Музей за окнами вагона ( 58 фото )

Путешествия

Часть 1. Бологое-Полоцкое
Предлагаю окунуться в атмосферу Бологое-Полоцкой железной дороги. Осмотреть сохранившиеся за сто с лишним лет станционные постройки, прокатиться вдоль самой линии и побывать в музейном комплексе станции IV класса Куженкино. Это здесь, на участке Бологое – Осташков осенью 2018-го пригородный поезд начал один раз в неделю ходить под паровозом, став первым в современной России регулярным социальным маршрутом с паровой тягой и привлекая десятки туристов.






После платформы 322 км главного хода ОЖД однопутная ветка, тянувшаяся от узловой станции Бологое-Московское параллельно нечётному пути, плавно уходит на юго-запад. Это и есть линия Бологое – Великие Луки – Полоцк, которую называют заповедной. В нескольких метрах от неё вполне приличная автодорога, по которой я и еду. На часах начало девятого утра, машин немного. Слева за пожухлыми стеблями борщевика видна железнодорожная ветка.

На четвёртом километре линия пресекает участок автодороги на Бушевец – посёлок при одноимённой станции и заводе, когда-то выпускавшем путевую спецтехнику на базе дрезин. После переезда дорога поворачивает в сторону, одновременно поднимаясь вверх. Там она снова пересекается с «железкой», теперь двухпутной. Это линия Бологое-Полоцкое - Медведево, грузовой обход Бологого. На фото заметно, что движение осуществляется только по одному пути – тому, что не зарос травой.

Слева – главный ход ОЖД, справа – Бологое-Полоцкая



Доорга на Бушевец



Вид в сторону станции Бологое-Полоцкое



Станция Бологое-Полоцкое – первая на заповедной дороге и начальная точка нашего маршрута – появилась как станция III класса недалеко от усадьбы князей Эристовых «Высокое» (XVIII-XIX вв.). В советское время на её территории разместился аграрный техникум, а рядом выстроен посёлок Бологое-2. Сам комплекс я тогда не посмотрел, поэтому покажу его позднее, когда ещё раз выберусь в те края. А сегодня ближе познакомимся со станцией. Это настоящий музей под открытым небом! Музей интереснейшей железнодорожной архитектуры начала XX века. При желании можно было бы создать большой музейный комплекс - ничуть не хуже, а в чём-то, может, и интереснее, чем в Куженкино, где мы побываем в следующий раз. Но, к сожалению, большая часть деревянных и краснокирпичных построек заброшены. Долго ли они так простоят, неизвестно.

Первое, что нам встречается при подъезде к станции, это заброшенное здание бывшего веерного депо за деревьями. Если не знаешь, что оно здесь находится, легко проедешь мимо. Особенно летом, когда всё вокруг скрыто зеленью. Пути к депо давно сняты, определить, где они лежали, невозможно.


Депо небольшое – всего на пять стойл. Построено в 1906 году. Согласно имеющимся данным, по назначению оно никогда не использовалось, оставаясь таким, каким и задумывалось: запасным – на случай увеличения перевозок в военное время. Перед зданием находился поворотный круг. Депо не перестраивалось в советское время, уцелело во время Великой Отечественной войны и до наших дней сохранило свой первоначальный вид.

Передняя и задняя стенка депо дугообразные, торцовые – прямые с возвышающимися над крышей фронтонами с высокими арочными окнами наверху и украшающими его элементами готики. Надо сказать, что авторами всех основных построек на Бологое-Полоцкой дороге являются архитекторы Станислав Воловский и Владимир Мышак. Оба по происхождению поляки, чем, наверное, и обусловлено присутствие западноевропейского стиля в облике станционных зданий.





Беглого взгляда достаточно, чтоб понять: депо построено капитально, на века. Как, впрочем, большинство из того, что возводилось до революции. С северо-восточной стороны к основному корпусу примыкает одноэтажная пристройка – мастерские. Даже в руинированном виде эти стены сохраняют былую красоту и величие. Однако и запустение последних лет оставило следы: осыпавшемся башенки-пенакли, прорастающие сквозь вековую кладку стволы деревьев, почти полное отсутствие крыши. Последнее, скорее всего, – дело рук вандалов, разобравших кровельное железо.

Рядом с бывшим депо расположился строительный городок из бытовок. Связано ли его появление с планами относительно старинного здания, мне не известно. Ясно одно: если оставить всё так, как есть, мы лишимся очередного памятника железнодорожной старины. Нашей общей истории.



* * *
Жилые деревянные казармы и полуказармы станции Бологое-Плоцкое не менее интересны в архитектурном плане. Их особенность – узор из бруса в виде паутинки на фронтонах, напоминающий каркасную конструкцию фахверк. Технологических функций паутинка, скорее всего, не несёт, а используется в качестве украшения.



Впрочем, казарма по улице Линейной, что напротив здания депо, немого отличается от остальных. Она – единственная такая из всех, что сохранились в пристанционном посёлке. Вероятно, она была перестроена либо изначально сделана по другому проекту.

Тропинка к дому и горящая лампочка над входом наводят на мысль, что там живут. Подхожу ближе. Снаружи здание сохраняет элементы той старой отделки – филенчатая дверь, изогнутые кронштейны оконных карнизов. Внутри –заставленный старой мебелью коридор, из которого выходят три двери в квартиры. Двери закрыты, но сами квартиры пусты, окна в них выбиты. Скорее всего, казарма расселена, но не полностью, какая-то жизнь в ней ещё теплится.





Состояние соседних казарм по той же улице, относящихся к иному типу – с «паутинками», – не такое удручающее. Примером идеально сохранившейся казармы с выложенным из камня (к сожалению, закрашенном) цоколем является та, что стоит возле автобусной остановки. Правда, не как отдельно стоящего здания. Уже в советское время к ней было сделано несколько деревянных и кирпичных пристроек. В этом «архитектурном ансамбле» располагается школа.

Казарма-школа





Ещё три похожих казармы можно увидеть с другой стороны от путей – по улице Полоцкой к северу от вокзала. Используются, в основном, как дачи, хотя часть имеющихся в них квартир уже нежилые. А от некоторых казарм сегодня остались лишь бугорки: увы, старые деревянные постройки ветшают, рушатся, горят в пожарах.






К югу от вокзала ещё сохраняется небольшая полуказарма с каменным цоколем. Сейчас она закрыта, а раньше служила в качестве товарной конторы. Рядом руины красивой кирпичной постройки с гранитными вставками, которая когда-то была баней.

Бывшая товарная контора


Бывшая баня




* * *
Стрелки часов приближаются к половине десятого. Скоро пойдёт паровоз с пригородным на Осташков. Пора двигаться в сторону вокзала.

Здание вокзала, как и депо, дошло до наших времён в практически первоначальном виде. Во всяком случае, архитектурный его облик почти не тронут. Если, конечно, не считать укрытой металлочерепицей крыши, «срезавшей» многие верхние детали конструкции. На мой взгляд, это один из самых красивых вокзалов не только на Октябрьской железной дороге, но и вообще в России. Корпус прямоугольный. Центральная часть на главном фасаде усилена контрфорсами и завершена сложным аттиком, обрамлённым остроконечными пенаклями. Похожие аттики, только без башенок, сделаны и по торцам фасада. Наружные двери металлические, но рамы в больших арочных окнах деревянные.



Вокзал. Вид сзади


Время оставило следы и на здании вокзала. Так, выложенное кирпичом название станции на фасаде и торцевых стенах местами уже раскрошено. Нет уже рядом лавочек и хозяйственных построек – багажного сарая, керосинового погреба. В качестве служебного помещения – лишь этот без колёс багажный вагон с западной стороны от путей. Нет и туалета: снесён, по словам местной жительницы, в прошлом году. Сохранилась водонапорная башня. Паровозной колонки, которую можно ещё увидеть на относительно недавних фото, тоже нет.


Северная горловина станции


Служебное "здание"


Водонапорная башня



Осмотреть вокзал изнутри не удалось: он закрыт, а на станции, похоже, не было в тот день ни души. Не удивительно: зачем держать открытым зал ожидания? Ведь пассажирского движения практически нет – один лишь пригородный в сутки.

А вот и он. Любопытный момент: до главного хода ОЖД меньше двух километров по прямой, но его здесь совершенно не слышно. Зато свистки паровоза доносятся от самой станции Бологое-Московское в момент отправления поезда. И если бы на перроне находились пассажиры, то эти свистки могли послужить им неким сигналом готовности. Но перрон, за исключением вашего покорного слуги, который подниматься в вагон и не планировал, был пуст.

Паровоз Л-2344 с пригородным поездом на Осташков


Как и прошлой зимой, состав тянул паровоз серии Л. Только с номером 2344. И вагонов в составе было три, а не два. Но людей из-за пандемии внутри немного. Поезд подошёл не к островной платформе, а к коротенькой боковой. Встречать и проводить никто из служащих его не вышел. Постояв пару минут, «лебедянка», издав гудок и выпуская пар, медленно тронулась, уводя за собой зелёные вагоны. Ещё мгновение – и поезд, обогнав два стоящих состава порожних грузовых вагонов, скрылся из вида.

Уверен, что поначалу посмотреть на этого пыхтящего красавца-гиганта, степенно заходящего на станцию и так же отходящему от неё, прибегали местные ребятишки. Теперь нет: наверное, привыкли давно.




* * *
В южной горловине станции Бологое-Полоцкое есть база запаса подвижного состава. Место достаточно мрачное и напоминает дом для престарелых. Ещё вчера бодрые локомотивы и вагоны бегали по железным дорогам страны, а сегодня вынуждены доживать свои последние дни вдали от поездной суеты и посторонних глаз.

Несмотря на кажущуюся доступность, и отсутствие глухих заборов, база охраняется. Во всяком случае, в окне служебного домика в тот день горел свет, а рядом была припаркована легковая машина.

В 1980-х годах, как сейчас помню, на этих путях стояли паровозы. Потом в разное врем сюда свозили электровозы ЧС6, ЧС200, ЧС2Т. Теперь моторвагонный подвижной состав – головные и промежуточные вагоны отечественных электричек.



Вот ДТ1-001. Первый дизель-электропоезд, построенный ещё в 2005 году в Торжке. Поступил в депо Санкт-Петербург-Балтийский. В первый свой рейс по маршруту Петербург - Псков отправился 31 мая 2009-го.

Из-за аббревиатуры ДТ1 прозвали дятлом. Строился в четырёх-, реже в трёхвагоной составности. В 2013 по причине банкротства ТорВЗ их производство было прекращено. На сегодняшний день это единственный в России подвижной состав, способный работать как от контактной сети, так и от дизельного двигателя. Больше таких поездов не выпускают.

А самый первый «дятел», исключённый из эксплуатации в 2017 году, в конце прошлого года стоял здесь. Наверное, стоит и поныне. Полностью или один головной его вагон, точно не скажу.

Первый "дятел" – ДТ1-001




ЭР2К-1026. Судя по перевёрнутому треугольнику на кабине, поезд когда-то работал на петербургском узле. Действительно, там – в том же Санкт-Петербург-Балтийском, где и первый ДТ1. Поезд окончательно списан в августе 2020 года, а головные вагоны отставлены от работы ещё в 2011-м.




Ещё один «петербуржец» – головной вагон от ЭР2Р-7039, конкретнее, ЭР2Р-703901. Также списанный и отправленный на тихую станцию Бологое-Полоцкое.

Возможно, скоро на этой базе появятся «Сапсаны», «Ласточки» и «Аллегро».

Головной вагон от ЭР2Р-7039


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация