Как раньше яйцами бились ( 4 фото )

Присланное

Пасхальный обряд с яйцами на Руси не такой и древний. Первые документальные свидетельства о «катании яиц» на Пасху относятся к XIV веку, а «битье» яиц и вовсе упоминается лишь в XVII веке. При этом монастырские наказы XVII века запрещали пасхальную игру в «битки яиц».


Выводы отсюда следуют, на самом деле, не столь очевидные. Понятно, что яйцо играло символическую роль у наших предков еще в дохристианские времена. И неупоминание этого в русских летописях говорит как раз о том, что языческий характер этого действа сохранялся чуть ли не до XV века. А дальше начала происходить адаптация всего этого обычая в церковный быт. Аналогичная история случилась и с блинами, которые не имели связи с Масленицей и сыропустной неделей до XVI века.

Европейские путешественники отмечали обычай красить яйца в Московии – Герберштейн (посетив Россию в 1526 году), Жак Маржерет (в 1600-1606 годах), Петр Петрей (1608 и 1611 гг) и другие. А уже в XVII столетии, как отмечает историк Николай Костомаров, «всю страстную неделю повсюду толпились продавцы красных яиц, другие расписывали их золотом. Некоторые яйца были гусиные или куриные, вареные, а иные деревянные. При христосовании считали необходимым дать яйцо, а если христосовались люди неравного достоинства, то яйцо давал высший низшему». Но, как видите, никакого битья яиц друг о друга не предусматривалось. Это, конечно, не означает, что такого биться никогда не происходило. Раз существовали церковные запреты, значит, была и практика, их вызывающая. Другое дело, что она общественно не поощрялась.


При этом наиболее популярны всегда были яйца красного цвета. С помощью луковой шелухи такого оттенка, конечно, не получить. Красная краска в России получалась из местной кошенили или «червеца». Из этого насекомого, обитающего на корнях земляники и некоторых других травянистых растений, получали кармин – краситель красно-пурпурного цвета.

До XIX века краски, естественно, использовали домашнего изготовления. Так, желтая получалась из корня дикорастущих яблонь или из цветков бузины. С корнем поступали также, как и с шелухой лука. Складывали в горшок, заливали водой, кипятили.


Синий цвет, к примеру, на Кубани, получался из лукового растения, которое раньше называли толкачики (Muscári, или мышиный гиацинт). Оно появляется на свет рано, вместе с подснежником. Если перекипятить с ним яйца, то они приобретают темно-синий или даже черный цвет. В Екатеринославской губернии из отвара гречневой половы (отходов при очистке зерна) получали цвет индиго. В харьковской губернии тот же эффект достигался за счет сушеных цветов синей мальвы.

Зеленая краска добывалась из ягод черники или дикорастущей бузины, которые растирались с раствором желтой краски (полученной из сережек осины). Черная краска с сизым оттенком вороньего крыла получалась из коры ольхи и молодых листьев черноклена.


Корешок эндро (марена красильная)

Сегодня в большинстве своем все эти методы в прошлом. У нас есть и свой секрет окраски яиц. В свое время соседка грузинка научила делать это с помощью корешка эндро (марены красильной). Сейчас на некоторых рынках его продают торговцы с юга перед Пасхой. Он добавляет к кирпичному цвету от луковой шелухи оттенок алого, рубинового.

А полностью наш с Ольгой Сюткиной рассказ о том, как изменился пасхальный стол за 500 лет можно прочитать в интервью редакции Живого журнала.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация