МЕТОД "ИННОВАТОРОВ": РУССКИЕ КАПИТАЛЫ ЗАПАДУ, ПЛАСТМАССОВОЕ МЯСО РУССКИМ ( 1 фото )

Это интересно




ФОТО: JESUS ALVARADO/GLOBLLOOKPRESS

АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ

Царьград уже рассказывал о том, что под патронажем государственной корпорации ВЭБ.РФ русские управленческие кадры могут настраивать на цифровое противостояние со стратегическим партнёром нашей страны – Китаем в интересах США. Сегодня мы продолжим историю о работе так называемых институтов развития: имеющиеся в распоряжении редакции документы свидетельствуют о том, что не без помощи означенной госкорпорации в России могут продвигаться сомнительные технологии и продукты питания, о безопасности которых эксперты не имеют однозначного мнения.

Об эффективности работы "институтов развития" можно говорить долго и со вкусом. ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, "Сколково", "Роснано" – то и дело мы слышим с телеэкранов об их успехах в сфере инновационной экономики. Правда, на себе эти успехи большинство граждан России вряд ли ощущают, но при этом государственный бюджет вложил в эти и им подобные структуры более 3,6 трлн рублей. Для сравнения: расходы нашей страны на национальную оборону в текущем году составят 3,1 трлн рублей, это 14,5 процента всех готовых бюджетных трат.

Фактически многочисленные инновационные конторы стали чёрными дырами, в которых бесследно исчезают бюджетные миллиарды. Впрочем, не всегда бесследно. Иногда следы находятся, однако "инноваторам" почему-то удаётся выйти сухими из воды. По крайней мере, о возбуждённых (и тем более доведённых до суда и приговора) уголовных делах пока ничего не слышно.

Честным чиновникам здесь не место?

Вот как это происходит.

В начале прошлого года грянул скандал с "освоением" почти 18 млрд государственных рублей, выделенных на развитие моногородов. Для распределения этих средств почему-то была выбрана схема, изначально вызвавшая у Счётной палаты очень много вопросов. То есть бюджетные средства фактически распределял "Фонд развития моногородов" – НКО, учреждённая ВЭБ.РФ. Аудиторы недоумевали: почему казенными деньгами будет оперировать организация, не попадающая под действие бюджетного законодательства?

Руководителем Фонда была назначена зампред ВЭБ Ирина Макиева. За четыре года её работы (с 2014 по 2018 год) Счётная палата выявила очень много, прямо скажем, странных расходов. Так, зарплата самой Макиевой составляла порядка миллиона рублей, а среднемесячный оклад обычного сотрудника организации – 279,6 тысяч рублей. Стоимость обучения команд из моногородов оказалась в 11 раз выше, чем потратили бы на аналогичную программу в престижных русских вузах.

Отдельно Счётная палата высказалась об организации в моногородах индустриальных парков, имеющих статус ТОР (территории опережающего развития). Оказалось, что

за годы деятельности фонда созданы индустриальные парки со статусом ТОР в 65 населённых пунктах. В 32,2 процента случаев они построены в пунктах, которые вообще не являются моногородами. В 74 процентах случаев они построены в и без того успешных моногородах со средней или высокой инвестиционной привлекательностью.

Удивительное дело: аудитор Счётной палаты Сергей Агапцов, четыре года критиковавший траты Макиевой в "Фонде развития моногородов" и Чубайса, возглавлявшего тогда "Роснано", вдруг ушёл со службы за два года до окончания полномочий. Журналистам Life не удалось найти этого человека, однако его близкая родственница рассказала, что Агапцов отошёл от дел и не хочет вспоминать о прошлом.

Ирина Макиева всё так же руководит "Фондом развития моногородов" и значится на сайте ВЭБ.РФ главным управляющим партнёром по городскому развитию…

Впрочем, история с государственными деньгами для моногородов – дела давно минувших дней. Здесь она рассказана в качестве примера эффективности "освоения" бюджетных средств всевозможными инновационными конторами. Ну а теперь перейдём к тому, о чём знает пока лишь очень ограниченный круг лиц.

Кто вы, мистер Гопка?

В распоряжении Царьграда имеется презентация, озаглавленная "Life Sciences – глобальные рынки и возможности для лидерства России". На титульной странице два логотипа: ВЭБ.РФ и ATEM Capital – глобальной инвестиционной компании в сфере здравоохранения, штаб-квартира которой, судя по данным на её сайте, находится в Нью-Йорке. Вероятнее всего, речь идёт о некоем обучающем материале; сложно сказать, на какую именно целевую аудиторию он рассчитан, но учитывая тот факт, что у ВЭБ.РФ имеются различные обучающие программы для управленческих кадров, определённые предположения на этот счёт всё же имеются.

