Как кумир советских зрителей свернул не туда: путь актёра Талашко из героев в бандеровцы ( 2 фото + 2 видео )
- 09.03.2021
- 4 853
Володя Окунев в «Как закалялась сталь», старший лейтенант Скворцов в легендарной картине «В бой идут одни “старики”», Нэд Ленд в «Капитане Немо», милиционер Басаргин в «Рожденной революцией». Роли Владимир Талашко всегда играл героические. Собственно, он и мечтал с детства стать героем. 6 марта актёр отмечает 75-летие.
Отца почти не знал
Известный актёр уверен: если ты рожден в окружении музыки Моцарта, то станешь музыкантом. При этом сам он появился на свет на Донбассе, в городке Макеевке. Отец артиста работал шахтёром — он погиб под завалом, когда Володе было 9. Дед-шахтёр тоже рано ушёл из жизни — и тоже завалило в шахте.
«Шахтеры — это мужественные люди. Герои, — рассказывал Талашко в одной из телепередач. — Когда опускаешься под землю на полторы тысячи метров на глубину — страшно. В наших местах говорили: шахтер в шахту спускается, с белым светом прощается».
Одним из страшных воспоминаний его детства остались ночные подъемы: «Ночью в 2 часа ревёт гудок. Мама хватает тебя, сонного, надевает на тебя пальто и тащит к шахте. Рядом бегут брат, бабушка, другие женщины. Все в панике, никто ещё не знает, кто погиб в этот раз. Подбегаем к шахте, оттуда достают раненых или убиенных шахтёров. Женщина всегда дрожит за мужа-шахтёра, он каждый день может погибнуть на таком трудном производстве».
«Капитан Немо», 1975 г. Фото: Кадр из фильма
Владимир изначально тоже пошёл по отцовским и дедовским стопам: «Я учился в горном институте, спускался в шахту». Но потом его, участника художественный самодеятельности, заметил режиссёр театра. Так он неожиданно попал в труппу Донецкого музыкально-драматического театра имени Артёма.
После армии, несмотря на возражения мамы и всех донецких родственников — «не профессия это для мужика», — Талашко поступил в Киевский театральный институт имени И. К. Карпенко-Карого. А вот брат его Александр Дмитриевич Талашко стал горным мастером в шахте «Северной» в «Макеевуголь».
Впрочем, для Талашко ни о каком отступлении от своей мечты — стать героем — речи не велось.
«Актёром я стал, потому что хотел быть пожарником, разведчиком, летчиком. Мне с детства хотелось ловить шпионов, летать на самолете. Мне повезло — с моей профессией удалось объединить всё в одном».
Трюки выполнял тайком
Сложные сцены в своих фильмах Талашко всегда выполнял сам. «Сегодня за такие трюки платят — это риск однозначный, небезопасно для жизни, — рассказывал артист. — Поэтому есть определённая профессия.
Мною же двигало желание показать, что артист должен уметь всё делать. На самом деле это было под запретом, поэтому трюки я выполнял втайне от кинематографического начальства».
Съемки в картине «Как закалялась сталь» для артиста закончились больницей — прыгнув с высоты 6 метров, он пролежал 3 месяца в гипсе. Для того чтобы достоверно сыграть в картине «В бой идут одни старики», учился в аэроклубе — делали виражи.
«У меня до сих пор много друзей-вертолетчиков, — говорит Талашко. — И сейчас, пользуясь случаем и знакомством, стараюсь сесть за штурвал. Мне бы хотелось каждый день летать».
В фильме «Пароль знали двое» Талашко спускался с высоты метров 10 на тросе. «Мне хотелось доказать, что мне по силам такое проделать, — делился Владимир Дмитриевич в телевизионном интервью.
— Так что актёр тоже такой судьбы — «шахтерской», опасной. Только жена артиста дрожит не только за его жизнь и здоровье, но и за нравственность и ещё много за что».
О личной жизни артиста известно мало. Его жена Лина — химик, у них есть дочь Богдана. Впрочем, сам Владимир Дмитриевич в беседе с Юлией Меньшовой сказал: «Разведён? Кто вам такое сказал?»
«Неправда, что на войне не страшно»
В 1974 году после выхода в свет ленты «В бой идут одни “старики”» Талашко в одночасье стал знаменитостью — фильм собрал в прокате 44,3 млн кинозрителей. Артист стал мечтой миллионов советских женщин, ему пачками приходили письма.
Впрочем, яркие персонажи полюбились всем от мала до велика, фразы героев сразу разошлись на цитаты. Одна из них — «Будем жить!», произнесенная старшим лейтенантом Сергеем Скворцовым, которого сыграл Талашко.
