Как устроено чудо ( 33 фото )
- 22.02.2017
- 1 377
Алексей Наседкин поделился впечатлениями от Meyer Sound Constellation — одного из самых заметных проектов для концертных залов, реализованных в Москве за последние годы. Система позволяет с одной стороны компенсировать недостатки в области акустики помещения, а с другой — настроить зал под разные виды музыки.
Всегда крайне приятно прикоснуться к музыкальным чудесам, причём, не просто прослушивая любимые произведения, но и проникая в потайные двери, познавая неизведанное, открывая перед собой кухню, благодаря которой мы можем наслаждаться музыкой. Сегодня я хочу рассказать про одно место в Москве, по праву считающееся уникальным.
Это Светлановский зал Московского международного дома музыки и он уникален далеко не только тем, что его стены покрыты сибирской лиственницей, обладающей феноменальными акустическими свойствами, но и тем, что здесь впервые установлена электроакустическая система Meyer Sound Constellation — один из самых заметных проектов для концертных залов, реализованных в Москве за последние годы.
Эта без преувеличения волшебная система позволяет с одной стороны компенсировать недостатки в области акустики помещения, а с другой — настроить зал под разные виды музыки.
Constellation состоит из комплекса микрофонов, платформы цифровой обработки звука и активной акустики. Звук улавливается микрофонами, подаётся для обработки на процессоры, а те в свою очередь обсчитывают время реверберации, ранние отражения, громкость и "теплоту" звука и подают полученный сигнал на громкоговорители системы.
Уникальной особенностью Constellation в ММДМ является использование не стандартных стационарных подвесов для микрофонов и громкоговорителей над сценой, а мобильных: над сценой устройства закреплены на лебёдках, позволяющих всего за одну минуту изменить положение (поднять или опустить) всего массива оборудования.
При этом, Constellation может функционировать со звуком самой разной громкости — в том числе при её малых уровнях, что очень важно для ММДМ.
Ну а это главная гордость Светлановского зала - орган, один из самых больших и навороченных в Европе. И уж точно самый крутой в России. Чтобы было понятно - в нём аж 84 регистра (начиная от инфра- и заканчивая ультразвуком), это гораздо больше, чем во всех остальных подобных агрегатах. Орган был сконструирован фирмами "Клайс" и "Глаттер-Гец" в Германии, а собрали его у нас в Москве примерно за полгода. Торжественная инаугурация (да-да, именно так!) состоялась 21 декабря 2004 года.
Высота мегаинструмента - 15 метров, ширина 10, глубина - 4. То есть, по сути, он занимает всю заднюю часть сцены. Весит всё это великолепие 30 тонн, а его стоимость... Никаких секретов, на момент постройки она составила порядка 2,5 миллионов евро. Если перевести на сегодняшние деньги, можно представить, что было бы существенно дороже.
Вот оно - то самое место, где рождаются чудеса органной музыки, эдакий кокпит пилота музыкальной феерии. И правда, напоминает. Тут даже наличествует зеркало заднего вида на телескопическом держателе, чтобы органисту лучше было видно музыкантов на сцене.
Основное - это четырёхрядная клавиатура (на музыкальном языке - мануал), на каждом ряду которой 61 клавиша.
Каждая из вдвигаемых-выдвигаемых рукояток, расположенных с двух сторон от клавиатур, включает или выключает соответствующий регистр, то есть группу труб одного тембра. Каждый регистр составляет как бы отдельный музыкальный инструмент, например, флейту, гобой или даже колокольчики.
Получается, что рукоятки включают нужные регистры, а клавиши открывают доступ воздуха в трубы конкретных тонов. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.
Ещё кнопочки непосредственно под клавиатурами. Они запоминают различные наборы регистров. Если органист, играя произведение, выдвинул, к примеру, 15 рукояток – ему не нужно их все запоминать. Достаточно нажать кнопку, и орган сам зафиксирует, какие регистры и в каком сочетании включены. В следующий раз, когда исполнитель сядет за инструмент, ему достаточно опять нажать пару кнопок и нужные регистры готовы к работе.
В ножной области тоже немало интересного. Это и три основные педали, и клавиши, и дополнительные тумблеры, также включаемые и выключаемые ногой.
Изначально орган классический-механический. Но внутри сложнейшая электронная начинка. К тому же, его можно апгрейдить по мере необходимости, заполняя новыми данными. Кажется забавным, но например, в 2004 году, когда орган только ввели в эксплуатацию, ещё были актуальны старые добрые дискеты.
Конечно же, самое главное в этом инструменте - трубы, количество которых порядка шести тысяч. И лишь малая часть из них видна снаружи.
Одна из отличительных особенностей светлановского органа, определяющая его фирменный внешний вид - часть труб игриво выступает вперёд на манер рожков. И эта фишка не только для красоты.
Самые массивные трубы достигают в длину десяти метров. Основной материал, используемый при их изготовлении - сплав олова и свинца в разных пропорциях, в зависимости от поставленной акустической задачи. При этом, толщина труб всего около пары миллиметров, их легко можно помять пальцем, поэтому при обслуживании они требуют особенно бережного обращения. Помимо этого есть ещё деревянные трубы - из груши, сосны или дуба.
Понятно что, наиболее часто используемый репертуар для органа - композиции, написанные в 18-19 веках.
Знакомьтесь - это Павел Николаевич Кравчун, главный хранитель органа, а по-совместительству доцент кафедры акустики физфака МГУ. Он знает об этих удивительных инструментах всё.
А ещё мастерски на играет на этом сложнейшем механизме. Мало четырёх ручных клавиатур, так пожалуйста - к услугам органиста ещё 32 педальные клавиши на ножной педальной клавиатуре. И это не считая множества вспомогательных кнопок и рукояток. Кстати, ботинки годятся далеко не все - подойдут лишь узкие, плотно облегающие, с невысоким каблуком. При этом, подошва не должна слишком легко скользить по клавишам.
Система, связывающая клавиши с клапанами, открывающими доступ воздуха в трубы – механическая. Соответственно, чем дальше трубы от исполнителя, тем тяжелее нажимаются клавиши. Скажем, первая клавиатура связана с трубами, находящимися в метре от органиста, её клавиши нажимаются легко и беспрепятственно. А за самые крайние трубы, расположенные в верхней части органа, отвечает четвертая клавиатура – там клавиши продавливаются с некоторым трудом (от нее до труб 13 метров вверх и еще несколько метров налево и направо).
За внешне непроницаемой и архаичной с виду панелью скрывается современная электронная начинка, дополняющая и без того почти безграничные возможности этого исполина.
А что же за фасадом? Вот так выглядит изнутри одна из многих комнаток "коммуналки", окружающей гигантский инструмент на нескольких этажах.
Вот ещё одно жилище для труб этажом выше.
На заднем плане можно заметить белую коробочку, которая отвечает за поддержание оптимальных значений температуры и влажности.
Ума не приложу, как можно настроить всю эту махину! И уж тем более, продиагностировать и отремонтировать, если что-то выйдет из строя.
В руках у хранителя одни из самых маленьких органных трубочек.
Если не ошибаюсь - это называется язычок.
А по низу проходят ряды специальных магнитов, благодаря которым в трубах инициируется звук.
Вот такое творение рук человеческих.
Всегда крайне приятно прикоснуться к музыкальным чудесам, причём, не просто прослушивая любимые произведения, но и проникая в потайные двери, познавая неизведанное, открывая перед собой кухню, благодаря которой мы можем наслаждаться музыкой. Сегодня я хочу рассказать про одно место в Москве, по праву считающееся уникальным.
Это Светлановский зал Московского международного дома музыки и он уникален далеко не только тем, что его стены покрыты сибирской лиственницей, обладающей феноменальными акустическими свойствами, но и тем, что здесь впервые установлена электроакустическая система Meyer Sound Constellation — один из самых заметных проектов для концертных залов, реализованных в Москве за последние годы.
Эта без преувеличения волшебная система позволяет с одной стороны компенсировать недостатки в области акустики помещения, а с другой — настроить зал под разные виды музыки.
Constellation состоит из комплекса микрофонов, платформы цифровой обработки звука и активной акустики. Звук улавливается микрофонами, подаётся для обработки на процессоры, а те в свою очередь обсчитывают время реверберации, ранние отражения, громкость и "теплоту" звука и подают полученный сигнал на громкоговорители системы.
Уникальной особенностью Constellation в ММДМ является использование не стандартных стационарных подвесов для микрофонов и громкоговорителей над сценой, а мобильных: над сценой устройства закреплены на лебёдках, позволяющих всего за одну минуту изменить положение (поднять или опустить) всего массива оборудования.
При этом, Constellation может функционировать со звуком самой разной громкости — в том числе при её малых уровнях, что очень важно для ММДМ.
Ну а это главная гордость Светлановского зала - орган, один из самых больших и навороченных в Европе. И уж точно самый крутой в России. Чтобы было понятно - в нём аж 84 регистра (начиная от инфра- и заканчивая ультразвуком), это гораздо больше, чем во всех остальных подобных агрегатах. Орган был сконструирован фирмами "Клайс" и "Глаттер-Гец" в Германии, а собрали его у нас в Москве примерно за полгода. Торжественная инаугурация (да-да, именно так!) состоялась 21 декабря 2004 года.
Высота мегаинструмента - 15 метров, ширина 10, глубина - 4. То есть, по сути, он занимает всю заднюю часть сцены. Весит всё это великолепие 30 тонн, а его стоимость... Никаких секретов, на момент постройки она составила порядка 2,5 миллионов евро. Если перевести на сегодняшние деньги, можно представить, что было бы существенно дороже.
Вот оно - то самое место, где рождаются чудеса органной музыки, эдакий кокпит пилота музыкальной феерии. И правда, напоминает. Тут даже наличествует зеркало заднего вида на телескопическом держателе, чтобы органисту лучше было видно музыкантов на сцене.
Основное - это четырёхрядная клавиатура (на музыкальном языке - мануал), на каждом ряду которой 61 клавиша.
Каждая из вдвигаемых-выдвигаемых рукояток, расположенных с двух сторон от клавиатур, включает или выключает соответствующий регистр, то есть группу труб одного тембра. Каждый регистр составляет как бы отдельный музыкальный инструмент, например, флейту, гобой или даже колокольчики.
Получается, что рукоятки включают нужные регистры, а клавиши открывают доступ воздуха в трубы конкретных тонов. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.
Ещё кнопочки непосредственно под клавиатурами. Они запоминают различные наборы регистров. Если органист, играя произведение, выдвинул, к примеру, 15 рукояток – ему не нужно их все запоминать. Достаточно нажать кнопку, и орган сам зафиксирует, какие регистры и в каком сочетании включены. В следующий раз, когда исполнитель сядет за инструмент, ему достаточно опять нажать пару кнопок и нужные регистры готовы к работе.
В ножной области тоже немало интересного. Это и три основные педали, и клавиши, и дополнительные тумблеры, также включаемые и выключаемые ногой.
Изначально орган классический-механический. Но внутри сложнейшая электронная начинка. К тому же, его можно апгрейдить по мере необходимости, заполняя новыми данными. Кажется забавным, но например, в 2004 году, когда орган только ввели в эксплуатацию, ещё были актуальны старые добрые дискеты.
Конечно же, самое главное в этом инструменте - трубы, количество которых порядка шести тысяч. И лишь малая часть из них видна снаружи.
Одна из отличительных особенностей светлановского органа, определяющая его фирменный внешний вид - часть труб игриво выступает вперёд на манер рожков. И эта фишка не только для красоты.
Самые массивные трубы достигают в длину десяти метров. Основной материал, используемый при их изготовлении - сплав олова и свинца в разных пропорциях, в зависимости от поставленной акустической задачи. При этом, толщина труб всего около пары миллиметров, их легко можно помять пальцем, поэтому при обслуживании они требуют особенно бережного обращения. Помимо этого есть ещё деревянные трубы - из груши, сосны или дуба.
Понятно что, наиболее часто используемый репертуар для органа - композиции, написанные в 18-19 веках.
Знакомьтесь - это Павел Николаевич Кравчун, главный хранитель органа, а по-совместительству доцент кафедры акустики физфака МГУ. Он знает об этих удивительных инструментах всё.
А ещё мастерски на играет на этом сложнейшем механизме. Мало четырёх ручных клавиатур, так пожалуйста - к услугам органиста ещё 32 педальные клавиши на ножной педальной клавиатуре. И это не считая множества вспомогательных кнопок и рукояток. Кстати, ботинки годятся далеко не все - подойдут лишь узкие, плотно облегающие, с невысоким каблуком. При этом, подошва не должна слишком легко скользить по клавишам.
Система, связывающая клавиши с клапанами, открывающими доступ воздуха в трубы – механическая. Соответственно, чем дальше трубы от исполнителя, тем тяжелее нажимаются клавиши. Скажем, первая клавиатура связана с трубами, находящимися в метре от органиста, её клавиши нажимаются легко и беспрепятственно. А за самые крайние трубы, расположенные в верхней части органа, отвечает четвертая клавиатура – там клавиши продавливаются с некоторым трудом (от нее до труб 13 метров вверх и еще несколько метров налево и направо).
За внешне непроницаемой и архаичной с виду панелью скрывается современная электронная начинка, дополняющая и без того почти безграничные возможности этого исполина.
А что же за фасадом? Вот так выглядит изнутри одна из многих комнаток "коммуналки", окружающей гигантский инструмент на нескольких этажах.
Вот ещё одно жилище для труб этажом выше.
На заднем плане можно заметить белую коробочку, которая отвечает за поддержание оптимальных значений температуры и влажности.
Ума не приложу, как можно настроить всю эту махину! И уж тем более, продиагностировать и отремонтировать, если что-то выйдет из строя.
В руках у хранителя одни из самых маленьких органных трубочек.
Если не ошибаюсь - это называется язычок.
А по низу проходят ряды специальных магнитов, благодаря которым в трубах инициируется звук.
Вот такое творение рук человеческих.
Материал взят: Тут