В России переходят от госрегулирования цен к экономическим рычагам ( 2 фото )

Это интересно




Исследование Российского экономического университета им. Плеханова показало, что 2020 год стал золотым для продовольственного ритейла и некоторых секторов агрорынка. Прибыли от продаж выросли на 20%, а дополнительный доход агрорынка составил 11 млрд. рублей.

Как мы помним,российское правительство приняло государственные меры по сдерживанию цен на такие товары, как сахар и подсолнечное масло. Премьер-министр Михаил Мишустин назвал повышение цен на товары жадностью производителей и торговых сетей, а также предупредил, что у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах.

На Украине цены на сахар и подсолнечное масло выросли баснословно, но госрегулирование не помогает их сдерживать.

Экономист Никита Масленников прокомментировал для «Журналистской правды», поможет ли госрегулирование справиться с ростом цен в России и какими мерами можно воздействовать на рынок.

«31 мая закончится срок действия соглашений по сахару и растительному маслу. Сигналы со стороны правительства о том, что они будут продлеваться, не замечены. Упор делается на собственно экономические меры, отсутствие которых и привело к перекосам. Повышение цен было связано, прежде всего, с форсированным экспортом сахара и сахарного песка. У соседей был неурожай, а у нас с 2019 года накоплены хорошие объемы. В 2020 году, чтобы помочь и ритейлу, и производителям (особенно на грани), правительство не вводило никаких запретительных или контролирующих мер по форсированию экспорта. Возник перекос: всё, что было, продали, а внутри, в силу достаточно плохого урожая, предложение оказалось таким, каким оказалось.

Многие эксперты говорят, что соглашения привели как раз к большему ажиотажу и нарушениям в ценообразовании, чем сама нехватка продуктов. Сегодня понятно, что первенство отдается экономическим мерам. Еженедельно у Андрея Белоусова проходит совещание по мониторингу цен. Распоряжением правительства Минпромторг, Минсельхоз и другие ведомства обязаны вести мониторинг мировых цен и сигнализировать об изменениях.

Складывается выбор мер по регулированию.  Первая мера – это таможенно-тарифное регулирование. Что-то где-то прикрутить повышенными экспортными тарифами, чтобы больше товара оставалось на внутреннем рынке. По сахару, например, снять таможенные пошлины на импорт из стран Евразийского экономического союза. То же самое будет складываться по зерновому демпферу. По топливу подобные меры эффективно применяются в течение нескольких лет.

Вторая мера – это субсидии товаропроизводителям по тем товарам, у которых завышены цены, чтобы в ходе посевной, уборочной они расширяли площади и меньше теряли в силу разных причин. Такие субсидии получают производители сахарной свеклы и подсолнечной культуры.

Вместо соглашения приходит таможенно-тарифное регулирование на продукцию, которая пользуется повышенным спросом на мировых рынках в связи с ростом мировых цен, чтобы придержать ее внутри страны для создания запаса. Потом форсируем расширение предложения за счет субсидий производителям и переработчикам.

На Украине такая же история, как и у нас. Они борются с последствиями прошлого года. Я не уверен, что у них был хороший урожай, который они, естественно, продавали, пока не столкнулись с ограничением предложения, а регулирование цен сочли нецелесообразным.

В России сейчас переходят от согласительного механизма к экономическим рычагам. После соглашения цены стабилизировались, но в начале апреля появился небольшой рост порядка 2% на сахарный песок и подсолнечное масло, который опередил недельное накопление инфляции. Оказалось, что заморозка цен дала локальный эффект на несколько недель. Для решения этого вопроса выбрали таможенно-тарифное регулирование в виде различного рода демпферов и прямые субсидии производителям и переработчикам».

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).


Никита Масленников

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, экономист и политолог

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация