«Черный квадрат», Наполеон и медвежата: о чем писали русские художники ( 9 фото + 1 гиф )
- 16.05.2021
- 16 910
Полный праведного гнева манифест Казимира Малевича, воспоминания Ильи Репина о встрече со Львом Толстым, истории Константина Коровина о Федоре Шаляпине и любимом медвежонке — рассказываем о выдающихся художниках, которые писали не только картины, но и книги.
Казимир Малевич. Автопортрет. 1933 год..
Казимир Малевич, «Черный квадрат»
Пожалуй, в истории живописи нет картины, которая получила бы в свой адрес ненависти и насмешек больше, чем «Черный квадрат». За 100 лет с момента появления полотна были написаны километры текста, объясняющие значение этого произведения для русского авангарда и мировой живописи. И все равно по сей день люди регулярно спорят о том, следует ли считать его настоящим искусством или нет.
Выставка картин Казимира Малевича в художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петрограде, 1915 год..
«Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность» Казимир Малевич «Черный квадрат»
Если доводы искусствоведов и галеристов вас до сих пор не убедили, возможно, стоит дать слово самому автору. Только сразу готовьтесь к тому, что «Черный квадрат» в прозе — работа не менее сложная, чем само полотно. Не потому, что она тоже парадоксальна. Как раз наоборот: под обложкой «Черного квадрата» собраны статьи, манифесты и декларации Малевича, в которых тот последовательно обосновывает неизбежность возникновения супрематизма и перехода искусства в новое состояние. Несмотря на то что книга полна страсти и праведного гнева, в ней есть академизм и довольно сложные рассуждения. Их прочтение дает глубокое понимание не только искусства самого Малевича, но и в целом того, как архитектура, живопись и поэзия задают вектор человеческой жизни.
Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Трактат «О духовном в искусстве» появился в 1910 году — тогда же, когда и первая абстрактная акварель Кандинского. Работа, которая сегодня хранится в центре Жоржа Помпиду в Париже, стала отправной точкой беспредметной живописи в творчестве художника и одним из важнейших полотен для абстракционизма в целом. Кандинский отверг западноевропейские традиции в искусстве и провозгласил, что отныне его занимают не сюжеты, а только форма и цвет и их вполне достаточно, чтобы живопись была содержательной, пробуждала эмоции — и сама была эмоцией, воплощенным движением.
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923..
«Художнику ранга Пикассо удается создать картину лишь примерно один раз из ста. Большинство его почитателей совершенно неспособны отличить картины от испачканных холстов» Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Огромная заслуга Кандинского и Малевича состоит в том, что оба они понимали: абстракционизм крайне сложен для восприятия аудиторией, которая привыкла к традиционным видам живописи. Если даже в наше время у людей вызывают агрессию и недоумение полотна, изображающие разноцветные пятна и закорючки, легко представить, какова была реакция на них в начале XX века. При этом Кандинскому, кажется, удалось найти более доступный для массового читателя язык. Во всяком случае, работа «О духовном в искусстве» успешно выполняет сразу две функции. С одной стороны, она по-прежнему считается учебным пособием для студентов художественных вузов. С другой — помогает простому зрителю понять, почему, глядя на какую-то картину, он испытывает страх, радость или раздражение.
Илья Репин, «Далекое близкое»
Благодаря жизни в деревне Куоккала, где также проводили время Леонид Андреев и Максим Горький, Илья Репин написал свои мемуары. Именно в местном поселке, позже названном в честь художника, Репин работал над книгой «Далекое близкое», которую Корней Чуковский потом редактировал и готовил к публикации. Правда, вышла книга только в 1937 году, уже после смерти Репина.
Усадьба «Пенаты» в деревне Куоккала, где Илья Репин жил и писал книгу «Далекое близкое»..
«Лeв Никoлaeвич вeликoдyшнo пoзиpoвaл мнe для бoльшoгo пopтpeтa и дaжe oдoбpял мoю paбoтy. Вooбщe y него ecть cлaбocть к иcкyccтвy, и oн yвлeкaeтcя им нeвoльнo» Илья Репин «Далекое близкое»
«Далекое близкое» порой упрекают в неоднородности, и это отчасти справедливо: с первых страниц становится понятно, что перед нами — книга того, кто всю жизнь писал картины. Вместо линейного повествования читатель получает серию воспоминаний о наиболее примечательных эпизодах из биографии Репина и о людях, которые ему встретились. Репин-литератор набрасывает портреты Толстого, Серова, Крамского, легко и живо делится воспоминаниями о детстве. В мемуарах Репина нет того трагического надрыва, который обычно связывают с личностью большого художника. Но, в конце концов, должны же быть примеры того, что счастливая жизнь способствует творчеству не меньше, чем страдания.
Василий Верещагин, «Наполеон I в России»
Анализ исторической личности, мягко говоря, не самый популярный жанр среди сочинений художников, но вполне закономерно, что интересовавшийся историей художник-документалист Василий Верещагин проявил к нему интерес. Состоящий из 20 полотен цикл «Наполеон I в России» считается одним из столпов наследия Верещагина, и одноименная книга представляет собой попытку разложить по полочкам материал, собранный за время работы над картинами.
Василий Верещагин. В Петровском дворце (в ожидании мира). 1895..
«Наполеон шел в Россию с намерением восстановить Польшу, а если император Александр не смирится, то и освободить крестьян» Василий Верещагин «Наполеон в России»
Опираясь на свидетельства очевидцев и собственные размышления, Верещагин рассказывает о пожаре в Москве, Бородинском сражении, казаках, нагонявших страх на французскую армию. Достоверный с исторической точки зрения, текст лишен тяжеловесности, потому что писал его все-таки не ученый в запыленном кабинете, а баталист по зову сердца. Автор уделяет внимание боевым тактикам противников, но Наполеон I интересует его в первую очередь не как военачальник, а как человек. Сложный, противоречивый и несомненно гениальный. Конечно, сейчас таким подходом к жизнеописанию замечательных людей мало кого удивишь, но в 1890-е, когда был опубликован «Наполеон I в России», Верещагин стал в каком-то смысле революционером.
Книги Петрова-Водкина и Коровина — в продолжении материала в Bookmate Journal
Наше новое медиа Bookmate Review — раз в неделю, только в вашей почте
Казимир Малевич. Автопортрет. 1933 год..
Казимир Малевич, «Черный квадрат»
Пожалуй, в истории живописи нет картины, которая получила бы в свой адрес ненависти и насмешек больше, чем «Черный квадрат». За 100 лет с момента появления полотна были написаны километры текста, объясняющие значение этого произведения для русского авангарда и мировой живописи. И все равно по сей день люди регулярно спорят о том, следует ли считать его настоящим искусством или нет.
Выставка картин Казимира Малевича в художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петрограде, 1915 год..
«Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность» Казимир Малевич «Черный квадрат»
Если доводы искусствоведов и галеристов вас до сих пор не убедили, возможно, стоит дать слово самому автору. Только сразу готовьтесь к тому, что «Черный квадрат» в прозе — работа не менее сложная, чем само полотно. Не потому, что она тоже парадоксальна. Как раз наоборот: под обложкой «Черного квадрата» собраны статьи, манифесты и декларации Малевича, в которых тот последовательно обосновывает неизбежность возникновения супрематизма и перехода искусства в новое состояние. Несмотря на то что книга полна страсти и праведного гнева, в ней есть академизм и довольно сложные рассуждения. Их прочтение дает глубокое понимание не только искусства самого Малевича, но и в целом того, как архитектура, живопись и поэзия задают вектор человеческой жизни.
Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»
Трактат «О духовном в искусстве» появился в 1910 году — тогда же, когда и первая абстрактная акварель Кандинского. Работа, которая сегодня хранится в центре Жоржа Помпиду в Париже, стала отправной точкой беспредметной живописи в творчестве художника и одним из важнейших полотен для абстракционизма в целом. Кандинский отверг западноевропейские традиции в искусстве и провозгласил, что отныне его занимают не сюжеты, а только форма и цвет и их вполне достаточно, чтобы живопись была содержательной, пробуждала эмоции — и сама была эмоцией, воплощенным движением.
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923..
«Художнику ранга Пикассо удается создать картину лишь примерно один раз из ста. Большинство его почитателей совершенно неспособны отличить картины от испачканных холстов» Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Огромная заслуга Кандинского и Малевича состоит в том, что оба они понимали: абстракционизм крайне сложен для восприятия аудиторией, которая привыкла к традиционным видам живописи. Если даже в наше время у людей вызывают агрессию и недоумение полотна, изображающие разноцветные пятна и закорючки, легко представить, какова была реакция на них в начале XX века. При этом Кандинскому, кажется, удалось найти более доступный для массового читателя язык. Во всяком случае, работа «О духовном в искусстве» успешно выполняет сразу две функции. С одной стороны, она по-прежнему считается учебным пособием для студентов художественных вузов. С другой — помогает простому зрителю понять, почему, глядя на какую-то картину, он испытывает страх, радость или раздражение.
Илья Репин, «Далекое близкое»
Благодаря жизни в деревне Куоккала, где также проводили время Леонид Андреев и Максим Горький, Илья Репин написал свои мемуары. Именно в местном поселке, позже названном в честь художника, Репин работал над книгой «Далекое близкое», которую Корней Чуковский потом редактировал и готовил к публикации. Правда, вышла книга только в 1937 году, уже после смерти Репина.
Усадьба «Пенаты» в деревне Куоккала, где Илья Репин жил и писал книгу «Далекое близкое»..
«Лeв Никoлaeвич вeликoдyшнo пoзиpoвaл мнe для бoльшoгo пopтpeтa и дaжe oдoбpял мoю paбoтy. Вooбщe y него ecть cлaбocть к иcкyccтвy, и oн yвлeкaeтcя им нeвoльнo» Илья Репин «Далекое близкое»
«Далекое близкое» порой упрекают в неоднородности, и это отчасти справедливо: с первых страниц становится понятно, что перед нами — книга того, кто всю жизнь писал картины. Вместо линейного повествования читатель получает серию воспоминаний о наиболее примечательных эпизодах из биографии Репина и о людях, которые ему встретились. Репин-литератор набрасывает портреты Толстого, Серова, Крамского, легко и живо делится воспоминаниями о детстве. В мемуарах Репина нет того трагического надрыва, который обычно связывают с личностью большого художника. Но, в конце концов, должны же быть примеры того, что счастливая жизнь способствует творчеству не меньше, чем страдания.
Василий Верещагин, «Наполеон I в России»
Анализ исторической личности, мягко говоря, не самый популярный жанр среди сочинений художников, но вполне закономерно, что интересовавшийся историей художник-документалист Василий Верещагин проявил к нему интерес. Состоящий из 20 полотен цикл «Наполеон I в России» считается одним из столпов наследия Верещагина, и одноименная книга представляет собой попытку разложить по полочкам материал, собранный за время работы над картинами.
Василий Верещагин. В Петровском дворце (в ожидании мира). 1895..
«Наполеон шел в Россию с намерением восстановить Польшу, а если император Александр не смирится, то и освободить крестьян» Василий Верещагин «Наполеон в России»
Опираясь на свидетельства очевидцев и собственные размышления, Верещагин рассказывает о пожаре в Москве, Бородинском сражении, казаках, нагонявших страх на французскую армию. Достоверный с исторической точки зрения, текст лишен тяжеловесности, потому что писал его все-таки не ученый в запыленном кабинете, а баталист по зову сердца. Автор уделяет внимание боевым тактикам противников, но Наполеон I интересует его в первую очередь не как военачальник, а как человек. Сложный, противоречивый и несомненно гениальный. Конечно, сейчас таким подходом к жизнеописанию замечательных людей мало кого удивишь, но в 1890-е, когда был опубликован «Наполеон I в России», Верещагин стал в каком-то смысле революционером.
Книги Петрова-Водкина и Коровина — в продолжении материала в Bookmate Journal
Наше новое медиа Bookmate Review — раз в неделю, только в вашей почте
Материал взят: Тут