"Чудо-препарат" вызвал уродства у тысяч младенцев ( 4 фото )

Это интересно




Heckmann / dpa / Globallookpress

Маргарита Меньшикова

История о талидомиде – пожалуй, один из самых страшных примеров того, как фармацевтическая компания в погоне за прибылью может изуродовать жизни тысяч людей. Препарат в своё время был заявлен как революционный в сфере седативных – в том числе с эффектом снотворного – средств, но "прославился" в итоге совсем иначе.

Выяснилось, что талидомид вызывает у беременных женщин страшные последствия для плода: на свет из-за него появились тысячи детей с тяжёлыми врождёнными уродствами. А ведь именно будущим мамам опасное лекарство вовсю выписывали их лечащие врачи, поскольку производитель хвалился, в том числе, способностью чудо-средства облегчать токсикоз.

Миллионы таблеток в месяц

Впервые тогда ещё просто перспективное лекарство талидомид начали продавать в Западной Германии в конце 50-х годов прошлого века. Местная фармкомпания Chemie Grünenthal позиционировала препарат как инновационный прорыв в сфере седативных средств. Казалось, так оно и было: новые таблетки не относились к группе барбитуратов, не вызывали привыкания. Пациенты, применяя препарат, быстро засыпали. Кроме того, средство было относительно недорогим по сравнению с аналогами. Поэтому в немецких аптеках талидомид довольно быстро стал настоящим хитом. Тем временем производитель подогревал спрос препарата, постоянно заявляя о всё новых его достоинствах. К примеру, вскоре после начала производства выяснилось, что средство эффективно помогает при таком неприятном явлении, как утренняя тошнота у беременных женщин. Так что и им начали массово выписывать талидомид.


Питер Лонгстафф - одна из жертв препарата. К счастью, Питер из числа выживших. Всю свою жизнь он посвятил творчеству, Лонгстафф - художник. Фото: Red Williams ZUMAPRESS.com/Globallookpress.

Впрочем, необязательно было иметь рецепт от доктора. Ведь в аптеках талидомидом и препаратами на его основе торговали свободно: производитель настаивал, что лекарство совершенно безопасно, ссылаясь на данные исследований на грызунах. Причём исследования были крайне поверхностны: представители компании решили, что раз лабораторные зверьки не погибли после приёма талидомида, значит, он вполне безвреден. К слову, сам препарат был получен фармацевтами вообще случайно, когда они пытались "захимичить" новый антибиотик, а получили неизвестное вещество. Испытав его на животных и выяснив, что оно оказывает сильный снотворный эфферт, в Chemie Grünenthal и решили наладить выпуск этого вида лекарства. Как говорится, чего добру зря пропадать? На глубокие исследования производитель, очевидно, решил не тратиться.

О масштабах торговли лучше всего говорят цифры: ежемесячно с конвейеров Chemie Grünenthal сходило около 20 миллионов таблеток. Только в 1960 году было продано около 14,6 тонны талидомида! Выход на международный рынок был вопросом времени, и вскоре это произошло: был налажен выпуск лекарства в других европейских странах по лицензии производителя.

Начало "детской" катастрофы

Одним из первых медиков, кто начал связывать приём уже суперпопулярного талидомида с врождёнными уродствами у младенцев, был австралийский врач-акушер Вильям Макбрайд. Доктор с 1961 года заметил, что принимавшие это средство женщины рожают детей с жуткими отклонениями в развитии. Среди уродств были отсутствия конечностей или, наоборот, лишние пальцы, деформации рук и ног, изменения внутренних органов… Шокированный происходящим врач осмелился написать письмо в авторитетный медицинский журнал The Lancet.

…частота множественных тяжёлых аномалий у детей, рождённых женщинами, принимавшими талидомид во время беременности, составляет почти 20%,

– объяснял Макбрайд.

Параллельно с ним похожими наблюдениями поделился с общественностью врач-педиатр Видукинд Ленц из Западной Германии. Он также отметил, что у будущих матерей, принимавших талидомид, чаще, чем у остальных беременных, случались выкидыши. Его коллега, немецкий врач-педиатр Ганс-Рудольф Видеманн, и вовсе высказался о происходящем ужасе как об "эпидемии". Вскоре тревожные сообщения врачей о тяжёлых уродствах у новорождённых зазвучали везде, где применялся талидомид…

Надо сказать, что тревожные звоночки были гораздо раньше. Так, 25 декабря 1956 года в немецком городе Штольберг в семье работника компании Chemie Grünenthal родилась девочка без ушей. Дело в том, что этот самый сотрудник снабжал свою беременную супругу талидомидом, на тот момент ещё не выпущенным в продажу.

Препарат на фоне общественного волнения во многих странах начали запрещать, но не полностью: его отнесли в разряд транквилизаторов, и теперь его покупка требовала рецепт от врача. При этом тератогенная опасность (то есть прямое негативное воздействие средства на плод) оставалось какое-то время недоказанной.

Споткнулись на американском фармацевте

Несмотря на то, что кроме тревожных сообщений об уродствах у детей медицинское сообщество начало заявлять также о серьёзных побочных эффектах талидомида и у взрослых, компания-производитель решительно отрицала вред препарата. Ещё бы: ведь на тот момент в большинстве стран, где продавали талидомид, в аптеках он был вторым по популярности после аспирина. Терять такие сумасшедшие доходы из-за побочных эффектов у потребителей, которые ещё поди докажи? Примерно так, судя по всему, и рассуждали производители опасного средства, не только не пытаясь проверить его потенциальный вред, но и всеми силами продвигая его на новые рынки.


Тысячам малышей пришлось пройти особые программы реабилитации. Фото: hemann Hemann/Globallookpress.

Большие надежды в этом плане Chemie Grünenthal возлагали на США, ожидая, что американцы смогут мощно пополнить их мошну. В 1960 году компания Richardson-Merrell Company попыталась получить разрешение на продажу талидомида в Америке. Для этого требовалось оформить разрешение от Управления контроля качества продуктов и лекарств (FDA). Хотя многие американские врачи одобрили применение нового препарата, одна из сотрудниц Управления, фармацевт по образованию, Фрэнсис Келси, решительно отказалась выдавать заветное разрешение. Женщину насторожили сообщения о потенциальном вреде препарата, которые уже звучали в других странах. Она также обнаружила, что талидомид прошёл весьма ограниченное количество испытаний по безопасности, и потребовала предоставить ей результаты исследований на тератогенное воздействие.

В Chemie Grünenthal подобные опыты проводить не собирались – вместо этого на Келси обрушилось колоссальное давление со стороны представителей самой компании и чиновников, которые (надо думать, не за простое "спасибо") настаивали на том, чтобы строптивая доктор медицины просто подмахнула нужные документы.

Однако Фрэнсис хватило отваги стоять на своём до конца, и не напрасно. Вскоре разразился грандиозный скандал, связанный с талидомидом, и препарат на американский рынок так и не вышел. А Келси получила престижную премию за Выдающуюся Гражданскую службу из рук тогдашнего президента США Джона Ф. Кеннеди.

Тысячи изуродованных жизней

Но детям и их мамам в других странах, где не нашлось своей принципиальной Фрэнсис Келси, остаётся только сочувствовать. Только по официальным подсчётам, за пять лет, пока талидомид свободно продавался, из-за его влияния на свет появилось от 8 до 12 тысяч младенцев с тяжёлыми уродствами. Было установлено, что для нарушения внутриутробного развития беременной женщине достаточно принять всего одну таблетку препарата. Самым опасным периодом оказывались первые несколько месяцев беременности, когда у будущего малыша формируются органы, конечности и костная система. При этом значительный процент женщин, принимавших талидомид, в итоге переживали выкидыш. Что касается рождённых с аномалиями младенцев, то около 40% из них не доживали даже до года. Ну а выжившие, понятное дело, были глубокими инвалидами на всю жизнь.

Виновных не оказалось

Удивительно, но по сей день представители Chemie Grünenthal настаивают, что исследования талидомида вполне соответствовали стандартам своего времени, а потому они вообще не виноваты в том, что после применения препарата пострадали тысячи людей. Вопросы о том, знали ли в компании о страшных "побочках" своего продукта и могли ли вовремя предотвратить "детскую" катастрофу, остались открытыми. Судебное следствие, призванное ответить на эти вопросы, длилось более пяти лет, но так никаких ответов и не дало.

Директора и ещё восьмерых сотрудников Chemie Grünenthal обвиняли в непредумышленных убийствах, нанесении тяжких телесных повреждений и нарушении фармацевтических законов страны. Представители гособвинения также настаивали на том, что производитель пытался скрыть появляющиеся сведения о страшном вреде своего продукта. Но в итоге в 1970 году суд пришёл к выводу о невиновности всех девятерых подсудимых!

Судебный вердикт вызвал большой резонанс. В то время о процессе писали по всему миру, сравнивая его по масштабам с Нюрнбергским. Для своей защиты представители Chemie Grünenthal наняли аж 40 адвокатов!


Препарат применяется и сегодня. Но в свободном доступе его, безусловно, нет. Фото:  Science Museum MTMC100077/Globallookpress.

В результате несчастные семьи, в которые большое горе принёс талидомид, были вынуждены довольствоваться компенсациями от правительства. Кстати, препарат используется в медицине до сих пор. Конечно, купить его запросто уже, к счастью, не получится. Его используют в лечении некоторых видов онкологии и проказы.

…Писатель Ирвин Уэлш в своём произведении "И вечно прячется судьба" использовал, как считается, историю с талидомидом. По сюжету, герои книги берут на себя роль мстителей, наказывая создателей лекарства, вызывающего уродства у детей (таковой оказалась главная героиня романа). В жизни всё оказалось гораздо прозаичнее: те, по чьей вине тысячи младенцев оказались инвалидами, наказания не понесли. Только в 2012 году представители Chemie Grünenthal снизошли до того, чтобы принести извинения пострадавшим от талидомида, при этом цинично заявив, что десятки лет молчали, поскольку были в "шоке, который ваша судьба вызвала у нас".

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация