Лето. Море. Балаклава ( 76 фото )

Это интересно




    Каждый год, в начале лета, в Севастополе отмечается любимый горожанами и гостями памятный день — День Исторического бульвара. Традиционно праздничным гуляниям на бульваре предшествует торжественное шествие вокруг Городского холма колонны клубов исторических реконструкций, которое, по мере возможности, мы теперь стараемся не пропускать (Бегом за историей, Календарь славы). В прошлом году шествие назначили на субботний вечер накануне праздника, и нам предстояло чем-то занять себя в первой половине дня. Настроение было довольно ленивое, и мы выбрали самый ненапряжный и приятный вариант времяпрепровождения — променад по набережной Балаклавы.


    Погода стояла чудная, солнечная и яркая, и всё располагало к неспешной приморской прогулке. Мы привычно домчались от «Пятого километра» прямо к набережной Назукина и сразу же увлеклись съёмкой нарядно сверкающих на солнце разномастных яхт и рыбачьих яликов, что в изобилии пришваротованы вдоль всей набережной.










    Балаклавская набережная — это улица-праздник, живое воплощение южного курорта. Здесь всё дышит историей — от старинной архитектуры домов, до названий ресторанов, продолжающих традиции начала XX века. Сплошное удовольствие — гулять среди курортного люда, мимо сувенирных лавок и кафе — когда светит яркое солнышко, синеет небо, а справа на морской глади качаются белые яхты и катера. Мы любовались игрой отражённых от воды бликов на бортах, и картинными перспективами бухты, заключённой в песочно-палевые кручи горных берегов.




    Свой облик набережная Балаклавской бухты начала обретать лишь на исходе XIX века на средства своих новых обитателей — владельцев роскошных вилл со всех необъятных просторов Российской империи. Тогда, уже курортная, Балаклава одела в камень свою главную улицу под незамысловатым названием «Набережная». Затраты времени и средств стоили того — до сих пор мы ходим по набережной, которая хоть и претерпела ряд модернизаций, но была заложена более столетия назад.




    До 2004 года набережная была почти вровень с морем — в силу того, что в бухте никогда не бывает заметного волнения, вода её не заливала. Потом, в рамках празднования 2600-летия Балаклавы, состоялась реконструкция набережной и её немного подняли. Но даже после этого волны плещутся практически у самых ног.


    Километровая узкая лента набережной, стелющаяся вдоль самой кромки восточного берега Балаклавской бухты, имеет пространственное деление на две части — Старую (северная часть длиной восемьсот метров) и Новую, простирающуюся к выходу из залива в воды Черного моря (соответственно — двести метров).


    Домами, возведёнными на рубеже XIX и XX веков, набережная Назукина застроена практически на всём своём протяжении. За спиной памятника Александру Куприну находится прекрасно сохранившееся здание «Гранд-отеля» 1887-1900 гг. Пребывание писателя в Балаклаве началось именно с этой гостиницы. Дальше, под номером 6, был некогда доходный дом А.Х.Христосопуло, подрядчика проводимых почти десятилетие работ по строительству набережной. По адресу Назукина, дом 27 утопает в зелени библиотека им. Куприна — бывшая дача Мерецкой, чья угловая полукруглая башня украшена нишами с изящными статуями граций. В этом выразительном строении используются мотивы испанского ренессанса.





    Итальянский же ренессанс теперь можно увидеть в конце набережной. Ещё несколько лет назад эта часть городка лежала в руинах, но затем в ходе масштабной реконструкции зданиям возвратили их исторический облик. Памятники градостроительства были разобраны буквально по кирпичу, чтобы предстать в том виде, который они имели в начале XX века. Это дом городского головы Михайли, дача врача Педькова, главный корпус и флигель дачи Соколовой, где жила в 1907 году вместе с мужем Леся Украинка.


    Дул сильный ветер с моря, слизывая с кожи солнечную жару. Мы, наконец-то, дошли до пляжа, и немного полюбовались на морской пейзаж, оживлённый фигурками купальщиков. И отправились гулять на прежде закрытую территорию исторических дач.







    Отреставрированные до гламура и полной неузнаваемости дачи теперь больше напоминают замки нуворишей, чем историческое наследие. Но, наверное, так всё же лучше, чем если бы они продолжали рушиться, загаженные хламом и следами визитов разнообразных вандалов… Сейчас здесь, кажется, жили — люди, разумеется, весьма небедные — и проходы к дачам закрыты. Зато можно было гулять по причалам вдоль воды, и разглядывать здания и бухту с новых ракурсов.





    Напротив исторических зданий стояли плакаты, изображавшие их плачевное состояние дач до реставрации. Зрелище и впрямь было жутким…



    Мы разглядывали роскошные яхты, качавшиеся на зелёных волнах, и залюбовались живописным видом на станцию спасателей, открывшимся с этой части набережной.





    Налюбовавшись новыми видами, мы решили исследовать тропку, ведущую вдоль забора над дачами. Справа тянулась высокая каменная стена, увенчанная колючей проволокой. Слева высились склоны горы с волнующимся под ветром зелёным морем злаков. Среди колючих колосков алыми огоньками сияли маки. И белели над тропкой камни генуэзской крепости Чембало…



    Изредка тропка поднималась ближе к вершине стены — и тогда, встав на идущую вдоль стены трубу, можно было увидеть внизу набережную, море и крыши дач, растущих прямо под каменным обрывом. Ветер усиливался, и делалось даже немного жутковато в предвкушении выхода на открытое пространство.





    Вскоре засияло впереди море. Тропка выводила на просторную утоптанную площадку над обрывами. Ветер не заставил себя ждать — с воем кинулся в лицо, рванул за волосы. Здесь был настоящий простор — и справа, и слева, и впереди были воздух, море, небо…




    За большим белым камнем прятался самый нос крепостной горы. Отсюда можно было рассмотреть во всех деталях склон противоположным створа бухты с руинами береговой батареи на вершине и пляжем у подножия. На последнем царила пёстрая суета, народ готовился к заплыву каяков…



    Мы ещё немного дали ветру потерзать себя — и двинулись по тропе, траверсящей горный склон над морем. Бухта осталась позади, мы шли теперь по наружной стороне могучей скалы — в сторону диких пляжей.


    Разумеется, ограниченные временем, мы никакого дальнего путешествия не планировали. Мы всего лишь хотели немного прогуляться и найти местечко поуютнее с красивым видом — дабы вкусно перекусить. Видов тут было хоть отбавляй, сплошная красота. А вот с уютом — чуть сложнее, все комфортные уголки, площадочки и каменные «балкончики» были, конечно, заняты. Так что мы в конце концов угнездились на камешках над тропой. Ветра тут было немногим меньше, но были красота, море и солнце. И мы устроили себе небольшое пиршество…


    На обратном пути сквозь волнующееся море колосков и маков мы не удержались и слазали к крепости, побродили между горячих от солнца камней, поснимали зелёные крыши дач над зелёным морем...












    Но пора было потихоньку возвращаться — вниз, к набережной. Милыми, тёплыми детальками радовала нас Балаклава. Старые здания, уютная летняя тень от деревьев, потешные кошки, карабкающиеся на окошко по приставной лестнице…







    Из Балаклавы не хотелось уезжать. Отсюда никогда не хочется уезжать — такой тут камерный, славный приморский мирок… Но время шло, и мы нырнули в автобус, живо домчавший нас до «Пятого километра». И мы успели ещё посидеть в каком-то пиратского вида кабаке, наводнённом местными «пиратами», суровым брутальным людом. От распространяемого ими аромата выпивки и табака мы сбежали в самый глухой уголок кабака, оказавшегося изнутри на удивление обширным и каким-то лабиринтообразным. В итоге мы оказались вдвоём в странном пространстве с узором светотени, иллюминаторами на стенах и минималистично-завораживающей мебелью. И, конечно, не отказали себе в удовольствии выпить по кружечке пива.


    Мы возвращались в город весьма довольные состоявшейся прогулкой. Впереди нас ждал солнечный Севастополь, встреча друзьями и азартная гонка вокруг Городского холма за колонной реконструкторов… Впрочем, мы об этом уже рассказывали, а пока у нас оставалось ещё немного времени, чтобы порассматривать корабли на рейде Южной бухты…






Ч И Т А Т Ь   П Р О Д О Л Ж Е Н И Е...

6 июня 2015 г.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация