Лучшие и худшие советские фильмы о войне 1 ( 9 фото )

Это интересно

Советское кино было. Можно спорить о том, насколько оно было провинициальным или, наоборот, гениальным, насколько популярно или, наоборот, невостребовано, но сейчас я спорить не хочу. Советская кинематография была, она была великой, в том смысле, что создавала свою, специфическую, вселенную смыслов, и в этом она ничуть не уступала французской или, скажем, голливудской кинематографическим вселенным.



Стоит припомнить, например, такой диковатый, на первый взгляд, жанр, как «фильмы про войну». Это специфически советское кино, ничуть не менее специфическое, чем «детские фильмы», потому что за рубежами Страны Советов такого жанра не было. Кроме шуток, даже в Польше и Югославии не было «фильмов про войну». Польские фильмы на тему Второй Мировой были, за единичным исключением, типа фееричных «Приключений канонира Доласа», фильмами «про оккупацию», а югославские – фильмами «про партизан». Война, как таковая, возникала в грандиозных киноколлосах, типа «Самый длинный день» и «Горит ли Париж», но эти фильмы образовывали единство с эпопеями «Ватерлоо», «Битва за Рим» и «Эль Сид». То есть, вписывались в контекст «исторического кино» - каковое в послесталинском СССР, между прочим, отсутствовало.

Если кинематографисты обращались к теме Второй Мировой войны вне рамок мегаблокбастеров, то каждый раз война оказывалась не более чем фоном для каких-то высказываний, а не самодовлеющей темой. Но советское кино подарило миру большое количество фильмов, говорящих именно о войне, а не о чём-то другом. В этих фильмах именно война была темой, а остальное – фоном.



Фильмы были разные. И они довольно чётко делились на группы со своими специфическими признаками.



Во-первых, это киноэпопеи, мастабные, страдающие гигантоманией кинополотна, которые могли родиться только в условиях тотально идеологизированного государственного производства. Они начались в 1964 году, сразу после изгнания из Кремля Никиты Хрущева, с грандиозной экранизации романой трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые», созданной многократным лауреатом сталинских премий, учеником Эйзенштейна Александром Столпером в тесном сотрудничестве с Вл.Басовым, человеком непростым. Но свою окончательную форму этот жанр обрёл лишь в конце 60-х, с эпопеей «Освобождение» Ю.Озерова. Появление «Освобождения» было связано с несколькими исторически совпавшими факторами. Во-первых, это был «наш ответ» на имевший грандиозный успех интернациональный проект «Самый длинный день», рассказывавший о высадке союзников в Нормандии. Во-вторых, это был вольный римейк шедевра сталинского кино «Падение Берлина» - и напоминание советским людям о величии Великого Кователя Всех Наших Побед Иосифа Сталина, начало реаблитации Сталина брежневской «днепропетровской братвой». В-третьих, это был намёк всяким там ревизионистам и либералам из стран Восточной Европы на мощь советской военной машины – весьма уместный в 1968 году, после разгрома «Пражской весны».



«Освобождение» стало образцом, с которого на протяжении всего оставшегося советского периода клепались бесчисленные копии, от «Фронта за линией фронта» до «Солдат Свободы». Разумеется, эти копии не пользовались ни малейшим зрительским успехом и регулярно проваливались в прокате (с нас, школьников, учителя и завучи в приказном порядке собирали деньги на билеты, чтобы хоть как-то заполнить пустые кинотеатры), но когда это останавливало советских пропагандистов? Идеологическая составляющая представлялась им неизмеримо важнее зрительского успеха, а то, что глпые громыхающие фильмы не столько проставляюьт мощ СССР, сколько дискредитируют советскую идеологию, они не задумывались.


(продолжение следует)

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация