Фонд Навального уехал на сациви, харчо и «Хванчкару» ( 1 фото )
- 10.05.2021
- 8 130
Соратники сидящего оппозиционера бегут из России в Грузию
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Сергей Удальцов
Россию покинули около 40 ключевых соратников внесенного у нас в список иноагентов Фонда борьбы с коррупцией* Алексея Навального. Об этом со ссылкой на Telegram-канал «Sota.Vision», сообщает РБК.
По информации канала, десятки сотрудников фонда уехали в Грузию, откуда в своих соцсетях публикуют фотографии. Среди них Руслан Шаведдинов, Екатерина Мартинович, Илья Пахомов, Ольга Гусева, Анастасия Кадетова, Георгий Албуров с женой Анной Велликок и другие.
Впрочем, сведения об отъезде соратников Навального руководитель региональных штабов Леонид Волков назвал фейком. По словам директора фонда Ивана Жданова, в Грузии «действительно отдыхает пара сотрудников ФБК, но мы не контролируем личную жизнь сотрудников».
Сообщается также, что вместе с сотрудниками ФБК в Грузию переехала и студия YouTube-канала про Навального. В частности, туда «уже отправлена часть техники, наиболее дорогостоящая, другая не была отправлена из-за нецелесообразности отправки, так как перевозка стоит слишком дорого».
Напомним, 29 апреля руководитель региональных штабов Навального Леонид Волков объявил о роспуске их сети, поскольку сохранение работы в нынешнем виде невозможно, так как штабы в любом случае попадут под статью об экстремизме, в связи с чем работники штаба и те, кто с ними сотрудничает, могут получить уголовные сроки.
Тем не менее, вопрос о признании организации экстремистской пока не решен. Непонятно, чего они тогда испугались? Ведь если даже и признают то, что — всех посадят сразу? Или они пытаются таким образом привлечь к себе внимание, как уехавшие из России Гарри Каспаров и Геннадий Гудков, которых тут никто не трогал?
— Они, конечно, стараются привлечь к себе внимание даже в тех случаях, когда им не грозит ничего, — уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Но исключать какие-то потуги со стороны силовиков тоже нельзя. Так что, в данном случае — 50 на 50. Есть и то, и другое.
«СП»: — Почему Грузия? Типа недружественная России страна? Не выдаст в случае чего? А чего не Украина? Туда раньше многие наши оппозиционеры уезжали…
— Обосновываться на нынешней Украине — значит, заведомо лишить себя возможности опираться на более-менее крупные слои населения России. К Грузии такой аллергии нет. Возможно, решение по Грузии приняли западные кураторы. Мне лично казалось, что логичнее выбирать Латвию или Эстонию… Но Грузия — так Грузия.
«СП»: — Грузинские власти рады у себя принимать российских диссидентов?
— Да, рады. Ведь это повышает образ Грузии в глазах западных кураторов. В плане отношений с Россией терять ей нечего.
Реклама Relap
«СП»: — Критиковать из-за «бугра» все горазды. А будут ли сторонники поддерживать тех, кто уехал?
— Ядро сторонников Навального поддержит их всегда — даже если они обоснуются на островах Палау. А вот часть колеблющихся такой переезд, конечно, оттолкнёт. Вспомним о том, что уехавшие Каспаров и Илларионов стали маргиналами, а оставшиеся здесь Явлинский и Собчак — не стали, как к ним ни относись.
«СП»: — А как вообще Фонд борьбы с коррупцией собирается бороться с коррупцией в России за ее пределами? Или они тут демонстрируют, что их цель вовсе не в этом?
— Выпускать ролики можно, откуда угодно. Видимо, часть информаторов и сотрудничающих с ФБК лиц в России всё же останутся. Вероятно, думают, что без присмотра российских силовиков им будет спокойное.
«СП»: — Что дальше? Долго они собираются так? Не исчезнет ли в России интерес к их деятельности? Если их признают экстремистами, организация прекратит свое существование?
— Их признают экстремистами в России, но за границей они останутся. Интернет есть, ищущие да найдут… Хотя, конечно, из-за границы искать материал станет сложнее.
«СП»: — Выход на свободу Навального вдохнет в организацию второе дыхание?
— Вдохнёт, конечно. Всё-таки Навальный — лицо ФБК, вождь. Соболь, Жданов или ещё кто заменить его в полной мере не смогут. По крайней мере, в ближайшие год-два.
«СП»: — А можно ли ожидать, что Навальный, выйдя на свободу, продолжит заниматься тем же самым только под другой вывеской? Или все же он сможет претендовать на статус крупного федерального политика, выйдет на новый уровень, попытается создать партию и т. п.
— Партия у него есть — пусть и не зарегистрированная. Да, он продолжит заниматься тем же самым. Но если будет работать из-за рубежа — шансы хоть на какой-то результат снизятся в разы.
— Ситуация с Фондом борьбы с коррупцией не уникальна — уже не раз в России за последние годы какие-то организации признавались экстремистскими, — отмечает координатор Левого Фронта Сергей Удальцов.
— Вспомним Национал-большевистскую партию**, например, это было уже давно, больше десяти лет назад, вспомним движения «Русские» **, вспомним Движение против нелегальной иммиграции**.
Надо понимать, что по законодательству только после признания организации экстремистской, когда это решение вступит силу, можно привлекать к ответственности людей, которые уже после вступления в силу этого решения будут продолжать деятельность организации. То есть использовать символику, название, делать какие-то заявления от имени этой организации — вот тогда их можно привлекать к ответственности — там и административная, и уголовная ответственность предусмотрены.
А вот чтобы задним числом, конечно, такой практики нет, у нас закон так не действует, по крайней мере, пока таких поправок в законодательство не вносилось, и обратной силы закон не имеет. То есть признание какой-либо организации экстремистской не означает что все, кто в ней числился, состоял за последние годы, привлекут к ответственности.
В целом это все может привести лишь к тому, что организация может переименоваться, она может взять другую символику. Так поступали те же сторонники Лимонова, создавшие новую партию, так поступали другие, поэтому в данном случае, я думаю, здесь возможны разные варианты.
«СП»: — А как можно тогда прокомментировать отъезд сотрудников ФБК в Грузию?
— Тут надо разбираться, во-первых, где правда, а где вымысел. То есть одни делают заявления, что кто-то уехал, потом Волков и Жданов опровергают это, поэтому истина где-то посередине.
Понятно, почему Грузия, мы помним ещё «болотное дело», когда нас обвиняли в связях с грузинскими политиками, которые подавались здесь как проводники интересов западных спецслужб, нас обвиняли в том, что мы общались с ними, выполняли какие-то задания ЦРУ, МИ-6, Моссад и так далее. Понятно, что эти обвинения были абсолютно абсурдные, но в целом в Грузии, учитывая характер отношений наших стран за последние годы, особенно при Саакашвили (а сторонники Саакашвили в Грузии остались, их довольно много, они имеют политическое влияние), есть определенная база, на которую можно опереться, поэтому часть людей, вполне возможно, уедет туда.
Кто-то уедет в Европу, опять же учитывая характер взаимоотношений с Россией, кто-то может оказаться и на Украине, потому что понятно, что определенная часть людей опасается за свою свободу, кто-то, может быть, и за жизнь опасается. Насколько обоснованы опасения — можно долго обсуждать, ведь сообщается о репрессиях против либеральной радикальное прозападной оппозиции, против сторонников Навального в частности.
Так что опасения у людей небезосновательны, осуждать их за это или нет — каждый выбирает сам.
В любом случае мы должны фиксировать тот факт, что под названием Фонд борьбы с коррупцией, скорее всего, в ближайшей перспективе действовать они не смогут, так как организация, судя по тому, как действует власть, будет признана экстремистской. Но дальше, как я говорил, есть разные варианты. Думаю, что так тотально всем уезжать нет никаких оснований, так что многие останутся здесь.
«СП»: — Есть ли у них будущее в России?
— У российских властей вызывает раздражение, помимо их оппозиционной деятельности, ещё и тесные связи лидеров организации с западными структурами. И это многим не нравится, в том числе, нам — лево-патриотическим силам.
Так или иначе, на этом все не закончится. У либеральной оппозиции, нравится нам это или нет, есть определенное количество сторонников в России, и они никуда не денутся.
* Некоммерческая организация, выполняющая функции иноагента.
** Организации, признанные экстремистскими, деятельность которых России запрещена.
Материал взят: Тут