Русские моряки пожертвовали собой, восхитив даже собственных врагов ( 3 фото )
- 17.03.2021
- 5 367
Scherl/Globallookpress
Повод для гордости
Александра Ганга
Мало кто не слышал о героизме российского крейсера "Варяг", не сдавшегося японцам и затопленного своими же моряками. Но не менее легендарным оказалось и сражение миноносца "Стерегущий". Однако ряд историков расценивает его как подвиг, которого не было. Так ли это – мифы и правда о гибели русского корабля в материале Царьграда.
Последнее задание
Русско-японская война 1904–1905 годов ознаменовалась множеством морских сражений, в которых российские моряки показали доблесть и самоотверженность, поразив и таких ранее малоизведанных противников, как жители Страны восходящего солнца. В анналы истории вошло множество героических сражений русского флота, но по сей день резонанс вызывает история миноносца "Стерегущего", чей подвиг окутан тайной.
"Стерегущий" был одним из кораблей весьма удачного проекта типа "Сокол". Заложили корабль на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а потом для достройки несколькими частями отправили по железной дороге в Порт-Артур, где в июне 1902 года он и был спущен на воду. Всего через полтора года корабля не станет, оборвутся и жизни 52 членов его экипажа, но имя "Стерегущий" станет одним из самых знаменитых в русском флоте и в мире.
Начало Русско-японской войны миноносец встретил вместе с остальными кораблями эскадры Тихоокеанского флота в Порт-Артуре. Корабль участвовал в отражении первых атак японских кораблей и патрулировал окрестные воды. 9 марта (25 февраля ст. стиля) экипаж "Стерегущего" под командованием лейтенанта Александра Сергеева получит крайне важное задание от самого командующего флотом адмирала Степана Макарова – отправиться в дальнюю разведку и найти базу японских кораблей, которые терроризируют Порт-Артур регулярными атаками.
В случае обнаружения вражеских судов их следовало атаковать, однако морякам поручалось и избегать японских эсминцев, которые в те времена называли "истребителями" миноносцев. Более крупные, они были и лучше вооружены, поэтому встреча с ними грозила неминуемой катастрофой. В паре со "Стерегущим" на задание отправился миноносец "Решительный".
Рейд оказался успешным, в ночь на 10 марта русские корабли наткнулись на отряд японских. Было принято решение об атаке, миноносцы намеревались использовать эффект неожиданности и, приблизившись в темноте к вражеским кораблям, потопить их. Однако по мере набора хода из труб "Решительного" начало вырываться пламя. Остаться незамеченными и провести внезапную атаку не получилось. Однако русские моряки не растерялись и ловко оторвались от преследователей, укрывшись в тени одного из островов. Лишь когда стало понятно, что японцы потеряли русские корабли из виду, миноносцы двинулись обратно к Порт-Артуру.
Но, как оказалось, опасность ещё не миновала. Уже на подходе к родной базе "Решительный" и "Стерегущий" наткнулись на четыре японских эсминца: "Акэбоно", "Садзанами", "Синономэ" и "Усугумо", которые возвращались после очередной атаки на русскую крепость. Вступать в бой было самоубийством. Кроме того, в случае гибели некому было бы сообщить командованию место расположения раскрытой базы японцев. Единственным решением оставалось прорываться к своим и постараться оторваться от японских эсминцев.
Но сделать это оказалось совсем непросто. Японцы буквально вцепились в "Решительного" и "Стерегущего", стремительно нагоняя и обстреливая из всех орудий. "Решительный" первым получил несколько пробоин, но они оказались не смертельны – моряки сумели задраить бреши и набрать ход. Это помогло подойти ближе к Порт-Артуру и укрыться от японцев под огнём береговых батарей.
Положение "Стерегущего" оказалось куда хуже. Зажатый меж двух японских эсминцев, он попал под шквальный огонь, а как только японцы отчаялись достать "Решительного", все четыре "истребителя" сосредоточились на одном русском миноносце. 24 крупнокалиберным пушкам японцев противостояли четыре орудия русских моряков.
Врагу не сдаётся наш гордый... "Стерегущий"?
Несмотря на такой перевес сил не в свою пользу, команда "Стерегущего" до последней возможности продолжала вести бой. На подмогу из Порт-Артура стремительно двинулись ещё два судна, в море вышел сам адмирал Макаров. Но повреждения "Стерегущего" были критическими, очередной снаряд разорвался в машинном отделении, корабль начал терять ход, превращаясь в недвижимую мишень. Однако белый флаг никто из русских моряков выбрасывать и не думал.
Смертельно раненный командир "Стерегущего" лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: "Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля".
Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Офицеры и матросы погибали один за другим. После смерти Сергеева его заменил на мостике лейтенант Николай Головизнин, затем командование принял мичман Константин Кудревич, затем инженер-механик Владимир Анастасов, но взрывом снаряда его выбросило за борт.
Больше часа моряки вели ожесточённое сражение, но вот из четырёх офицеров и 48 матросов в живых остались лишь четверо. Орудия замолчали. На воде качался разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с изрешеченными бортами и палубой, усеянной телами своих героических защитников. Японские моряки, высадившись на то, что осталось от русского миноносца, описывали катастрофическую картину.
"Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей… Положение миноносца настолько ужасное, что не поддается описанию", – отметил в своём рапорте мичман Хирата Ямазаки.
Однако оставаться без трофея японцы не планировали и приняли решение отбуксировать "Стерегущего" на базу.
Чтили Родину больше жизни
По одним данным, сделать это не позволили серьёзные повреждения корабля. По другим – четверо оставшихся в живых моряков – исполнявший обязанности боцмана минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, трюмный машинист 2-й статьи Василий Новиков и кочегары Алексей Осинин и Иван Хиринский сделали всё, чтобы затопить судно.
Первоначально, узнав о сражении, британские и американские, а затем и русские газеты сообщили, что все моряки погибли, а последние двое затопили корабль и вместе с ним пошли ко дну. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Однако четверо военных всё же смогли выжить. Подвиг сражавшихся, несмотря на безвыходное положение, русских моряков так поразил японцев, что погибшим и пленным почести воздали даже враги.
Моряков доставили в Сасебо, где они вскоре получили письмо морского министра Японии адмирала Ямамото, в котором содержались такие слова: "Вы, господа, сражались храбро за своё отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжёлый долг как моряки. Я искренне хвалю вас".
Позднее мужеству экипажа "Стерегущего" японцы отдали дань не только на словах. В честь доблестного противника уже по окончании войны, по некоторым данным, установили стелу из чёрного гранита с надписью: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".
В России подвиг моряков также оценили по достоинству. В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник "Стерегущему" – миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904–1905 годов.
Материал взят: Тут