Кронштадтский Морской завод ( 8 фото )

Это интересно

В советское время было такое понятие – градообразующее предприятие. Если иметь в виду исторический аспект, то для Кронштадта главным градообразующим предприятием (здесь «предприятие» – в значении «предпринятое», «затеянное»), конечно же, стала Северная кампания Царя Петра I, строительство новой столицы молодой империи и сразу же возникшая необходимость защиты её с моря, или, как сказали бы век спустя, «петровский милитаризм», а точнее – государственный гений Петра (великой державой в те времена, как, впрочем, и сейчас, могла называться только мощная морская держава, независимо от её размера). Морской державе нужен флот, хорошие боевые корабли, для которых в Кронштадте ещё при Петре началось строительство системы доков. В ХIX веке, когда на смену деревянному парусному флоту пришёл паровой, стране потребовалось современное судостроительное и судоремонтное предприятие. Тогда и были построены в нашем городе-порте заводские корпуса Пароходного завода из красного кирпича, которые сегодня так удивляют нас красотой промышленной архитектуры (наши предки умудрялись любое утилитарное здание сделать красивым), а также постепенно было завершено строительство и оборудование сухих доков. И связано было это становление в Кронштадте основной ремонтной базы русского флота на Балтике с императором Николаем I. В 1842 году в Морском министерстве был организован Пароходный комитет. Контр-адмирал Евфимий Путятин был отправлен за границу для сбора сведений о пароходных предприятиях. Устроить «пароходостроительное заведение» именно в Кронштадте предложил адмирал Александр Меншиков – правнук сподвижника Петра I.


Сегодня старинные литые чугунные ворота в створе улицы Аммермана на пересечении её с Петровской улицей (знаковое место) по-прежнему ведут на территорию Кронштадтского Морского завода, где снова ремонтируют корабли. Корабли ВМФ России. Центральная заводская проходная – рядом с воротами. И в неё, как и раньше, спешат по утрам заводчане. А ведь ещё недавно казалось, что уже всё потеряно безвозвратно, и КМОЛЗ остаётся где-то там, в истории Кронштадта и России, вызывая у современных кронштадтцев чувство вины за то, что не сберегли, не сохранили...


Док Сургина

Строительство Пароходного завода началось по архитектурно-строительному проекту А. С. Кудинова 11 февраля 1847 года. Вначале планировалось, что завод будет не только обеспечивать нужды развивавшегося парового флота, но и пополнять его новыми судами. Это была одна из важнейших и сложнейших строек России того времени – нужно было не только возводить величественные заводские корпуса, наполнять их новейшим оборудованием, но и подсыпать и укреплять болотистые котлинские берега, создавать уникальную систему сухих доков, а главное – идти в ногу со временем, ведь Франция и Англия развивали свой паровой военный флот стремительными темпами.

На месте, выбранном для строительства Пароходного завода, издавна располагались многочисленные мастерские Кронштадтского военного порта: столярная, строгальная, малярная, фанерная, две такелажные, две шлюпочные, кузница, парница (для леса), парусная, флажная, лесопильная, блоковая, котельная, мачтовая. После завершения строительства часть машин и станков из них была переведена в артиллерийские мастерские, а часть передана на Пароходный завод.

Но еще задолго до окончания всех работ пришлось изменить профиль деятельности будущего завода, так как его мощностей едва могло хватить на ремонт механизмов кораблей, уже имеющихся на флоте. Так завод, в задачу которого входило исправление, сборка и установка машин на судах и профилактический осмотр их после навигации, стал судоремонтным.

3 марта 1858 года в присутствии императора Александра II и морского министра генерал-адмирала великого князя Константина на Пароходном заводе был совершен торжественный молебен с водосвятием в честь открытия нового российского предприятия. В то время Кронштадтский завод был одним из самых передовых предприятий не только в России, но и в Европе – организация рабочего, складского, технологического пространства, коммуникации были выполнены по последнему слову современной промышленной архитектуры, а оборудование состояло из новейших станков и механизмов. Завод участвовал во всех всемирных и всероссийских выставках, и его изделия, как правило, удостаивались высших призов. Постепенно были построены сухие доки - Константиновский (1876 г.), Александровский (1896 г.), Алексеевский (1914 г.), а для хранения материалов и имущества – новые склады. С годами сложились квалифицированные кадры постоянных мастеровых и рабочих.


Мост в док Сургина. В здании размещалась капитанская служба

Кронштадтский Пароходный завод стоял у истоков русского броненосного кораблестроения. Здесь первыми начали нарезать гладкоствольные корабельные и крепостные орудия. Завод принимал участие в разработке отечественных торпед. На пароходном заводе в Кронштадте осуществлялся ремонт и изготовление механизмов и паровых котлов всего парового флота. Изделия завода (водоопреснительные аппараты, помпы, камбузы, паровые котлы и машины, эжекторы, фильтры питательной воды и др.), многие из которых представляли собой оригинальные изобретения заводских умельцев, прославили Кронштадт далеко за пределами России. Многие заводские изделия использовались не только на судах русского флота, но также закупались флотами зарубежных государств


Здесь в советское время размещались КБ и кульманы

В 1905 году здесь за очень короткий срок был осуществлен ремонт кораблей Второй Тихоокеанской эскадры. В годы первой мировой войны боевые корабли Балтийского флота приходили в Кронштадт, где ремонтировались и вооружались для новых боев с Германском флотом.

За свою более чем 150-летнюю историю Морской завод отремонтировал тысячи кораблей и судов. Здесь ремонтировались первые броненосные батареи, броненосец «Петр Великий», крейсер 1 ранга «Адмирал Макаров», мореходный миноносец «Взрыв», крейсеры «Аврора», «Дмитрий Донской». «Рюрик». Из доков завода уходили крейсер «Варяг», эскадренные броненосцы «Петропавловск», «Севастополь», «Наварин», «Пересвет», «Сысой Великий», специальные минные заградители «Амур» и «Енисей», линейные корабли «Севастополь», «Петропавловск», «Октябрьская революция», «Гангут» и «Полтава», эскадренные миноносцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс».

На Пароходном заводе в 1873 году была отлита ажурная ограда Летнего сада, элементы памятника морякам клипера «Опричник» (флаг и флагшток). В 1883 году здесь изготовили чугунную ограду Петровского парка. В начале ХХ столетия мастерские завода подготовили декоративные элементы для Морского собора.


Раньше это была вышка для проверки дальномеров после ремонта

В 1930-х годах завод подготовил к спасению челюскинцев ледокол «Красин», в рекордные сроки отремонтировал легендарный ледокол «Ермак» для снятия с дрейфующей в Гренландском море льдины экспедиции Папанина. В конце 1940-х годов участвовал в строительстве первых в стране глубоководных аппаратов для Академии наук и Министерства обороны. В 1960-е переоборудовал суда для работы с космическими аппаратами. В доках завода производились достроечные работы на ледоколе «Ленин», на атомном ракетном крейсере «Петр Великий».

Буквально в первые же часы после нападения фашистской Германии на Советский Союз, морзаводцы приступили к выполнению заданий командования. Когда фронт приблизился к Ленинграду, большая часть рабочих Морского завода отправилась добровольцами на фронт. Те, кто остался на своих местах, работали день и ночь. К станкам встали женщины и подростки, которые самоотверженно трудились под бомбами и снарядами, выполняя нормы на 200, 350 и даже на 500%. Величайшие испытания выпали на долю заводчан в дни блокады. Деятельность Морского завода в годы войны не прекращалась ни на минуту. Здесь не только ремонтировались катера, подводные лодки и корабли с их боевой техникой, но и изготовлялось оружие, необходимое фронту.

В послевоенные годы в цехах Морского завода была осуществлена полная реконструкция. Каждое судно, спущенное со стапелей ленинградских судостроительных заводов, обязательно в ходе судовых испытаний проходило через золотые руки морзаводовцев. Заводчане дарили вторую жизнь судам всех систем и назначений – от парусника до флагмана китобойной флотилии.


Пейзаж

В 1990-е и начале 2000-х годов КМОЛЗ пережил тяжелый период: отсутствие заказов, жесточайший экономический кризис, разорение, массовые увольнения рабочих, распродажа имущества, рейдерские захваты, запустение, постепенное угасание знаменитого предприятия…

Но, преодолев трудности, предприятие в мае 2010 года возобновило производственную деятельность.

Имея мощную энергетическую базу, техническую оснащенность, уникальные гидротехнические сооружения (сухие доки, гавани, причальные сооружения), штат квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников, завод снова смотрит в будущее.


Коммуникации

В 2015 году Морской завод завершил процесс акционирования и вошел в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация», крупнейшего объединения судостроительных и судоремонтных предприятий России


Летний снимок, для контраста

Производственная площадь Морского завода составляет более 63 га.

Общая протяженность причального фронта набережных – 500 м, стапельных оснований – 750 м, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 м и водоизмещением до 40 тыс. тонн. Завод выполняет комплексный ремонт кораблей, морских и речных судов всех типов, классов, назначений водоизмещением до 60 тыс. тонн; в том числе доковый ремонт в подводной части корпусов с очисткой и окраской, ремонт донно-бортовой арматуры, гребных, дейдвудных, рулевых, выдвижных и подъемно-опускных устройств; ремонт дизелей, газовых и паровых турбин, паровых и водогрейных котлов, электротехнических изделий; изготовляет металлоконструкции, изделия металлообработки, производит гибку стальных труб, перемотку электрических двигателей….

Сегодня Кронштадтский Морской завод - крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Западного региона России.

Другие новости

Навигация