Советская женщина глазами итальянского журналиста ( 3 фото )
- 09.03.2021
- 4 647
Когда-то уже давно, я подобрала у букиниста любопытную книгу - "Планета Россия".
Она была написана итальянским журналистом Энрико Эмануэли в 1952 году и являлась отчетом-рассказом о его годичной командировке в Москву. В те годы все с любопытством, недоверием, восхищением или неприязнью, зависело от политориентации, всматривались в СССР, пытаясь понять, что же это за такая страна, где все не так, как везде.
В Италии внимание было особо пристальным - буквально несколько лет до этого итальянские граждане выбирали свой послевоенный путь развития, и, соответственно, попутчиков.
Выбор сделали, и не в пользу коммунизма, но не все им остались довольны, и многие продолжали видеть СССР как пример для подражания, в отличие от тех, кто, наоборот, морщился от одного его упоминания.
Эмануэли не удовлетворил ни одну из сторон - заметки его бесстрастны, как и положено писать стороннему наблюдателю. В них отдается должное положительным моментам, критикуются отрицательные, и вырисовывается любопытная, хоть и противоречивая картина тогдашней советской жизни.
Как обычно, наверняка наобещала кому-нибудь перевести и выложить хотя бы самое интересное, но, как всегда, слово не сдержала.
Сегодня, в честь праздника, размещу кое-какие выжимки из главы, частично посвященной советским женщинам. Показались любопытными наблюдения автора и, как по мне, дали ответ на вопрос, почему западная феминистка негодовала, когда ей оплачивали кофе, а советская женщина, будучи большим начальником, могла быть пленена чарами галантного слесаря.
Кому интересно, под катом - лонгрид.
"Официальная пропаганда рисует образ советского человека в несколько хмурых тонах.
Женщины тут, например, всегда "героини" каких-то важных кампаний, а когда влюбляются в мужчину, то исключительно за его политическую красоту. Они всегда врачи, инженеры, трактористки, судьи, председатели колхозов или каких-нибудь Советов.
С другой стороны, это и есть отражение их реальной жизни, как и желание продемонстрировать, что женщины имеют доступ к должностям и успеху наравне с мужчинами.
Их сестры первых, революционных лет, в сегодняшнем обществе чувствовали бы себя неуютно - они были бы сбиты с толку, не поняты и наверняка ловили бы на себе недобрые взгляды.
Этим несчастным пришлось пожертвовать многим - они отказались от собственной женственности, и заплатили высокую, но бесполезную цену за странные и жестокие идеи, со временем сметенные прочь здравым смыслом, политической необходимостью, либо же теми остатками вечной морали, что не несет ни социалистического, ни капиталистического ярлыка.
Если еще недавно женщина была готова пожертвовать своей гордостью и грудью стоять за свободную любовь, теперь же ее посетило подсознательное желание взять реванш, да так, что некоторые иностранные наблюдатели заговорили о возрождении матриархата.
Признаки общества и его доминирующая форма мышления находят неизменное отражение в женщинах.
Мне пришлось уезжать из Москвы на несколько недель, которые я провел, путешествуя по одной области, знаменитой своими цветами. Для большей ясности замечу, что в столице цветы - редкость, такая, что на некоторых прилавках в центре я видел, как продавали роскошные букеты...цветов бумажных.
По возвращении я должен был встретиться по рабочим вопросам с одной женщиной. При встрече я сразу заметил, что она чем-то разочарована.
Позже я узнал, что мое впечатление оказалось верным. Причина ее разочарования была такова: она знала, что я вернулся из края, знаменитого своими цветами и ждала, что приду на встречу с букетом.
" Теперь так принято", - сказала она мне с грустью. Эта моя забывчивость еще раз продемонстрировала, насколько искажен образ советской женщины неудачной риторикой некоторых пропагандистов.
Из некоторые эпизодов, хаотично всплывающих в моей памяти, можно увидеть, как вновь возвращаются в здешнюю жизнь некоторые обычаи, требующие чувствительности, непроизвольного или, напротив, намеренного внимания.
Все это происходит параллельно другим, более общим и глубоким явлениям, и вызывает большой интерес, поскольку характеризует как бы новую расстановку сил в советской жизни.
Эта жизнь гордится тем, что уничтожила организованную и профессиональную проституцию, хотя последняя вновь возникла не недолгое время в послевоенный период, когда, по причине войны, огромные массы людей оказались раскиданными по стране и многие семьи разлучены. (...)
Другой повод для гордости - советский строй освободил женщину от многочисленных предрассудков, например, от чувства вины при рождении внебрачного ребенка. От убеждения, что женщины могут работать только руками - и которое в других странах не дает ей доступ к ответственным постам. От обидных и странных слов, которыми всегда награждали незамужних.
В первые послереволюционные годы существовало убеждение, что "новый" женский характер должен будет формироваться вне известных схем - в нем не будет места тщеславию и сентиментальности, а старые правила игры, по которым женщине отводится одна роль, добычи, а мужчине - другая, завоевателя, будут упразднены. Мечты эти были утопические и амбициозные, и теперь это признали.
Сегодня советская женщина, похоже, сделала для себя старые как мир открытия.
Достигнув равноправия с мужчиной в сфере прав и обязанностей благодаря социальной организации общества, в котором она живет, получив возможность экономической независимости - а это первая причина исчезнования профессиональной проституции, освободившись от многих предрассудков, теперь она хочет вернуть назад все то многое, от которого, казалось бы, уже отказалась насовсем.
Основываясь на своих впечатлениях, могу сказать, что, если советская жизнь в этот период достигла некоторой подвижности и гибкости отношений, это случилось именно благодаря тем заново расцветшим женским качествам, в которых мы, например, не видим ничего особенного, настолько они традиционны.
Чем выше поднимаешься вверх по экономической лестнице и узнаешь людей, которые, благодаря своему положению или заслугам имеют возможность жить в достатке, тем более явным становится проявление этих женских черт и их признание мужчинами.
Порой я возвращаюсь домой в компании дамы из такой вот категории "благополучных".
В эти жаркие дни я часто останавливаюсь у продавцов газированной воды, чтобы утолить жажду.
Не раз я предлагал воду и даме, но она пунктуально отказывалась. Сначала я не придавал этому факту значения, но со временем стал чувствовать с ее стороны некоторое неодобрение. Пытаясь догадаться, в чем дело, я поинтересовался, позволила бы она своему мужу оставлять ее в ожидании на тротуаре те несколько секунд, что требовались мне, чтоб выпить стакан газировки. Она ответила мне поспешливо "Нет бы, не позволила".
Таково было проявление нового снобизма, противоположного тому, что демонстрируют наши дамы.
Эта советская женщина была счастлива дать такой ответ, она словно декларировала свое право на почтительность, уважение, заботу, учтивость, все обязательства, которые она налагала на мужчину со свежестью неофита, недавно их для себя их открывшего.(...)
Сегодняшний образ женщины куда лучше любого экономического исследования отражает более простой ритм советской жизни и то постепенно растущее благосостояние, что подталкивает людей к заботам, которые несколько лет назад могли быть пренебрежительно заклеймены как "западные"..."
Она была написана итальянским журналистом Энрико Эмануэли в 1952 году и являлась отчетом-рассказом о его годичной командировке в Москву. В те годы все с любопытством, недоверием, восхищением или неприязнью, зависело от политориентации, всматривались в СССР, пытаясь понять, что же это за такая страна, где все не так, как везде.
В Италии внимание было особо пристальным - буквально несколько лет до этого итальянские граждане выбирали свой послевоенный путь развития, и, соответственно, попутчиков.
Выбор сделали, и не в пользу коммунизма, но не все им остались довольны, и многие продолжали видеть СССР как пример для подражания, в отличие от тех, кто, наоборот, морщился от одного его упоминания.
Эмануэли не удовлетворил ни одну из сторон - заметки его бесстрастны, как и положено писать стороннему наблюдателю. В них отдается должное положительным моментам, критикуются отрицательные, и вырисовывается любопытная, хоть и противоречивая картина тогдашней советской жизни.
Как обычно, наверняка наобещала кому-нибудь перевести и выложить хотя бы самое интересное, но, как всегда, слово не сдержала.
Сегодня, в честь праздника, размещу кое-какие выжимки из главы, частично посвященной советским женщинам. Показались любопытными наблюдения автора и, как по мне, дали ответ на вопрос, почему западная феминистка негодовала, когда ей оплачивали кофе, а советская женщина, будучи большим начальником, могла быть пленена чарами галантного слесаря.
Кому интересно, под катом - лонгрид.
"Официальная пропаганда рисует образ советского человека в несколько хмурых тонах.
Женщины тут, например, всегда "героини" каких-то важных кампаний, а когда влюбляются в мужчину, то исключительно за его политическую красоту. Они всегда врачи, инженеры, трактористки, судьи, председатели колхозов или каких-нибудь Советов.
С другой стороны, это и есть отражение их реальной жизни, как и желание продемонстрировать, что женщины имеют доступ к должностям и успеху наравне с мужчинами.
Их сестры первых, революционных лет, в сегодняшнем обществе чувствовали бы себя неуютно - они были бы сбиты с толку, не поняты и наверняка ловили бы на себе недобрые взгляды.
Этим несчастным пришлось пожертвовать многим - они отказались от собственной женственности, и заплатили высокую, но бесполезную цену за странные и жестокие идеи, со временем сметенные прочь здравым смыслом, политической необходимостью, либо же теми остатками вечной морали, что не несет ни социалистического, ни капиталистического ярлыка.
Если еще недавно женщина была готова пожертвовать своей гордостью и грудью стоять за свободную любовь, теперь же ее посетило подсознательное желание взять реванш, да так, что некоторые иностранные наблюдатели заговорили о возрождении матриархата.
Признаки общества и его доминирующая форма мышления находят неизменное отражение в женщинах.
Мне пришлось уезжать из Москвы на несколько недель, которые я провел, путешествуя по одной области, знаменитой своими цветами. Для большей ясности замечу, что в столице цветы - редкость, такая, что на некоторых прилавках в центре я видел, как продавали роскошные букеты...цветов бумажных.
По возвращении я должен был встретиться по рабочим вопросам с одной женщиной. При встрече я сразу заметил, что она чем-то разочарована.
Позже я узнал, что мое впечатление оказалось верным. Причина ее разочарования была такова: она знала, что я вернулся из края, знаменитого своими цветами и ждала, что приду на встречу с букетом.
" Теперь так принято", - сказала она мне с грустью. Эта моя забывчивость еще раз продемонстрировала, насколько искажен образ советской женщины неудачной риторикой некоторых пропагандистов.
Из некоторые эпизодов, хаотично всплывающих в моей памяти, можно увидеть, как вновь возвращаются в здешнюю жизнь некоторые обычаи, требующие чувствительности, непроизвольного или, напротив, намеренного внимания.
Все это происходит параллельно другим, более общим и глубоким явлениям, и вызывает большой интерес, поскольку характеризует как бы новую расстановку сил в советской жизни.
Эта жизнь гордится тем, что уничтожила организованную и профессиональную проституцию, хотя последняя вновь возникла не недолгое время в послевоенный период, когда, по причине войны, огромные массы людей оказались раскиданными по стране и многие семьи разлучены. (...)
Другой повод для гордости - советский строй освободил женщину от многочисленных предрассудков, например, от чувства вины при рождении внебрачного ребенка. От убеждения, что женщины могут работать только руками - и которое в других странах не дает ей доступ к ответственным постам. От обидных и странных слов, которыми всегда награждали незамужних.
В первые послереволюционные годы существовало убеждение, что "новый" женский характер должен будет формироваться вне известных схем - в нем не будет места тщеславию и сентиментальности, а старые правила игры, по которым женщине отводится одна роль, добычи, а мужчине - другая, завоевателя, будут упразднены. Мечты эти были утопические и амбициозные, и теперь это признали.
Сегодня советская женщина, похоже, сделала для себя старые как мир открытия.
Достигнув равноправия с мужчиной в сфере прав и обязанностей благодаря социальной организации общества, в котором она живет, получив возможность экономической независимости - а это первая причина исчезнования профессиональной проституции, освободившись от многих предрассудков, теперь она хочет вернуть назад все то многое, от которого, казалось бы, уже отказалась насовсем.
Основываясь на своих впечатлениях, могу сказать, что, если советская жизнь в этот период достигла некоторой подвижности и гибкости отношений, это случилось именно благодаря тем заново расцветшим женским качествам, в которых мы, например, не видим ничего особенного, настолько они традиционны.
Чем выше поднимаешься вверх по экономической лестнице и узнаешь людей, которые, благодаря своему положению или заслугам имеют возможность жить в достатке, тем более явным становится проявление этих женских черт и их признание мужчинами.
Порой я возвращаюсь домой в компании дамы из такой вот категории "благополучных".
В эти жаркие дни я часто останавливаюсь у продавцов газированной воды, чтобы утолить жажду.
Не раз я предлагал воду и даме, но она пунктуально отказывалась. Сначала я не придавал этому факту значения, но со временем стал чувствовать с ее стороны некоторое неодобрение. Пытаясь догадаться, в чем дело, я поинтересовался, позволила бы она своему мужу оставлять ее в ожидании на тротуаре те несколько секунд, что требовались мне, чтоб выпить стакан газировки. Она ответила мне поспешливо "Нет бы, не позволила".
Таково было проявление нового снобизма, противоположного тому, что демонстрируют наши дамы.
Эта советская женщина была счастлива дать такой ответ, она словно декларировала свое право на почтительность, уважение, заботу, учтивость, все обязательства, которые она налагала на мужчину со свежестью неофита, недавно их для себя их открывшего.(...)
Сегодняшний образ женщины куда лучше любого экономического исследования отражает более простой ритм советской жизни и то постепенно растущее благосостояние, что подталкивает людей к заботам, которые несколько лет назад могли быть пренебрежительно заклеймены как "западные"..."
Материал взят: Тут