На второй странице документа рассказывается об Антоне Гопке – вероятно, авторе материала либо лекторе. Указано, что он – "венчурный инвестор и предприниматель, сооснователь и генеральный партнёр управляющей компании ATEM Capital, которая инвестирует в глобальный сектор Life Sciences…"

Биография Антона Гопки богата и разнообразна. В частности, по данным Forbes, одно время он был управляющим партнёром "РоснаноМедИнвест" (РМИ) – структуры, созданной "Роснано" в 2012 году. Соинвестором фонда стала компания Domain Associates – один из флагманов по биотехнологиям в США. За два года были приобретены доли в одиннадцати компаниях, три из которых впоследствии разместили свои акции на NASDAQ (американская биржа, специализирующаяся на акциях высокотехнологичных компаний). Один из самых успешных проектов, по мнению Антона Гопки – компания, которая разрабатывает инъекции для уменьшения жировой прослойки на животе. Также совместно с Roche и Pfizer фонд инвестировал в диагностические тесты Epic Sciences, применяемые при мониторинге онкозаболеваний.

При изучении портфеля "РоснаноМедИнвест" (находится в открытом доступе на сайте организации) среди семнадцати представленных компаний удалось обнаружить только одну русскую! Другие – из США и Великобритании. Что же получается? Инвестиционный фонд, создателем которого является "Роснано", инвестирует деньги в фармацевтическую промышленность, мягко говоря, недружественных нам стран?

Сомнительные технологии

Так в чём же возможности для лидерства России по версии авторов презентации? Думаете, это ВПК и космическая отрасль? Или развитие каких-то уникальных, только наших научных наработок? Вовсе нет. Оказывается, успех нас ждёт в секторе Life Sciences, в том числе в сфере биотехнологий. В числе одного из перспективных направлений указано, например, производство так называемого альтернативного мяса.

Собственно, альтернативные (искусственные) продукты производятся не первый год. И это не только мясо, но и яйца, и молоко. И если мясо, сделанное на основе растительных ингредиентов, уже завоевало определённую часть рынка, то синтез продукта, выращенного in vitro из тканей, взятых у животного-донора, фактически делает только первые шаги. И этот продукт, во всяком случае пока, очень дорогой.

Самый главный вопрос экономики: будет ли в России спрос на искусственное мясо? По данным "Российской газеты" на март 2020 года, 59 процентов жителей нашей страны не готовы включать его в свой рацион. Медики тоже весьма осторожны в высказываниях о безопасности этого продукта.

Пока есть исследования, что это безвредно здесь и сейчас. Но мы не можем знать, чем аукнется потребление искусственного мяса потом. К тому же все мы разные. Одни занимаются спортом, правильно питаются, другие этого не делают. Значит, и реакция на искусственный продукт тоже может быть разной,

– рассказала "АиФ" диетолог, кандидат биологических наук Татьяна Кириллова.

По мнению эксперта, искусственными можно считать все продукты, которые производятся промышленным способом: потребитель далеко не всегда знает, какие при этом применялись технологии, какие использовались добавки.

Они не приготовлены, а изготовлены. Покупая изготовленные продукты, мы, по сути, не знаем, что мы едим,

– считает Татьяна Кириллова.

Меж тем целая страница вышеупомянутой презентации посвящена компании Eat Just – компании, производящей яйца и мясо из растительного белка. Рассказывается и об инвестиционных возможностях.

Как это прикажете расценивать? Как рекламу?

Кстати, особенно интересна эта информация в свете того, что, по данным журнала Inc, компания Eat Just с момента своего основания привлекла порядка 650 млн долларов. А в Китае, как сообщило SM-News, планирует открыть свой первый завод другой производитель искусственного мяса – Beyond Meat, тем самым "подвинув" на рынке Поднебесной Eat Just. В связи с этим возникает интересный вопрос: рассказ об инвестиционных возможностях этой компании в презентации – это вообще про лидерство России? Или кто-то просто рассчитывает получить у нас то, чего не досчитается в Китае?

Ложная цель

Человек, знакомый с военным делом, знает, что такое ложная цель. Вот и в обсуждаемом случае мы, вполне вероятно, имеем дело с ложной целью, которую нам пытаются навязать извне. Стратегия противника здесь очевидна: нужно мотивировать государство и частных инвесторов вложиться в утопические и заведомо провальные проекты. На них будут брошены все лучшие научные и производственные ресурсы. А действительно важные направления окажутся оголены. И на этих направлениях страна безнадёжно отстанет.

Вложения (особенно государственные!) в промышленность недружественных нам стран – это тоже ложная цель. Какая, например, польза русским людям от того, что в портфеле "РоснаноМедИнвест" – больше десятка иностранных компаний? Почему бы на эти деньги не развивать отечественную фармакологическую промышленность?

А вот с институтами развития и всевозможными инновационными конторами, пожалуй, можно говорить о ложном средстве для достижения абсолютно правильной цели. Ведь развитие инноваций в России – это правильная цель, не так ли? Впрочем, для кого-то и средства очень даже хороши. Например, как писал Царьград, доход руководителя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова за год пребывания на посту вырос в 2,5 раза – с 71 млн до 179 млн рублей в год (речь о декларации за 2019-й). А порядка 47 млрд рублей "Роснано", как выяснили в Счётной палате, были выведены за рубеж. Впрочем, это уже совсем другая история.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация