по поводу кинодебюта Элема Климова, я заглянул в Википедию. И был приятно удивлён большой статьёй об этом фильме. Замечательная статья! Примерно 80 процентов её текста составляет чистое, беспримесное враньё... Э, нет. Не враньё, чистого вранья там не много, зато имеются хитроумные интерпретации всех, связанных с фильмом, фактов, плюс, эффектное умолчание о важных деталях данной истории. Другими словами – роскошная фальсификация. И мои мысли свернули немного в сторону.
Знаете, что невозможно сделать безупречную подделку? Любая фальсификация, самая тщательная, самая сложная, оказывается довольно быстро по историческим меркам разоблачена. Когда-то давно, много лет назад, я здесь писал об этом.
Каким образом выявляется подделка? Она всегда стопроцентно соответствует стилям и воззрениям той эпохи, в которую создаётся и презентируется почтеннейшей публике. Когда сменяются эпохи и воззрения, когда брюки-дудочки заменятся расклешёными штанами, публика искренне удивляется, какими доверчивыми идиотами были эксперты и интеллектуалы прошлых времён.
Статья в «Википедии» может быть воспринята всерьёз только сейчас, когда память о правилах и установлениях, управлявших советским кинематграфом, полностью предана забвению. Так, сейчас уже никто не помнит, что такое, собственно, дипломная работа ВГИКовца. Поэтому можно притвориться, что настолько сложный и дорогостоящий полнометражный проект, как «Добро пожаловать», был поручен простому студенту. Сейчас уже никто не помнит, что дипломные фильмы ВГИКовцев всегда были малобюджетными короткометражками и исключения не делали ни для кого. Даже Никита Михалков, сын не кого-нибудь, а автора Гимна Советского Союза и самого влиятельного (во всех смыслах) деятеля советской культуры, делал свой диплом в одной локации, с небольшой группой своих личных друзей... Кстати, хорошая среднеметражка – «Спокойный день в конце войны». А, скажем, Тарковский, Шукшин, Иоселиани, Панфилов, Абдрашитов были вынуждены ограничиваться ещё меньшим бюджетом, ещё меньшим количеством плёнки. Но для дипломной работы Климова был выделен пионерский лагерь "Воркутауголь", сценарий писали профессионалы, опытные мастера Нусинов и Лунгин, на роли приглашены кинозвёзды и известные театральные актёры, музыку сочиняли настоящие композиторы, типа ультрамодного Микаэла Таривердиева, массовка действительно массовая, а декорации роскошные, плёнки ровно столько, сколько требуется для многочисленных дублей и комбинированных съёмок. Вы в это поверите? Я – нет, не поверю.
Между прочим, дипломные работы студентов не предназначались для проката. Это были своеобразные портофолио, не более того. Мне, однако, известно одно исключение из правила. «Господин оформитель» Олега Тепцова произвёл на профессоров ВГИКа такое впечатление, что они хлопотали перед Госкино, чтобы Тепцову – в виду исключения – позволили бы доснять фильм до полного метра и выпустить в прокат. Но в случае Климова, получается, профессора были настолько априори уверены в сенсационном результате, что никто не засомневался выдать карт-бланш студенту. Впрочем, Википедия вынуждена сообщить, что всё было как раз наоборот. Ректор ВГИКа Александр Грошев обращался в Госкино и в ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке. Тем не менее, в итоге, «Мосфильм» разрешил студенту выпускного курса снять фильм. «Мосфильм»? Нет, не «Мосфильм». Потому что дальше Википедия сообщает, что гораздо более высокие персоны, чем директор «Мосфильма», пробовали остановить работу над «Добро пожаловать». Председатель Госкино Алексей Романов и его заместитель Владимир Баскаков лично приехали на съёмки и попытались прекратить «безобразие». Но студент без диплома просто посмеялся над всемогущими функционерами и продолжил работу над своим весёлым фильмом.
Кстати, некоторые опусы Элема Климова студенческих лет сохранились. Это короткометражки «Жиних» и «Смотрите, небо», неплохие, но совершенно студенческие, полупрофессиональные фильмы, скажем, курсовым работам вышепомянутого Никиты Михалкова уступающие по всем параметрам.
...Мне сейчас немного надоело писать, получается слишком длинно, поэтому я продолжу попозже. В общем, продолжение следует.
В самом деле, целый период в истории культуры называется «историзм» и заключается в том, что власть предержащие люто, бешено форсили национализм, подогревая его постройками древних замков, удивительных старинных дворцов, руин и прочего, заодно в неимоверном множестве публикуя невесть откуда взявшиеся шедевры древней литературы... Мне это казалось каким-то гротескным вывертом, несмешной шуткой. И я не понимал, как эти люди мыслили, массово производя свои фальсификаты.
Отчасти я приблизился к разгадке несколько лет назад, когда обнаружил свеженькую, изготовлявшуюся прямо на моих глазах фальшивку – фактоид, долженствующий неоспоримо, поперёк всех существующих фактов, свидетельствовать, что паспорта советским колхозникам раздавали не при плохом Никите Хрещеве, а при хорошем Леониде Брежневе. Ну, я об этом писал. В общем, оказалось, что изготовление фальшивой истории это не праздная игра ума скучающих академиков и литераторов, а прямой заказ Правительствущего Сената на оплёвывание совершенно конкретных идеологических концептов и безудержное восхваление актуально востребованной идеологии.
Всё это проявляется не только в масштабе вышепоименованных подделок академического размера, но и в приятных пустяках.
Я довольно часто привожу у себя в журнале примеры того, как в советское время Повелители Дураков подделывали свои биографии. В советские времена интернета не было, поэтому подделка шла по нескольким параллельным линиям – в официальных справочниках, в СМИ и на уровне слухов, распространявшихся, конечно, целенаправленно. Зачем это делалось, я не знаю, но часто усердие фальсификаторов оказывалось не по уму. «Факты» противоречили друг другу, дискредитировали друг друга, так что сейчас из Википедии всю эту информацию предпочитают выкидывать – а ничего другого-то и нет.
Но были крупные деятели, которые своё происхождение не скрывали. Не бравировали, нет. Но не скрывали. Так прямо и говорили, что, вот, папа крупный чин в Комиссии Партийного Контроля при ЦК, а мама «учительница танцев». К этой категории относился и Элем Климов, фигура замечательная во всех отношениях.
Элем Климов - талант, умница, красавец, муж самой красивой (и одной из самых талантливых) женщины послевоенного советского кинематографа, и к тому же безупречного происхождения: человек, более близкий к Политбюро и КГБ, чем всякие там меньшовы да соловьёвы, отпрыски застеночных пытарей. Советский аристократ! Все фильмы Элема Климова хороши, а в поведении он был безупречен. Тем интересней заглянуть за ширму.
Давайте посмотрим на его дебют, отличную комедию «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён».
Собираясь написать о том, что я думаю по поводу кинодебюта Элема Климова, я заглянул в Википедию. И был приятно удивлён большой статьёй об этом фильме. Замечательная статья! Примерно 80 процентов её текста составляет чистое, беспримесное враньё... Э, нет. Не враньё, чистого вранья там не много, зато имеются хитроумные интерпретации всех, связанных с фильмом, фактов, плюс, эффектное умолчание о важных деталях данной истории. Другими словами – роскошная фальсификация. И мои мысли свернули немного в сторону.
Знаете, что невозможно сделать безупречную подделку? Любая фальсификация, самая тщательная, самая сложная, оказывается довольно быстро по историческим меркам разоблачена. Когда-то давно, много лет назад, я здесь писал об этом.
Каким образом выявляется подделка? Она всегда стопроцентно соответствует стилям и воззрениям той эпохи, в которую создаётся и презентируется почтеннейшей публике. Когда сменяются эпохи и воззрения, когда брюки-дудочки заменятся расклешёными штанами, публика искренне удивляется, какими доверчивыми идиотами были эксперты и интеллектуалы прошлых времён.
Статья в «Википедии» может быть воспринята всерьёз только сейчас, когда память о правилах и установлениях, управлявших советским кинематграфом, полностью предана забвению. Так, сейчас уже никто не помнит, что такое, собственно, дипломная работа ВГИКовца. Поэтому можно притвориться, что настолько сложный и дорогостоящий полнометражный проект, как «Добро пожаловать», был поручен простому студенту. Сейчас уже никто не помнит, что дипломные фильмы ВГИКовцев всегда были малобюджетными короткометражками и исключения не делали ни для кого. Даже Никита Михалков, сын не кого-нибудь, а автора Гимна Советского Союза и самого влиятельного (во всех смыслах) деятеля советской культуры, делал свой диплом в одной локации, с небольшой группой своих личных друзей... Кстати, хорошая среднеметражка – «Спокойный день в конце войны». А, скажем, Тарковский, Шукшин, Иоселиани, Панфилов, Абдрашитов были вынуждены ограничиваться ещё меньшим бюджетом, ещё меньшим количеством плёнки. Но для дипломной работы Климова был выделен пионерский лагерь "Воркутауголь", сценарий писали профессионалы, опытные мастера Нусинов и Лунгин, на роли приглашены кинозвёзды и известные театральные актёры, музыку сочиняли настоящие композиторы, типа ультрамодного Микаэла Таривердиева, массовка действительно массовая, а декорации роскошные, плёнки ровно столько, сколько требуется для многочисленных дублей и комбинированных съёмок. Вы в это поверите? Я – нет, не поверю.
Между прочим, дипломные работы студентов не предназначались для проката. Это были своеобразные портофолио, не более того. Мне, однако, известно одно исключение из правила. «Господин оформитель» Олега Тепцова произвёл на профессоров ВГИКа такое впечатление, что они хлопотали перед Госкино, чтобы Тепцову – в виду исключения – позволили бы доснять фильм до полного метра и выпустить в прокат. Но в случае Климова, получается, профессора были настолько априори уверены в сенсационном результате, что никто не засомневался выдать карт-бланш студенту. Впрочем, Википедия вынуждена сообщить, что всё было как раз наоборот. Ректор ВГИКа Александр Грошев обращался в Госкино и в ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке. Тем не менее, в итоге, «Мосфильм» разрешил студенту выпускного курса снять фильм. «Мосфильм»? Нет, не «Мосфильм». Потому что дальше Википедия сообщает, что гораздо более высокие персоны, чем директор «Мосфильма», пробовали остановить работу над «Добро пожаловать». Председатель Госкино Алексей Романов и его заместитель Владимир Баскаков лично приехали на съёмки и попытались прекратить «безобразие». Но студент без диплома просто посмеялся над всемогущими функционерами и продолжил работу над своим весёлым фильмом.
Кстати, некоторые опусы Элема Климова студенческих лет сохранились. Это короткометражки «Жиних» и «Смотрите, небо», неплохие, но совершенно студенческие, полупрофессиональные фильмы, скажем, курсовым работам вышепомянутого Никиты Михалкова уступающие по всем параметрам.
...Мне сейчас немного надоело писать, получается слишком длинно, поэтому я продолжу попозже. В общем, продолжение следует.
Материал взят: Тут