Милош Бикович в интервью Ольге Родионовой: "Я не разделяю Сербию и Россию" ( 9 фото )
- 02.08.2021
- 10 763
Она – русская с хорватским паспортом. Он – серб, недавно получивший российское гражданство. Главный редактор Shnyagi.Net! Ольга Родионова прилетела в Белград, чтобы поговорить с актером Милошем Биковичем о Москве и Балканах, которые дороги им обоим.
Милош Бикович – один из самых популярных молодых актеров России. Его карьера в нашей стране началась в 2014 году со съемок в фильме Никиты Михалкова "Солнечный удар". Затем были Духless, "Лед" и другие успешные проекты, а комедия 2019 года "Холоп" с Биковичем в главной роли стала настолько популярна, что ее ремейки будут в ближайшее время сниматься в семи странах: Польше, Франции, Индии, Южной Корее, Испании, Японии и Мексике. Много времени Милош по-прежнему проводит у себя на родине, в Сербии, где снимается и продюсирует, поэтому встреча c главным редактором Shnyagi.Net! Ольгой Родионовой прошла в Белграде.
Милош, спасибо за приглашение в один из моих любимых городов – Белград. Не была в нем последние пять лет. Я приехала на Балканы в 1996-м, прилетела в Загреб, когда там еще были миротворцы. Приехала в Белград, и он был совсем другим. Расскажи мне, как этот город изменился сейчас?
Город становится более современным, он строится, развивается. Белград много раз был разрушен, и остались шрамы, но сохранилась и энергетика, которую ощущает каждый, кто сюда приезжает. Я люблю гулять по городу и заходить в скрытые дворы: идешь по улице, а потом сворачиваешь за угол – и как будто исчезаешь для всех. В таких местах часто открывают кафе, где можно спрятаться от жары – последние несколько лет жара в Белграде почти субтропическая. А еще здесь очень яркая и разнообразная ночная жизнь, улицы буквально вибрируют. Это что-то невидимое. Невозможно объяснить, но можно почувствовать.
А в каком районе ты жил в детстве? Где находится дом, в котором ты вырос?
У меня его нет. Когда я был ребенком, мы с мамой переезжали с места на место, раз шесть или семь, жили в разных съемных квартирах. Мама пыталась арендовать жилье подешевле, поэтому жили чаще всего на окраинах города. Иногда удавалось найти что-то поближе к работе (она работала в школе), но аренду со временем повышали, и нам снова приходилось искать более подходящее жилье. И только когда мне исполнилось 15 лет, мы поселились в собственной квартире, ее нам выделило государство. Но я хорошо помню дом своего дедушки, он находится на северо-востоке Сербии, сейчас там живет мой дядя. Помню, как там росла малина, черника, груши. Эти запахи до сих пор подпитывают мои первые детские воспоминания… Самый сильный из них – запах соснового леса.
Ты окончил факультет драматических искусств Университета искусств в Белграде, а потом преподавал там, но потом оставил это. Почему?
Когда я уехал сниматься в Россию, вынужден был уйти и из университета, и из театра (я тогда служил сразу в двух театрах) – невозможно заниматься и тем, и другим, надо было чем-то жертвовать. А сейчас снова вернулся на театральную сцену, недавно мы выпустили спектакль "Ваал" по Брехту. Мне кажется, когда человек играет в театре, у него больше шансов научиться чему-то новому, чем на съемках в кино. Театр заставляет находить время на размышление. Нельзя выйти к публике с полуготовыми решениями. В фильме тебя может спасти монтаж, есть дубли, а в театре этого нет, поэтому все должно быть правдиво, выходить к зрителю можно, только когда ты готов.
Чем сербский театр отличается от русского?