Эту роль артист называет самой значимой в своей жизни. «Прочитав сценарий, я сразу понял, кого хочу играть, — рассказывал в интервью Владимир Дмитриевич. — Я этого героя сразу полюбил. Неправда, что на войне не страшно. Нет, героями не рождаются, ими становятся. Быков специально выбирал актёра рваного, страстного.
Потому что в картине «Как закалялась сталь» я сыграл человека, который рвет комсомольский билет, бросает то дело, которое строил со своими друзьями. А потом возвращается и говорит три слова: «Убейте или примите». Знаменитую песню в фильме «В бой идут одни “старики”» я пел сам. Быков подбирал людей, которые были созвучны теме людей надежды, верности».
Всенародную любовь к этой военной ленте Талашко объяснял так: «Есть правда о войне газетная, книжная. А в этом фильме есть дым войны. У Быкова в картине были пять человек, которые воевали. И некоторые не сидели в «запасниках», а по-настоящему бились на фронте: разведчик Алексей Макарович Смирнов (механик Макарыч), один из авторов сценария — Евгений Фёдорович Оноприенко был артиллеристом.
Сам Лёня Быков, который приписал себе год, чтобы поступить в летное училище и воевать. Оператор-постановщик Владимир Григорьевич Войтенко и художник-постановщик Георгий Прокопец — тоже фронтовики».
«Быкову предлагали снимать вторую часть картины «В бой идут одни “старики”», — вспоминал Талашко. — Но он говорил: как я буду снимать, если у меня нет «Кузнечика», нет «Джульетты», нет капитана Зои? Даже уже была придумана легенда, что мой герой Скворцов не разбился, а попал в концлагерь и бежал.
Но потом честность и порядочность Леонида Фёдоровича не позволили ему снимать продолжение — он понимал, что этой темой спекулировать нельзя. Быков был особенный человек. Невероятной порядочности, скромности. Даже болезненной, я бы сказал. Он в 50 лет краснел. Умел краснеть в таком возрасте!»
По признанию Талашко, у него было огромное желание сниматься в следующей ленте Быкова «Аты-баты, шли солдаты…»: «Из разговоров знаю, что были предпосылки, что я буду там играть. Но так получилось, что я снимался в картине «Капитан Немо» на Одесской киностудии». По признанию артиста, «режиссер там был очень непунктуальный». А для Быкова соблюдение графика съемок было принципиальным:
«Леонид Фёдорович очень переживал, если актёр появлялся не вовремя. Опоздание на съемку для Быкова — это была сердечная рана. Я однажды такую минуту пережил. И сказал: „Я больше никогда не подведу Леонида Фёдоровича“. Я понимал, что с Черного моря, где проходили съемки „Немо“, я не доеду ко времени на „Аты-баты, шли солдаты…“»
Делом многих лет жизни для Талашко стал созданный им «Фонд Леонида Быкова», который помогал социально незащищенным пожилым актёрам.
«Скворцов» выбирает сторону карателей
Но ранее так любимый народом образ актера Талашко в последние годы как минимум померк, а для кого-то и вовсе стал образцом измены идеалам своего же прошлого. После начала гражданской войны на Донбассе Талашко начал демонстративно поддерживать украинские карательные батальоны. Ни для кого не секрет, что существенную часть их личного состава составляют люди с нацистскими взглядами.
Но Талашко помогает им и гастролями, и деньгами. Заработанными в том числе на эксплуатации сыгранной почти 50 лет назад роли. В фильме, в котором интернациональная Красная Армия защищала от нацистов свою страну. Теперь же нацисты актеру гораздо ближе.
Он даже снялся в ролике, в котором дед в его исполнении «благословляет» внука отправиться на войну на Донбасс. Конечно, в «зоне АТО» на Украине большинство солдат являются простыми военнослужащими, но не замечать, что самые идейные из них подчас носят свастики, невозможно.
Приветствуя отделение Украины от СССР в начале девяностых, Талашко считает это путем к свободе. Но вот желание людей на Донбассе отделиться от Украины (или хотя бы получить в ней расширенные права) — это, разумеется, другое.
Правда, борьба «за все хорошее» для большинства актеров становится просто борьбой за деньги. Вот и Талашко уже после того, как на Донбассе началась гражданская война, ничуть не сомневаясь, ездил в Россию, участвовал во «встречах с артистами».
Ведь великий фильм «В бой идут одни „старики“» до сих пор любим людьми бывшего СССР. А что сейчас делают актеры, воплотившие созданные Быковым образы, — дело второе. Ведь деньги, как известно, не пахнут.
Ольга Шаблинская
Материал взят: Тут