Оскорблять ветерана нельзя, а обирать — можно ( 1 фото )
- 08.05.2021
- 10 265
Почему в нашей стране с помпой отмечают Победу, но не могут обеспечить ее творцам достойную жизнь?
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Александр Сегал
Денис Зоммер
В Госдуме появился законопроект о запрете публично отождествлять роли СССР и Германии во время Великой Отечественной войны. Он, как утверждают его авторы, «направлен на сохранение памяти о защитниках Отечества, обеспечение правовой защиты исторической правды, значения подвига народа при защите Отечества».
Ранее стало известно о внесении документа, запрещающего публичное отрицания решающей роли СССР в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии при освобождении стран Европы. А в начале апреля президент России подписал закон о наказании за оскорбление ветеранов.
Все это правильно и полезно в условиях идеологической войны, развязанной Западом, в то числе против нашей Победы. Но смущает одно. Идеологической поддержки ветеранам у нас теперь выше крыши, а как насчет материальной?
При этом выплаты российским ветеранам, приуроченные к Дню Победы (10 тысяч рублей), оказались намного меньше, чем в Казахстане (около 174 тысяч рублей) и Узбекистане (более 85 тысяч рублей). Понятно, что у нас ветеранов больше, но у нас и страна богаче. Нет ли тут диссонанса?
А законы, наверное, да, нужны…
— Я считаю, что инициатива правильная, — говорит политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал. — Она гораздо разумнее, чем многие аналогичные законы в сопредельных странах. Помните запреты отрицать множество событий разного типа. Запрет отрицания — это значит принуждение к утверждению, к согласию. Странно для западных демократий. А вот запрет публично утверждать гораздо логичнее. Ну и по существу это важно. Сколько можно самобичеваться? Именно это подлое утверждение — об идентичности нацистского режима и советской власти — было одним из идеологических инструментов разрушения СССР. Я считаю Суворова-Резуна одним из подлейших людей.
«СП»: — Депутаты также предложили запретить публичное отрицание роли СССР в победе над нацизмом. Слишком много внимания этой теме. Можно говорить о целенаправленной идеологической кампании по дискредитации Победы? Кто этим занимается?
— Ну это же давняя история. Бывшие союзники давно дискредитируют СССР и принижают его роль в войне. Кстати, во время войны тональность была другая. Вы видели американский мультик «Gremlins from theKremlin» (Russian Rhapsody — 1944)? Посмотрите. А после фултонской речи всё пошло вспять. И «железный занавес», кстати, изобретен не у нас.
Другой вопрос, что нынешняя пропаганда настолько топорно продвигает День Победы, что иногда просто стыдно за профессионализм исполнителей. Попытка разделить Советский Союз и его общественный строй, с одной стороны, и Победу — с другой очевидно нелогичны и антиисторичны.
Знамя Победы было красным, но об этом говорят вскользь, предлагая флешмобы с дореволюционной символикой, не имеющей отношения в Великой Отечественной войне.
Два сильнейших символических действия времен Великой Отечественной выхолощены донельзя. Первое — Мавзолей, к подножию которого бросали штандарты врага (это один из самых сильных эпизодов Парада Победы) — стыдливо драпируют.
Вместо парада 7 ноября вводят парад в честь парада 7 ноября 1941 года. А тот парад был просто так, что ли? Это же был парад в честь главного государственного праздника, и именно поэтому он демонстрировал непоколебимость защитников Москвы. Кстати, теперь и 7 ноября Мавзолей драпируют. Что ж вы так Ленина-то боитесь?!
И эта несуразность, что важно, видна любому, в том числе молодым. «Мягкая сила», каковой должна быть патриотическая пропаганда, начинает напоминать твердую дубинку и часто вызывает отторжение — особенно у молодежи. И куда идет молодежь за информацией? Правильно — к бывшим союзникам!
«СП»: — Что-то слишком много стало идеологической «заботы» о ветеранах в последнее время. Чего власти этим добиваются? При этом выплаты ветеранам в России оказались меньше чем в Казахстане и Узбекистане. Почему так? У Казахстана и Узбекистана резко нашлись «лишние» деньги, или эти страны в целом живут лучше нас?
— Я помню ветеранов, когда им было по 40−50 лет. Они не кичились, да и им тоже не особо полагались льготы, разве что Героям Советского союза и кавалерам ордена Славы. И ветераны уходили, с каждым годом их было всё меньше. Сейчас внимание оставшимся, и это правильно. Но заботой о ветеранах не стоит прикрывать отсутствие заботы о следующих поколениях, которые вошли в пенсионный возраст. Что касается Казахстана и Узбекистана — там совершенно другое отношение к старшим. Реальное почтение, и это у них в «культурном коде». Я видел то же самое в Таджикистане. Вы не представляете себе, насколько искренне молодежь относится к старшим.
«СП»: — По-вашему, пиар на Победе в ВОВ и вообще достижениях советской эпохи (своих-то нет) — долгоиграющая пластинка для власти? Или через какое-то время внимание к этой тематике будет ослабевать?
— Задел советских времен не бесконечен, у нас есть будущее, если достижения будут уже свои. Но для этого нужно нормальное образование, социальные лифты для талантов — не миллионеров, а ученых и инженеров, — реализация принципов социальной справедливости и работа на будущее страны, а не только на прибыль. Только тогда, эта «пластинка» будет «играть»…
— Все 90-е в России СССР и его руководство в годы Великой Отечественной войны в лице Иосифа Сталина в разного рода произведениях наподобие «Ледокола» разведчика-перебежчика Суворова выставляли ещё большим злом для «цивилизованного» — западного мира, чем германские нацисты и Гитлер, — напоминает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер. — Такого рода псевдоисторические и откровенно пропагандистские штампы звучали с телевизионных экранов и со страниц тогдашних газет, параллельно навязывалась мысль о ветеранах войны, которые виноваты в том, что сейчас «мы не пьем баварское пиво».
Это звучало на полном серьезе, такая вот пропагандистская ложь шла при фактическом согласии руководства страны, ведь если, не дай бог, после «шоковой терапии» социальных реформ 90-х люди вспомнят что в войне и после неё побеждали и активно восстанавливали страну коммунисты и весь советский народ во главе с Иосифом Сталиным, то выходит разрушили страну те самые предатели-власовцы и те самые солженицинские Иваны Денисовичи, перешедшие на сторону врага ради того чтобы послаще жрать и покрепче спать без совестливых мук (эти слова вложены в уста полковника Лахновского в к/ф «Вечный зов»).
Но и в нулевые, и даже сейчас подобный тренд сохраняется, несмотря на т.н. политику государственного патриотизма, ведь именно она пытается заставить общество начать каяться перед царской Россией, которую мы потеряли, государем, колчаковскими головорезами и иными белобандитами, уверяя, что в Великой Отечественной войне, мы победили с «божьей помощью», вопреки комиссарам и руководству страны, которые только мешали народу, якобы ненавидевшему власть большевиков.
«СП»: — По новым законам власть будет наказывать за отрицание Победы, тех, кто, например, утверждает, что «нужно было сдать Ленинград»…
— Кого-то — возможно. Но вот сама власть будет себя как-то наказывать за закрытие фанерными щитами мавзолея Ленина, такого же символа Великой Победы, как и Знамя Победы?
«СП»: — В начале апреля президент России подписал закон о наказании за оскорбление ветеранов…
— Увы, это все скорее напоминает громкую информационную компанию, чем реальную поддержку уважаемых ветеранов. Такая компания не единична, до неё были и более социально значимые, например, обеспечение жильем всех ветеранов, но по ним российскому обществу так и никто не отчитался…
Годы идут, и ветеранов с каждым днем становится меньше, и даже для них государство не стремится кардинально улучшить жизнь. На смену ветеранам приходит поколение детей войны, тех, кто в детском возрасте познал тяготы и лишения военных лет и кому сейчас также важны внимание и поддержка со стороны государства. Но, как мы знаем, на уровне государственной думы законопроект о детях войны блокируется думским большинством практически из года в год.
В Москве к примеру такой закон принят, но пожилой человек вынужден выбирать одну из существующих надбавок к пенсии регионального значения: если он ветеран труда, то тогда он не может получать надбавку, положенную «детям войны», к слову, люди выбирают надбавку ту, которая в буквальном смысле чуть побольше — хотя бы на 100 руб. Вот вам закон и вот казус исполнителя.
«СП»: — Интересно, что выплаты ветеранам в России оказались меньше казахстанских и узбекистанских. Не позор ли?
— Увы, колоссальное социальное расслоение во всем российском обществе не может обойти и ветеранов. Все прекрасно понимают, что была бы государственная воля, то поддержка даже разовая — была бы более существенной. Но пример бывших советских республик крайне показательный и весьма стыдный для нас, особенно в свете прошлогодних конституционных изменений, где на уровне главного закона страны была прописана правопреемственность в отношении Советского Союза.
«СП»: — Ветеранов не так много осталось. Почему нельзя их обеспечить, хотя бы для пиара, чтобы показать, как власть заботится о сохранении памяти?
— Забота о ветеранах требует не только затрат, но и реальной политической воли руководства страны, именно по отношению к старикам и детям можно судить об эффективности того или иного политического строя и власти, и сейчас это явно не в пользу нынешнему руководству.
Зато средства в бюджете подчас выделяются на крайне странные фильмы о войне — такие, как «Ржев», где трагизм войны и героизм защитников Отечества низведен до внутренних конфликтов между беспартийным командиром, комиссаром еврейского происхождения и посланцем штаба, который только ради расстрела за «листовку» прибыл в расположение. И опять Победа исключительно с «божьей помощью», не благодаря, а вопреки, и главный враг не германский фашист, а внутренний — в лице партбюрократии и политработников. Пока у нас снимают такие фильмы хорошего отношения к ветеранам очевидно не будет…
Всё это скорее напоминает начало украинского сценария с последующей декоммунизацией, результатом которой главные герои независимой Украины — это Бандера и Шухевич, а не советские партизаны и солдаты.
«СП»: — У нас все же не так плохо, героев называют героями, а предателей предателями…
— Ещё в ельцинское время поняли, что резкое изменение ориентиров будет воспринято большинством граждан в штыки, и начали это делать постепенно. К слову, этот процесс был начат ещё Горбачёвым со всевозможных антисоветских публикаций, в том числе исторических фальшивок, к которым сейчас многие историки и публицисты относят Катынский расстрел. Однако даже Ельцин не смог сразу убрать в сторону великую традицию принимать парад Победы с трибуны Мавзолея Ленина, который и принимал в 50-ю годовщину.
Мавзолей тоже начали драпировать не сразу, а постепенно, начиная уже с нулевых годов — с композицией флагов и только затем с глобальной плакатной драпировкой. Ведь, не дай бог, люди его увидят и прочитают имя Ленин во время парада. Так что вывод не утешителен, а ответ на вопрос, почему у нас такое отношение к ветеранам, напрашивается сам собой.
Материал взят: Тут