Школой. Сербская школа основана на системе Станиславского, но в нее также добавлены элементы учений Питера Брука, Эудженио Барбы, Михаила Чехова, Ли Страсберга и наших сербских преподавателей. У молодых русских актеров я часто вижу желание сыграть все эмоции сразу, даже когда надо просто вынести стакан на сцену. А у сербских, наоборот, недостаточно огня. Они думают, что если делать незаинтересованно – это то же самое, что делать с легкостью. Но это не так. Мы в Сербии очень уважаем русскую актерскую школу, любим русских актеров и смотрим на них как на носителей великого мастерства. Мы считаем, что лучшие актеры в мире – либо русские, либо англичане, либо сформировавшиеся благодаря этим школам – русской и английской.
Как ты думаешь, что объединяет наши народы и что разделяет?
Я не разделяю Сербию и Россию. Мы совпадаем в самых важных чертах. Это связано с нашим происхождением, верой, системой ценностей, традициями и культурой. Мне кажется, внутри одного народа люди менее похожи, чем сербы и русские, два брата больше отличаются друг от друга, чем наши два народа.
Когда я впервые услышала, как ты говоришь по-русски, была удивлена – у тебя отличный уровень! Откуда?
Я учил русский в школе, и эти знания дали мне базу, но выучить язык хорошо невозможно, если ты не находишься в подходящей среде. Впервые я оказался в России в 2010 году, это было паломническое путешествие на автобусе по монастырям. Со старшим братом мы проехали от Украины через Север России до Валаама. Я понимал, о чем говорят люди вокруг, но говорил плохо. А когда приехал повторно, уже на пробы к Михалкову, мне было страшно даже рот открыть. Но постепенно я разговорился, и сейчас играть на русском мне все легче и легче, говорю на нем почти как на сербском. Все еще есть акцент, но я над этим работаю.
Ольга: жакет, Burberry; топ, Peserico; джинсы, Brunello Cucinelli; очки, Saint Laurent. Милош: пиджак, Fendi; футболка, Dior Homme; брюки, Peserico
А на каком кино ты вырос? Как формировались твои вкусы?
Когда я был ребенком, любил экшн и фильмы с Арнольдом Шварценеггером; когда повзрослел, в мою жизнь вошел "Крестный отец" вместе с Марлоном Брандо и Аль Пачино. Еще мне очень интересен Роберт Де Ниро как актер с большим количеством граней, который не может не вызывать уважение.
Милош, я знаю, что на кинофестивале в Пуле в этом году ты представляешь фильм "Южный ветер –2". Я смотрела первую часть, и мне показалось, что это такой сербский вариант нашего "Брата". А ты сам как считаешь?
Данила Багров – герой эпохи, у которого есть моральные ориентиры. У моего героя, Мараша, их нет. Он испорчен внутренне, и, хотя в нем есть зерно добра, он уже ступил на путь порока. На этом пути его ждет ускорение, а потом и падение. Это не история про то, что человек может попасть в криминальную среду и немножко заняться сбытом запрещенных веществ, а потом сделать вид, что ничего не произошло. То, что он делает, оставляет серьезный отпечаток на его судьбе, в это вовлечена его семья, ближний круг. Он теряет все: душу, а потом и то, что ему казалось ценным и важным – статус, авторитет, возможности, деньги. Посмотрим еще, как будет развиваться его судьба… Но я согласен, что у Мараша есть ряд схожих черт с Багровым – они оба смеют! Они дерзкие, смелые ребята, которые делают то, что хотят. Но хотят они разные вещи.
В твоей фильмографии есть картина "Балканский рубеж" о событиях в Югославии в 1999 году. Тебе лично близка эта тема…
Она всем сербам близка. Я помню бомбежки, помню, как мы прятались в бомбоубежище. Помню отношения между людьми, взаимопомощь и солидарность, мы тогда уповали друг на друга и были гораздо ближе. Перед угрозой потери жизни человек чувствует себя живым больше, ярче, чем когда все в порядке.
Милош: тренч, лонгслив – все Dior Homme
Понимаю, о чем ты. Тоже помню то время...
Я бы хотел, чтобы в Сербии больше не было войны. На протяжении десятилетий у нас регулярно возникали какие-либо конфликты. Хочется развивать наши демократические и культурные основы без перерывов, которые случаются из-за мятежей, беспорядков, революций и войн.
Кстати, о культурных основах. Недавно ты возглавил Союз кинематографистов Сербии – что входит сейчас в твои обязанности?
В основном это коммуникация с важными игроками, которые влияют на кинематограф. Это наш Фонд кино, правительство Сербии, Министерство культуры и остальные ассоциации. Я пытаюсь найти какие-то новые пути – вместе со своими более опытными коллегами выйти из положения, в котором кино зависит от государства, и найти рынок, куда бы мы могли экспортировать сербские фильмы. Потому что пока фильм в Сербии может быть искусством, но не может быть бизнесом.
На Ольге: тренч, Maltseva Style; джинсы, Marella; лоферы, Fratelli Rossetti; платок, собственность Ольги Родионовой. Милош: тренч, лонгслив – все Dior Homme; брюки, Peserico; туфли, Jimmy Choo
Милош, недавно ты получил российский паспорт. Чувствуешь себя как дома, когда находишься в Москве?
Я стал частью российского общества несколько лет назад. Для меня честь и привилегия – существовать в этой среде и быть одним из участников создания русской культуры. Теперь я гражданин России официально, хотя чувствовал себя здесь как дома уже давно. То, как меня приняли здесь коллеги, зрители, журналисты, очень ценно.
Каким было твое первое впечатление о России, когда ты только приехал сюда? Оно поменялось с годами?
Когда я только приехал в Москву, она впечатлила меня своей красотой. Я почувствовал дух гонки, неровный, нервный ритм города. Люди приезжают в Москву из разных стран и сторон за деньгами, как в Нью-Йорк. И это мне не очень понравилось. Но достаточно зайти, например, в Донской монастырь или Сретенский, чтобы почувствовать абсолютно другую атмосферу. Мне кажется, невозможно влюбиться в материальную составляющую Москвы, но можно полюбить то, что может тебе ответить, что является "живым". Это дух любви, который, хоть и существует как остров, но он есть. Он есть в людях. Я вижу его в какой-нибудь простой тетке: заходишь в аптеку – и аптекарша готова на тебя накричать просто потому, что ты зашел, но если ты скажешь: "Извините, пожалуйста, мне плохо, мне нужна помощь", – она готова будет сделать для тебя все и еще чаю нальет. Вот эта палитра очень противоположных эмоций, существующих в одном человеке, и есть Россия. Человек может поступить некрасиво, а потом будет извиняться, ему будет очень стыдно. Он дикий, но он и святой, и сильный, и крепкий, и может раскаяться – вот это все есть в русском человеке, и он не стесняется все эти качества показать. Вот что является уникальным. Русский человек не боится проявлять себя таким, какой он есть. Может, это не всегда хорошо, но по крайней мере это признак здоровья. Народ, который показывает свое лицо, – это здоровый народ. Конечно, существуют люди, которые скрывают свои истинные чувства, и их немало, но в основном русскому человеку трудно удержать себя, прикрываться кем-то другим, притворяться.
Милош: пиджак, Fendi; футболка, Dior Homme; брюки, Peserico
Есть что-то, чего тебе не хватает в России?
Погоды хорошей (смеется). А если серьезно, то я бы хотел, чтобы в России, которую я считаю своим вторым домом, развивались не только две столицы – Москва и Санкт-Петербург, но и другие города. Чтобы она могла существовать стабильно во всех краях. Вот этого я хочу своей России.
Ольга: костюм, Ruban; мюли, Sergio Rossi. Милош: костюм, Brunello Cucinelli; футболка, Boss; кеды, Dior Homme
ФОТО: Ольга Тупоногова-Волкова.
СТИЛЬ: Ксения Доркина.
МЕЙК И ВОЛОСЫ: Евгения Ленц.
ПРОДЮСЕР: Ольга Закатова.
АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: Константин Егонов.
АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: София Расторгуева.
Материал взят: Тут