Рейтинг альбомов The Beatles ( 15 фото + 1 видео )

Это интересно





Удачные и не очень кавер-версии, яркие хит-синглы и незаметные шедевры, поп, авторская песня и психодел. Музыкальный журналист Лев Ганкин препарирует альбомы легендарной группы и объясняет, какие из них великие, а какие нет — и почему.

«Yellow Submarine» (1968)


Parlophone Records

Чудесный мультфильм — и несколько дезориентирующий саундтрек к нему — состоит из работ The Beatles только наполовину: вторая сторона пластинки сочинена Джорджем Мартином и сыграна его оркестром  . Более того, и среди битловских композиций — лишь четыре эксклюзивных, то есть не изданных на других альбомах. Маккартниевская «All Together Now» — из тех песен, которые он, кажется, мог сочинить и спеть во сне, не открывая глаз; харрисо­новские «It’s All Too Much» и «Only a Northern Song» — обаятельные, но в меру заурядные образцы психоделического рока, и только «Hey Bulldog» Джона Леннона справедливо входит в битловский канон.

«Beatles for Sale» (1964)


Parlophone Records

Альбом, не лишенный ярких фрагментов (у The Beatles по-другому не бывает) и все же кажущийся шагом назад в сравнении с пред­шествующими (особенно с «A Hard Day’s Night») записями. Шесть кавер-версий  , из которых лишь в «Rock and Roll Music» привнесена новая, не свойственная оригиналу энер­гетика, прозрачно маскируют нехватку материала собственного сочинения. Среди спасительных отрывков — чудесная баллада раннего Маккартни «I’ll Follow the Sun» и первые упражнения Леннона в авторской песне, чисто­сердеч­ной и пессимистической: «No Reply» и «I’m a Loser».

«Let It Be» (1970)


Apple Records, EMI

Альбом, опубликованный уже после фактического распада The Beatles и оттого лишенный, во-первых, безупречной продуманности многих других их работ, а во-вторых, того духа сотворчества, беспрестанного сочинительского пинг-понга, благодаря которому из самых, казалось бы, невыразительных идей получа­лись шедевры. При всей его популярности заглавный трек основан на невы­даю­щейся (по меркам Пола Маккартни) мелодической фигуре, а еще несколь­ко песен снабжены довольно спорными аранжировками Фила Спек­тора  . Среди безусловных удач — лен­ноновский психоделический трип «Across the Universe», его же игра слов в «Dig a Pony»   и классическая «Get Back» (в сингловой версии она звучит еще более захватывающе).

«Please Please Me» (1963)


Parlophone Records

То, с чего все началось: альбом, без труда кладущий на лопатки большинство записей британских бит-групп образца 1963 года и вместе с тем заметно усту­паю­щий почти всем последующим работам The Beatles — и средним качеством песен, и полетом фантазии. Признаки исключительности группы уже хорошо заметны, особенно в синглах  , но половину трек-листа занимают кавер-версии, из которых новую жизнь в битловском прочтении по-настоя­щему обре­тают лишь «Twist and Shout» из репертуара The Isley Brothers и «A Taste of Honey» из одноименного бродвейского мюзикла.

«With the Beatles» (1963)


Parlophone Records

На этой пластинке, записанной вскоре после «Please Please Me», уже виден творческий рост авторов — как минимум в обращении с чужим материалом. Мелкими исполнительскими и интонационными штрихами — едва утяже­ленная аранжировка, чуть более страстная подача, легкие вариации в ритми­ческом рисунке — битлы присваивают себе треки вроде «Please Mr. Postman» The Marvelettes или «You Really Got a Hold on Me» Смоки Робинсона. Их собст­венные произведения пока успешны через раз, и все же «It Won’t Be Long» и «All My Loving» заслуживают места в любом сборнике лучших песен группы, а «Don’t Bother Me» знаменует пусть и робкое, но все же появление третьей силы в творческом балансе The Beatles: эту композицию сочинил не Джон и не Пол, а Джордж Харрисон.

«Help!» (1965)


Parlophone Records

Альбом — свидетельство стремительного творческого роста Джона Леннона. Заглавная песня — это, пожалуй, первая сочиненная им великая песня: отчаянный крик о помощи, положенный на идеально отвечающий эмоции текста напряженный, взвинченный саундтрек. Лишь самую малость ей усту­пают полуакусти­ческая баллада «You’ve Got to Hide Your Love Away» и весьма утяжеленная по меркам 1965 года «Ticket to Ride» (спустя много лет Леннон полушутя называл ее «первой хеви-метал-песней в истории»). Что до Маккарт­ни, то даже если бы его вклад в пластинку ограничился «Yesterday», этого было бы достаточно: даже принимая во внимание чувства тех, кто не мо­жет больше слышать эту песню, нельзя не признать, что она не зря стала ассоции­ро­ваться с Полом. Вместе с тем альбом все еще досадно неровный: Хар­рисон делает в сочинительстве первые шаги («I Need You» и «You Like Me Too Much»), а включение в пластинку двух необяза­тель­ных кавер-версий можно объяснить разве что инерцией.

«Magical Mystery Tour» (1967)


Parlophone Records, Capitol Records, EMI

Наскоро собранный по сусекам младший брат «Сержанта Пеппера» (альбом вышел в том же году, но чуть позже), лишенный концептуальной целостности последнего и оттого восприни­мающийся как несколько бессвязный набор разно­мастных песенок — как гениальных, так и проходных. По соседству с шедевральной связкой «Strawberry Fields Forever» — «Penny Lane» (возможно, лучшим синглом эпохи), а также причудливой абсурдистской ленноновской «I Am the Walrus» и лучшими образцами мелодизма Маккартни, обаятельным ретро «Your Mother Should Know» и пронзительной балладой «The Fool on the Hill», располагаются быстро устаревшие психоделические эксперименты «Flying» и «Blue Jay Way» или прямолинейно мажорная «Baby, You’re a Rich Man».

«The Beatles» (также известен как «The White Album»), 1968


 Apple Records

Очень длинный альбом, решительно порывающий с прошлогодней психоде­лией «Сержанта Пеппера» и «Magical Mystery Tour», но еще не достигающий арт-роковых высот «Abbey Road». Он как будто перетаптывается на каких-топромежуточных, стилистически неопределенных территориях и, как следст­вие, полон обаятельных, но совсем уж легковесных песен, отчасти возвращаю­щихся к бесхитростному поп-позитиву ранних записей The Beatles. Только если там этот позитив выглядел и звучал натурально, то здесь после многочислен­ных смелых творческих и жизненных экспериментов, а также в результате фактической канонизации группы в статусе поп-небожителей он уже выглядит немного неестественным. Шедевров, впрочем, все равно хватает, особенно в условиях столь масштабного выбора: это и заслуженно знаменитые «While My Guitar Gently Weeps», «Blackbird» или «Julia», и менее раскрученные треки вроде горькой ленноновской «Yer Blues».

«Rubber Soul» (1965)


 Parlophone Records, Capitol Records

Переходная запись от ранних The Beatles к поздним: на обложке появляются пузатые психоделические буквы, в саунде — индийский ситар («Norwegian Wood») и электропиано («In My Life»), в текстах — неприкрытый сарказм («Drive My Car») и французский язык («Michelle»). Разнообразие звуков и творческих подходов сначала сбивает с толку: даже самые яркие отрывки, принадлежащие перу одного и того же музыканта (к примеру, ленноновские «Nowhere Man» и «Girl»), кажутся фрагментами двух разных альбомов. Впро­чем, отсутствие целостности — несправедливая претензия к поп-музыке 1965 года; в ее контексте представление об альбоме как о едином произведении искусства возникнет позже. Единственный объективный недостаток «Rubber Soul» — это то, что на общем фоне несколько меркнут некоторые консерва­тивно звучащие композиции, словно бы опоздавшие на пару лет: «What Goes On» с вокалом Ринго, «Run for Your Life» или «Wait».

«A Hard Day’s Night» (1964)


 Parlophone Records

Высшая точка развития ранних The Beatles: среди тринадцати находчивых, остроумных, талантливых, простых, лаконичных, вдохновенных и неотразимых песен — ни одной кавер-версии. Леннону и Маккартни безупречно удаются и энергичные боевики (например, «I Should Have Known Better» и «Can’t Buy Me Love»), и нежные баллады («If I Fell» и «And I Love Her»). Помимо обще­приз­нанных хитов, в альбоме есть и другие менее известные, но не менее сногсшибательные треки: например, минорная маккартниевская «Things We Said Today» или странно синкопированная   «I’m Happy Just to Dance with You» с вокалом Джорджа Харрисона.

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967)


 Parlophone Records

То, что одна из самых знаменитых пластинок в истории популярной музыки занимает в этом списке лишь третье место — яркое свидетельство битловской исключи­тель­ности; впрочем, по справедливости, первые три позиции в рей­тин­ге кажутся абсолютно взаимозаменяемыми. «Сержант», несмотря на отсут­ствие внятной сюжетной линии ставший одним из первых концептуальных альбомов, — памятник неуемной креативности психоделической эпохи. Почти безупречный набор песен максимально отражает дух эпохи — при этом они и сегодня звучат свежо и актуально, а обложка произвела революцию в дизайне музыкальных записей. Пожалуй, вторая сторона несколько уступает первой — зато венчает пластинку удивительная «A Day in the Life», одна из лучших песен The Beatles и пример почти телепатического взаимопонимания, которое было у Леннона, Маккартни и примкнувшего к ним продюсера Джорджа Мартина в лучшие годы.

«Abbey Road» (1969)


 Apple Records

Именно «Abbey Road», а не вышедший позже «Let It Be», в действительности был лебединой песней группы — и в то же время, по воспоминаниям всех участников, в процессе его записи в студии снова, как раньше, стала ощуща­ться неповторимая битловская химия. Несмотря на наличие многочастной сюиты  на второй стороне пластинки (компилятивный   арт-роковый шедевр Лен­нона — Маккартни), первая часть альбома, возможно, даже ярче: свои луч­шие песни в составе The Beatles сочинили Джордж и даже Ринго («Something» и «Octopus’s Garden»), Пол сорвал связки в «Oh! Darling», а Джон написал тревожный открывающий трек «Come Together», «Because» с ее сокрушитель­ным многоголосием и удивительную «I Want You (She’s So Heavy)», один из самых захватывающих битловских экспериментов за всю карьеру.

«Revolver» (1966)


 Parlophone Records, Capitol Records


Лев Ганкин

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация