Путину, похоже, подсунули антиалкогольную кампанию 2.0 ( 5 фото )

Присланное

В России могут ограничить продажу самогонных аппаратов. В настоящее время Союз производителей алкогольной продукции обсуждает возможные меры с Росалкгольрегулированием. Не останутся ли россияне после этого без любимых домашних напитков?


Среди предлагаемых мер — перевод продажи самогонных аппаратов в специализированные магазины, получившие разрешение Росалкогольрегулирования. Также возможно введение сертификации самогонных аппаратов на предмет способности выделять вредные примеси (например, смертельно опасный метанол) и пожарной безопасности.

На самогонные аппараты иностранного производства предлагается ввести импортные пошлины. Не исключено, что запретительного характера. Кроме того, их предлагается продавать только совершеннолетним и с государственной регистрацией каждого аппарата в специальном реестре с контролем его местонахождения. Портал «Свободная пресса» попросил экспертов рассказать о влиянии этих мер. Ну, а меня, естественно, вообще о роли самогона в нашей непростой истории:

— Люди покупают самогонные аппараты для того, чтобы пить нормальный алкоголь и от него не травиться, — заверил «СП» продавец магазина краснодарской компании «Дом самогона» по имени Виктор. — Потому что алкогольная продукция, которая продается в сетях, почти вся — суррогат. Со всеми их «акцизками».


Качественный алкоголь к нам привозят только из-за рубежа. Но мы живем под санкциями с 2014 года и многие виды алкоголя запрещены к ввозу. Плюс пандемия, из-за которой производство давно стоит. Откуда они берут продукцию для продажи? Старые запасы? Я все это испробовал на себе, да и жена покупала, смешивала с колой, потом весь день отлеживалась, ей было плохо.

«СП»: — Одна из предлагаемых мер — повысить импортные пошлины на самогонные аппараты, другая — ввести их госрегистрацию и привязку к местности…

— Некоторых китайских комплектующих, возможно, не будет или они станут чуть подороже. Вообще-то, у нас очень многие люди сами делают самогонные аппараты. При этом аппараты в торговле стоят тоже сравнительно недорого. Что касается регистрации, то это удивляет. Самогонный аппарат — это же не автомобиль.

«СП»: — С нашим государством не забалуешь…

— Если правительство это все примет, то нас никто слушать не будет. И голосовать никто не будет. А если захотят, запретят завтра, и все.

По словам коммерческого директора компании «Дистиллярус» Александра Басина, что-либо отрегулировать, сертифицировать бизнесу предлагают постоянно:

— Если регулирование относится к более-менее серьезному полупромышленному оборудованию для дистилляции, то это, наверное, нормально. А если речь идет о бытовых самогонных аппаратах, то они могут выглядеть как комплект запчастей, напрямую не относящихся к процессу дистилляции. Такой агрегат можно собрать из комплектующих, купленных в сантехническом магазине. Вообще любую скороварку путем несложных изменений можно превратить в самогонный аппарат. Поэтому запреты можно будет легко обойти.


Для коммерческих организаций, которые зарабатывают на продаже самогонных аппаратов, важна стоимость предлагаемых новаций. Если надо будет просто подать заявку, чтобы включили в реестр, — проблем, думаю, не будет. А если предложат платить какой-то налог, то вряд ли им удастся собрать хоть один рубль.

«СП»: — Кто все-таки основной покупатель самогонных аппаратов? Подпольный коммерсант или алкоромантик?

— Однозначно, основной покупатель — человек, которому интересен процесс, который хочет получить что-то свое, угостить своих друзей, семью и употреблять самому. Некоторым производить алкоголь самому экономически выгоднее. Но есть и те, кто этим гордится, строит большие винокурни, копают погреба, заливают алкоголь в бочки и говорят, что это достанется в наследство их внукам. Тратят на это свое хобби миллионы рублей.

Гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга Максим Черниговский сомневается в эффективности предлагаемых мер регулирования:

— Позицию Бориса Титова я очень хорошо понимаю. Действительно, объем продаж нелегальной алкогольной продукции, произведенной в том числе посредством самогоноварения, растет. Так, в 2020 году количество проданных самогонных аппаратов превысило показатель 2019 года вдвое. Но вообще-то у нас можно приобретать самогонные аппараты и производить самогон для себя.

При этом в стране есть достаточно много людей, которые реализуют произведенные напитки на сторону. То есть проблема существует, но ограничениями продажи аппаратов, тем более повышая их стоимость посредством пошлин, позитивных сдвигов не добиться. Мы получим только рост продаж самодельных аппаратов более низкого качество. Кустарные же агрегаты порой взрываются.


«СП»: — Не слишком ли пессимистично? Регулирование существует во всех сферах потребительского рынка, и порой весьма жесткое…

— В России и так очень жесткое законодательство о розничном обороте алкогольной продукции. Но и доля нелегального рынка, если брать на душу населения, у нас тоже одна из самых высоких в мире. Это говорит о том, что исполнительская культура законов, которые уже существуют в РФ, не на должном уровне. Пока эта культура не вырастет, вводить какие-то новые ограничения бессмысленно.

Дополнительное ужесточение законов приведет только к тому, что объемы нелегальных продаж алкоголя вырастут, а легального упадут.

«СП»: — И люди сопьются плохим алкоголем?

— Все, что связано с алкоголизацией в любой стране мира, в том числе и в России, относится к социально-экономической проблематике. До тех пор, пока мы не повысим уровень жизни людей, пока не наладим социальные лифты, мы ни проблему алкоголизации, ни проблему нелегального рынка алкоголя не решим. Никто не хочет потреблять дешевый некачественный товар. Но если другой недоступен…

Сейчас установленная государством минимальная цена водки — 243 рублей за бутылку 0,5 литра, а бутылку самогона можно купить за 70−80 рублей. То есть в ситуации экономического кризиса, в условиях пандемии, когда часть бизнеса закрылась, выросла безработица, люди естественно начинают искать дешевые аналоги. Причем это относится не только к алкоголю, но и, например, к лекарствам.

О значении самогона для русской национальной бытовой культуры нам рассказал историк кулинарии Павел Сюткин:

— Крепкие напитки как результат дистилляции — аналог сегодняшнего самогона — появились в России в XVI веке. Тогда они назывались «вино». Например, вино зеленое. Однако до XVIII-XIX века квалификация производителей была невысокой, хорошая водка закупалась в европейских странах (в Польше). Постепенно за счет двойной-тройной перегонки, различных добавок качество напитков выросло. Остались воспоминания о таком напитке, как «ерофеич» — это настойка на десятках трав. По легенде его делал повар Алексея Орлова. Наливки на цитрусовых, на плодах носили название «ратафия».

Государство либо само производило спирт на казенных заводах, либо это делали под его надзором, а потом сдавали в казну. Причем привилегией гнать спирт на продажу для сдачи в казну обладало только дворянство. Поскольку не все дворяне обладали предпринимательской жилкой, этим на практике занимались купцы, которые брали дворян «в партнеры». Но гнать самогон для личного употребления никто не запрещал. На крестьянскую свадьбу заготавливали по несколько ведер водки. Но потом специальные чиновники приходили проконтролировать, не пошли ли остатки водки налево.


«СП»: — Получается строгий госконтроль за самогоноварением — наша традиция…

— Отдельный вопрос — качество сдаваемого в казну продукта перегонки, которое могло различаться. Спиртометров не было, и в начале XIX века был выработан регламент приемки. Для этого использовался специальный прибор — казенная отжигательница. В нее заливали меру сырья, нагревали ее до 80 градусов и поджигали. Если выгорало до половины, то это называлось «полугар». Это полуфабрикат для производства настоек и т. п. Его крепость была 38,5 градусов. Если выгорало больше половины, то этот продукт назывался известным сейчас словом «перегар».

Продукт перегонки сохранял аромат исходного сырья — ржи в случае нашей водки, ячменя у виски, винограда у граппы. Но потом появилась технология ректификации — промышленного производства спирта. Эта технология дешевле — гнать спирт можно хоть из картофеля. И тут правительство почувствовало большие доходы, была проведена реформа Витте, в рамках которой перевели все казенные крепкие напитки на ректификованный спирт. Произошло повсеместное замещение крепких напитков той водкой, которую мы знаем сегодня.

«СП»: — Катастрофа для национальной кухни…

— Столетиями вся кухня была заточена на ароматические моменты в алкоголе. В романах постоянно упоминались настойки, наливки множества видов. А теперь нет ни вкуса, ни запаха, кроме опьяняющего эффекта. Поэтому возрождение напитков на основе перегонки — дистилляции, а не ректификации, вещь положительная. Они ароматнее и в большей степени соответствуют пониманию нашего национального напитка. А то всегда было грустно слышать, что русским национальным напитком является смесь спирта с водой.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация