Плохой пиар, балованный слушатель ( 8 фото )
- 17.03.2017
- 914
Плохой пиар, балованный слушатель и неизменный уровень организации. Мы назвали причины низкой посещаемости рок-концертов.
Вчера во время разговора на радио MolodFM неожиданно подняли тему падения посещаемости рок-концертов: мол да, народ на клубные концерты ходить стал меньше. Я так понял на эту тему уже многие высказывались в разных ключах: и трава раньше была зеленее, а небо более синее; не интересен сейчас рок вообще (а лучше послушать рэп или на вообще в кино сходить); и превышение предложения над спросом. Короче на радио эту тему особо раскрыть не удалось (да и не хотелось), поэтому решил я всё-таки к этой теме вернуться и свои мысли по этому поводу написать (хотя делать этого очень не хотелось)...
Не хотелось писать об этом по двум причинам.
Во-первых, в том, что народ меньше стал ходить на клубные концерты есть множество вполне объективных факторов и они весьма банальны, как мне кажется. Если в лоб задать вопрос, то народ в общем весьма верно всё формулирует (жаль дискуссия вконтакте куда-то канула - там неплохое обсуждение получилось).
Во-вторых, формулируя проблему как мне кажется люди ждут, что я вот сейчас выкачу решение этой проблемы (ну или комплекс решений). А у меня этих решений нет. Вернее наверное есть, но это что-то из серии "надо на протяжении нескольких месяцев биться головой об стену и тогда энергии произведенной тобой хватит на то, чтоб вскипятить чашку чая". Ну то есть люди всё под понимают (может подсознательно), но сделать с этим ничего не могут или не хотят. Ну поэтому всё остается так как остается - возможно дальше будет хуже, возможно наладиться - короче всё должно идти своим чередом.
Короче о причинах. Самые "прозорливые" обычно первым делом называют "кризис" (sic!). Кризис - это такая универсальная мантра; на кризис можно списать вообще что угодно. Билеты плохо продаются - кризис, звук на сцене плохой - кризис и т.п. То есть люди вполне серьезно доводы приводят: реально нет денег на концерты ходить - на еду и то не хватает, звуковики нормальные не идут работать в клубы, потому что денег там не платят, а работать по фану не могут, у музыкантов нет денег репетировать чтоб играть нормально, а всё время они тратят, чтоб заработать на кусок хлеба - не до творчества. Не знаю уж как было дело году эдак в 98-м, но в кризис 2008-го (точнее его отголоски пришедшиеся на 2009-2010) ощущался явно - и денег стало поменьше и работа местами пропадала и т.п. При этом тенденция была строго обратная: на рок-концерты в то время народу начинало ходить поболее и вообще какое-то золотое время было мне кажется (кто-то скажет про условный 2007-й конечно, можно на эту тему подискутировать отдельно).
Можно пуститься в пространные размышления, что всё-таки денег у людей стало меньше вот и ходят мало. Но причина не в этом. Можно сформулировать так
- Предложение значительно превышает спрос
В 2009-м был клуб Варьете, который делал концерты в ГЦНК или Метро, был Magic со своей весьма специфичной аудиторией, был Machine Head опять же со своей (более старшей) аудиторией. Что-то ещё делалось в Русском Веке, что-то пытались делать в Каньоне, на концерты народ помнится даже в Энгельс в Дружбу гонял, ибо выбор был не столь велик. Это тогда.
А сейчас. Мало того, что число клубов, где регулярно проводятся рок-концерты, побольше стало. Так ещё добавилась масса неклубных площадок (бары-ресторан) с живой музыкой (про кавера пока ни слова - про них отдельно). Ну то есть в выходные каждый день 3-4 концерта на выбор, плюс обязательно что-то в будние дни - это нормальное явление. А аудитория примерно та же, которой приходится выбирать на что сходить "вот на то, или вот на это, а может и на то".
Хорошо валить любые проблемы на слушателей: "они нифига не секут, они обленились, и т.п.", однако реальная проблема заключается в другом:
- Слушатель стал более разборчив
В середине/конце нулевых многие шли на привозные концерты не сколько ради какой-то конкретной музыки, сколько посмотреть как живьём работают фирмачи, иностранцы, опять же - взглянуть там на какие-то культовые команды, которые были до этого доступны только в записи ну или в редких видеороликах. Сейчас же и видеозаписи любого качества легкодоступны, и привозами наелись и какие-то мнение составились. Да и нет смысла на одних и тех же фирмачей ходить по пятому разу, как бы они круты не были - хочется чего-то нового-интересного (а здесь всё хоть и качественно, но строго предсказуемо). Поэтому ничего удивительного, что привозные группы, которые раньше собирали по 500-600 человек сейчас еле-еле наскребают 200-300, пусть и "с новой программой".
Сюда же вопрос к местным группам, которые сделав программу стабильно выступают раз в пару недель (и если поначалу это может радовать, то со временем надоедает). Я понимаю, что надо поддерживать интерес к своей команде, но частить тоже не следует.
Следующий вопрос следует задать организаторам концертов (как отдельных, так и всей движухи в целом). Я бы сформулировал так:- Уровень организации остается неизменным (и похоже меняться не собирается)
Ну то есть что такое организация концерта сейчас: договорился с музыкантами, договорился с залом (аренда помещения, оборудования), создал встречу вконтакте, сделал рассылку. Опционально - напечатали тираж билетов для распространения и возможно расклеили несколько афиш. Любое продвижение обычно ограничивается репостами и сарафанным радио. Я обычно слышу возражение "а что ещё можно сделать - денег на продвижения нет, времени нет и т.п." Ну с позиции музыкантов, которые делают это по фану это наверное обоснованно. С позиции организаций, которые хотят зарабатывать денег - повод серьезно задуматься. Сейчас мне кажется уже даже всевозможные квест-румы (которых в Саратове переизбыток) "отъедают" аудиторию концертов. Слушатель по большей части равнодушен, закормлен и у него напомню очень дофига предложений по досугу (см.выше). И вот он лениво просматривает рассылку (если вообще просматривает - большинство мне кажется вообще игнорит) и думает "о %BANDNAME% приезжают - ну я в прошлом году был, пофиг", "о местные %BANDNAME% выступают - ну не - я лучше на следующий недели на них же схожу в %CLUBNAME%", "а это кто такие - вообще хз - пофиг", "о, новый квест - надо сгонять!!!" (чё-то я всё про квесты да про квесты - я бы конечно просто пошел-забухал на самом деле). Ну то есть группы могли мало-мальски работать с аудиторией: ну хз там - общаться, какие-то видосики снимать, интерактивы - я хз, тоже само организаторы. Но всем некогда похоже. В этой ситуации практика выкупа билетов (когда группа на свой концерта должна определенное число билетов продать любым путём - дабы обеспечить наполнение зала) не кажется таким уж злом. Но попробовать такое ввести сейчас - столько воя будет!
Я кстати не уверен, что все эти попытки общения-привлечение слушателей (любыми путями) будут работать - мне уверен многие возразят, что вот мы пытались - это не сработает, у нас ничего не получилось. Ну так я думаю этот процесс должен быть постоянным, а не эпизодический характер носить: слушатель становится более равнодушным и разборчивым, и надо в противовес этому больше работать с этим самым слушателем.
При общем изобилии концертов, разборчивости-закормленности слушателей и весьма пассивной позиция в плане организации, есть серьезные проблемы с рок-движением в целом. Ну то есть даже на уровне страны с роком в плане пиара последнее время очень грустно. Если середина нулевых фиксировала значительный всплеск интереса к рок-музыке (все эти новомодные течения, музыкальные каналы, журналы - как крупные, так и зины, всевозможные порталы), то сейчас ситуация ровно обратная. Даже фестивали как-то пошли на убыль (а те что есть предельно консервативны и развития особого не демонстрируют). В плане пиара рулит рэп, у которого прям новая (какая уже по счёту не знаю) волна популярности, ну и традиционная поп/танцевальная музыка. Оно в общем-то понятно - на роке столько денег не заработать и это в общем поняли очень быстро, но всё равно легче от этого не становится.
- У рока гораздо хуже с пиаром, потому что дело это не такое прибыльное
Сюда же кстати упрёк в сторону многих групп, которые "не хотят жить по-новому": оседлав однажды какое-то интересное (в тот момент) направление, продолжают его эксплуатировать снова и снова - играя на каких-то ностальгических чувствах и не желая меняться). Ну то есть можно привести в пример группу ДДТ например (у них очень классные живые концерты) ну или скажем Би-2. Стадионный рок себя чувствует очень неплохо, но говорим мы про клубную музыку в первую очередь, а вот она-то при отсутствии пиар-подпитки на всех уровнях демонстрирует явный спад.
Но ведь раньше никакой пиар не был нужен, да и не денег ради - люди с удовольствием ходили на любые группы и было интересно всё новое. Почему же сейчас это не так? Люди обленились и не хотят новое воспринимать?Понятное дело, что прослушивание любой незнакомой музыки (будь то живой концерт или запись) - это определенная работа над собой. Со знакомыми композициями проще - тут уже никакой работы над собой делать не надо - ты знаешь что композиция хорошая (и можно её подпеть или подтанцевать, ну хотя бы головой в так покивать) или плохая (и можно перемотать ну или скривить недовольное лицо на концерте и пойти забухать в бар).
Проблема в том, что со всеми этими интернет технологиями на тебя ежесекундно падает такое количество новой информации (в том числе аудио-видео), что ты просто физически неспособен всё переварить. Раньше казалось, что интернет должен помогать пробиваться редким, но интересным и стоящим жанрам и группам, но по факту интернет на тебя вываливают огромную кучу всего и совершенно непонятно как в этом ориентироваться. Прослушать всё что тебе предлагают ты физически не можешь, поэтому вынужден ориентироваться на какие-то уже знакомые жанры или исполнителей, ну или на авторитетные мнения. Отсюда нежелание узнавать чего-то новое (его и так избыток) и стремление наоборот в плане концертов делать выбор в пользу чего-то хорошо знакомого и зарекомендовавшего себя (феномен группы Шнурки например исполняющие кавера на группу Ленинград; да и всех кавер- и трибьют-коллективов). Если добавить к этому совершенно непредсказуемые впечатления от похода на живой концерт группы (зачастую группы клубного формата в записи и на сцене - это совершенно разные вещи - причем отличия могут быть как положительные, так и негативные), то поход на концерт группы с авторским материалом становится интересом для какой-то совсем уж небольшой группы энтузиастов. Так и получается, что саратовская рок-музыка - это своя тусовка куда крайне неактивно идёт приток новых членов (а по факту мы скорее отток фиксируем)
Хорошо. Кто виноват - понятно! А что делать-то?
Ну если рассматривать рок-музыку с коммерческой точки зрения - то решение очевидно "бросать это всё дело". Переключаться на другие жанры - на тот же рэп например. Ну или скажем играть кавера. То что какой-то всплеск интереса к клубной рок-музыке наблюдался - ну так всё, прошёл он и нового пока не предвидится.
Впрочем можно наверное не думать о деньгах (и количестве слушателей - а ведь мерилом успеха является именно число слушателей на концерте), а самозабвенно творить вкладывая максимум сил и средств в собственно творчество, и тогда быть может при наличие какого-то везения удастся прийти к успеху и занять свою нишу. Ведь приезжают к нам очень хорошие группы из других городов, ну а то что у нас пока нет своих групп такого уровня - ну это видимо пока...
Вчера во время разговора на радио MolodFM неожиданно подняли тему падения посещаемости рок-концертов: мол да, народ на клубные концерты ходить стал меньше. Я так понял на эту тему уже многие высказывались в разных ключах: и трава раньше была зеленее, а небо более синее; не интересен сейчас рок вообще (а лучше послушать рэп или на вообще в кино сходить); и превышение предложения над спросом. Короче на радио эту тему особо раскрыть не удалось (да и не хотелось), поэтому решил я всё-таки к этой теме вернуться и свои мысли по этому поводу написать (хотя делать этого очень не хотелось)...
Не хотелось писать об этом по двум причинам.
Во-первых, в том, что народ меньше стал ходить на клубные концерты есть множество вполне объективных факторов и они весьма банальны, как мне кажется. Если в лоб задать вопрос, то народ в общем весьма верно всё формулирует (жаль дискуссия вконтакте куда-то канула - там неплохое обсуждение получилось).
Во-вторых, формулируя проблему как мне кажется люди ждут, что я вот сейчас выкачу решение этой проблемы (ну или комплекс решений). А у меня этих решений нет. Вернее наверное есть, но это что-то из серии "надо на протяжении нескольких месяцев биться головой об стену и тогда энергии произведенной тобой хватит на то, чтоб вскипятить чашку чая". Ну то есть люди всё под понимают (может подсознательно), но сделать с этим ничего не могут или не хотят. Ну поэтому всё остается так как остается - возможно дальше будет хуже, возможно наладиться - короче всё должно идти своим чередом.
Короче о причинах. Самые "прозорливые" обычно первым делом называют "кризис" (sic!). Кризис - это такая универсальная мантра; на кризис можно списать вообще что угодно. Билеты плохо продаются - кризис, звук на сцене плохой - кризис и т.п. То есть люди вполне серьезно доводы приводят: реально нет денег на концерты ходить - на еду и то не хватает, звуковики нормальные не идут работать в клубы, потому что денег там не платят, а работать по фану не могут, у музыкантов нет денег репетировать чтоб играть нормально, а всё время они тратят, чтоб заработать на кусок хлеба - не до творчества. Не знаю уж как было дело году эдак в 98-м, но в кризис 2008-го (точнее его отголоски пришедшиеся на 2009-2010) ощущался явно - и денег стало поменьше и работа местами пропадала и т.п. При этом тенденция была строго обратная: на рок-концерты в то время народу начинало ходить поболее и вообще какое-то золотое время было мне кажется (кто-то скажет про условный 2007-й конечно, можно на эту тему подискутировать отдельно).
Можно пуститься в пространные размышления, что всё-таки денег у людей стало меньше вот и ходят мало. Но причина не в этом. Можно сформулировать так
- Предложение значительно превышает спрос
В 2009-м был клуб Варьете, который делал концерты в ГЦНК или Метро, был Magic со своей весьма специфичной аудиторией, был Machine Head опять же со своей (более старшей) аудиторией. Что-то ещё делалось в Русском Веке, что-то пытались делать в Каньоне, на концерты народ помнится даже в Энгельс в Дружбу гонял, ибо выбор был не столь велик. Это тогда.
А сейчас. Мало того, что число клубов, где регулярно проводятся рок-концерты, побольше стало. Так ещё добавилась масса неклубных площадок (бары-ресторан) с живой музыкой (про кавера пока ни слова - про них отдельно). Ну то есть в выходные каждый день 3-4 концерта на выбор, плюс обязательно что-то в будние дни - это нормальное явление. А аудитория примерно та же, которой приходится выбирать на что сходить "вот на то, или вот на это, а может и на то".
Хорошо валить любые проблемы на слушателей: "они нифига не секут, они обленились, и т.п.", однако реальная проблема заключается в другом:
- Слушатель стал более разборчив
В середине/конце нулевых многие шли на привозные концерты не сколько ради какой-то конкретной музыки, сколько посмотреть как живьём работают фирмачи, иностранцы, опять же - взглянуть там на какие-то культовые команды, которые были до этого доступны только в записи ну или в редких видеороликах. Сейчас же и видеозаписи любого качества легкодоступны, и привозами наелись и какие-то мнение составились. Да и нет смысла на одних и тех же фирмачей ходить по пятому разу, как бы они круты не были - хочется чего-то нового-интересного (а здесь всё хоть и качественно, но строго предсказуемо). Поэтому ничего удивительного, что привозные группы, которые раньше собирали по 500-600 человек сейчас еле-еле наскребают 200-300, пусть и "с новой программой".
Сюда же вопрос к местным группам, которые сделав программу стабильно выступают раз в пару недель (и если поначалу это может радовать, то со временем надоедает). Я понимаю, что надо поддерживать интерес к своей команде, но частить тоже не следует.
Следующий вопрос следует задать организаторам концертов (как отдельных, так и всей движухи в целом). Я бы сформулировал так:- Уровень организации остается неизменным (и похоже меняться не собирается)
Ну то есть что такое организация концерта сейчас: договорился с музыкантами, договорился с залом (аренда помещения, оборудования), создал встречу вконтакте, сделал рассылку. Опционально - напечатали тираж билетов для распространения и возможно расклеили несколько афиш. Любое продвижение обычно ограничивается репостами и сарафанным радио. Я обычно слышу возражение "а что ещё можно сделать - денег на продвижения нет, времени нет и т.п." Ну с позиции музыкантов, которые делают это по фану это наверное обоснованно. С позиции организаций, которые хотят зарабатывать денег - повод серьезно задуматься. Сейчас мне кажется уже даже всевозможные квест-румы (которых в Саратове переизбыток) "отъедают" аудиторию концертов. Слушатель по большей части равнодушен, закормлен и у него напомню очень дофига предложений по досугу (см.выше). И вот он лениво просматривает рассылку (если вообще просматривает - большинство мне кажется вообще игнорит) и думает "о %BANDNAME% приезжают - ну я в прошлом году был, пофиг", "о местные %BANDNAME% выступают - ну не - я лучше на следующий недели на них же схожу в %CLUBNAME%", "а это кто такие - вообще хз - пофиг", "о, новый квест - надо сгонять!!!" (чё-то я всё про квесты да про квесты - я бы конечно просто пошел-забухал на самом деле). Ну то есть группы могли мало-мальски работать с аудиторией: ну хз там - общаться, какие-то видосики снимать, интерактивы - я хз, тоже само организаторы. Но всем некогда похоже. В этой ситуации практика выкупа билетов (когда группа на свой концерта должна определенное число билетов продать любым путём - дабы обеспечить наполнение зала) не кажется таким уж злом. Но попробовать такое ввести сейчас - столько воя будет!
Я кстати не уверен, что все эти попытки общения-привлечение слушателей (любыми путями) будут работать - мне уверен многие возразят, что вот мы пытались - это не сработает, у нас ничего не получилось. Ну так я думаю этот процесс должен быть постоянным, а не эпизодический характер носить: слушатель становится более равнодушным и разборчивым, и надо в противовес этому больше работать с этим самым слушателем.
При общем изобилии концертов, разборчивости-закормленности слушателей и весьма пассивной позиция в плане организации, есть серьезные проблемы с рок-движением в целом. Ну то есть даже на уровне страны с роком в плане пиара последнее время очень грустно. Если середина нулевых фиксировала значительный всплеск интереса к рок-музыке (все эти новомодные течения, музыкальные каналы, журналы - как крупные, так и зины, всевозможные порталы), то сейчас ситуация ровно обратная. Даже фестивали как-то пошли на убыль (а те что есть предельно консервативны и развития особого не демонстрируют). В плане пиара рулит рэп, у которого прям новая (какая уже по счёту не знаю) волна популярности, ну и традиционная поп/танцевальная музыка. Оно в общем-то понятно - на роке столько денег не заработать и это в общем поняли очень быстро, но всё равно легче от этого не становится.
- У рока гораздо хуже с пиаром, потому что дело это не такое прибыльное
Сюда же кстати упрёк в сторону многих групп, которые "не хотят жить по-новому": оседлав однажды какое-то интересное (в тот момент) направление, продолжают его эксплуатировать снова и снова - играя на каких-то ностальгических чувствах и не желая меняться). Ну то есть можно привести в пример группу ДДТ например (у них очень классные живые концерты) ну или скажем Би-2. Стадионный рок себя чувствует очень неплохо, но говорим мы про клубную музыку в первую очередь, а вот она-то при отсутствии пиар-подпитки на всех уровнях демонстрирует явный спад.
Но ведь раньше никакой пиар не был нужен, да и не денег ради - люди с удовольствием ходили на любые группы и было интересно всё новое. Почему же сейчас это не так? Люди обленились и не хотят новое воспринимать?Понятное дело, что прослушивание любой незнакомой музыки (будь то живой концерт или запись) - это определенная работа над собой. Со знакомыми композициями проще - тут уже никакой работы над собой делать не надо - ты знаешь что композиция хорошая (и можно её подпеть или подтанцевать, ну хотя бы головой в так покивать) или плохая (и можно перемотать ну или скривить недовольное лицо на концерте и пойти забухать в бар).
Проблема в том, что со всеми этими интернет технологиями на тебя ежесекундно падает такое количество новой информации (в том числе аудио-видео), что ты просто физически неспособен всё переварить. Раньше казалось, что интернет должен помогать пробиваться редким, но интересным и стоящим жанрам и группам, но по факту интернет на тебя вываливают огромную кучу всего и совершенно непонятно как в этом ориентироваться. Прослушать всё что тебе предлагают ты физически не можешь, поэтому вынужден ориентироваться на какие-то уже знакомые жанры или исполнителей, ну или на авторитетные мнения. Отсюда нежелание узнавать чего-то новое (его и так избыток) и стремление наоборот в плане концертов делать выбор в пользу чего-то хорошо знакомого и зарекомендовавшего себя (феномен группы Шнурки например исполняющие кавера на группу Ленинград; да и всех кавер- и трибьют-коллективов). Если добавить к этому совершенно непредсказуемые впечатления от похода на живой концерт группы (зачастую группы клубного формата в записи и на сцене - это совершенно разные вещи - причем отличия могут быть как положительные, так и негативные), то поход на концерт группы с авторским материалом становится интересом для какой-то совсем уж небольшой группы энтузиастов. Так и получается, что саратовская рок-музыка - это своя тусовка куда крайне неактивно идёт приток новых членов (а по факту мы скорее отток фиксируем)
Хорошо. Кто виноват - понятно! А что делать-то?
Ну если рассматривать рок-музыку с коммерческой точки зрения - то решение очевидно "бросать это всё дело". Переключаться на другие жанры - на тот же рэп например. Ну или скажем играть кавера. То что какой-то всплеск интереса к клубной рок-музыке наблюдался - ну так всё, прошёл он и нового пока не предвидится.
Впрочем можно наверное не думать о деньгах (и количестве слушателей - а ведь мерилом успеха является именно число слушателей на концерте), а самозабвенно творить вкладывая максимум сил и средств в собственно творчество, и тогда быть может при наличие какого-то везения удастся прийти к успеху и занять свою нишу. Ведь приезжают к нам очень хорошие группы из других городов, ну а то что у нас пока нет своих групп такого уровня - ну это видимо пока...
Материал взят: Тут