Вызываем огонь на себя: "Русские оборванцы" своей дерзостью сломили боевиков ( 2 фото )

Это интересно

Александра Ганга

Русским офицерам угрожали, их уговаривали, пытались подкупить. "Катком" проезжали по позициям, забрасывая всё новых и новых бандитов, но сломить наших ребят не удалось. Своей дерзостью "русские оборванцы" поразили и сломили боевиков. Стало ясно, что известное "вызываю огонь на себя" – это не штамп из кино, а реальность. "Первый русский" в спецпроекте "Повод для гордости" рассказывает очередную историю о воинской доблести.

21 год назад в Шатойском районе Чечни 90 российских десантников остановили 2500 боевиков. Бой 6-й роты вошёл в историю России как один из самых трагических и героических. Командующий обороной 776-й высоты подполковник Марк Евтюхин стал тем, кто позволил спастись шестерым бойцам, но последним его приказом стал "Вызываю огонь на себя".

Запоздалый приказ

В 2000 году в самом разгаре была вторая чеченская война. К февралю российские войска окончательно разбили террористов в Грозном, а в конце месяца выбили их из Шатойского района. Оставшиеся разрозненные группы разделились и двинулись в сторону Дагестана, где планировали осесть и устроить диверсию.

Предполагалось, что разбитые в Шатое боевики попытаются прорваться маленькими и уже деморализованными группами, поэтому остановить их не составит труда.

Однако террористы, наоборот, собрали все оставшиеся силы в кулак и сбились в две крупные группировки – одна во главе с Русланом Гелаевым (около 800 человек) направилась в село Комсомольское, а другая (более 2,5 тыс. человек) во главе с Хаттабом и Шамилем Басаевым двинулась в Аргунское ущелье, через Улус-Керт. Но на их пути был высокий перевал, который обойти не представлялось возможным, так как русла двух окружающих его рек во многих местах были заминированы.

26 февраля подразделениям ВДВ была поставлена задача – к 29 февраля занять три высоты к юго-востоку от Улус-Керта и не допустить прорыва боевиков.

Основную высоту 705,6 Исты-Корд должна была занять 6-я рота 104-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии под командованием Сергея Молодова. Однако приказ военные получили только 28 февраля. И эта задержка во многом стала роковой. Десантникам предстояло за день пройти 14,5 км пешком через горные леса. Провести там танки или БТР было невозможно, десантироваться с вертолётов – также. Военные несли на себе всё необходимое для обустройства базового зимнего лагеря, даже печки-буржуйки. Из-за этого рота не смогла взять с собой достаточное для длительной обороны вооружение.


Трудность была и в том, что Молодов возглавил роту всего за пару дней до операции, и бойцы ещё не успели притереться друг к другу. Однако не бросил в беде товарищей командир 2-го батальона Марк Евтюхин, он отправился на смертельное задание вместе с бойцами.

"Комбат принял бой"

Евтюхин родился в семье военного и с суровой жизнью семьи офицера был знаком с самого детства. Однако желание защищать Родину у него от этого не исчезло. После школы молодой человек решил поступать в Рязанское высшее командное училище воздушно-десантных войск, которое закончил в звании лейтенанта.

Примечательно, что по стопам родных пошёл и младший брат – Игорь Евтюхин. Он стал ещё одним защитником страны и был отправлен на Кавказ в разгар первой чеченской. Спустя некоторое время семья получила похоронку на Игоря, что сильно ударило по здоровью отца семейства – у Николая Васильевича случился инфаркт. Позднее выяснилось, что извещения перепутали в самолёте, когда Игорь уступил своё место тяжелораненому бойцу.

Марк же за военную карьеру успел побывать во множестве горячих точек, пройдя службу в Киргизии, Боснии, Афганистане, затем и в Чечне.

Как рассказывали родные и знакомые, Марк Евтюхин с детства отличался честностью, смелостью и верностью. Например, через всю жизнь он пронёс свою первую любовь. Встретив девочку Лилю ещё на школьной скамье в 4-м классе, Марк не изменил своим чувствам, и именно она стала его супругой.

Не отступился от принципов Евтюхин и в Чечне, несмотря на превосходящие силы противника и уговоры сдаться. К 16:00 28 февраля, когда до Исты-Корда оставалось около 4 км, разведгруппа 6-й роты вышла на отряд боевиков.

Десантники забросали дозор гранатами, не подозревая, что на помощь своим подоспеют более двух тысяч террористов. Но отступать никто и не думал. Было принято единственное решение – 90 русских десантников преградили боевикам путь на высоте 776,0.

Помощь российской артиллерии оказалась не так значительна, так как орудия работали на пределе дальности. Однако боевики, прекрасно знавшие о положении дел десантников, всё же начали переговоры.

"Нас 2500, с нами наш эмир Хаттаб", – прозвучало в радиоэфире.

Российским бойцам предложили сдаться. Но, как говорится, – русские не сдаются. Это знали и боевики. Поэтому поступило следующее предложение: если сложить оружие для русских оскорбительно, то можно просто дать пройти ущелье. И оно могло бы показаться заманчивым, учитывая, что ждать подмоги в скором времени не приходилось, но никто не отступил.

Как позже расскажет на тот момент министр обороны России Игорь Сергеев, "бандиты предлагали немалые деньги, чтоб их пропустили, но десантники на сделку не пошли – комбат и его бойцы приняли бой". Он сообщил, что на помощь роте были направлены дополнительные силы, но подойти к 776-й высоте из-за "кинжального огня боевиков не могли".

из 90

Первая атака боевиков была отбита. Бандиты подтянули миномёты и начали обстрел высоты. После этого снова и снова шли в атаку. Потери росли с обеих сторон, численное преимущество террористов давало о себе знать. Смертельное ранение получил Молодов, и Евтюхин взял полное командование обороной на себя.

Из всех подразделений, пытавшихся прорваться к 6-й роте, это удалось лишь 15 десантникам 4-й роты во главе с заместителем комбата майором Александром Доставаловым. Бойцы пришли на помощь героически державшимся товарищам в нарушение приказа, за что потом Доставалову "кабинетные боссы" даже предложат не присваивать "Золотую звезду" Героя России. Десантники 4-й роты прибыли на высоту в ночь на 1 марта. Их появление позволило продержаться ещё два часа. К утру в живых осталось лишь шесть человек.

Евтюхин к тому моменту получил несколько пулевых ранений, но несмотря на это сумел организовать отход разведывательной группы к опорному пункту, а затем вместе с раненным артиллерийским корректировщиком капитаном Виктором Романовым в самый критичный момент вызвал огонь на себя.

Как позднее рассказывала супруга Марка Евтюхина, в тот день она проснулась от боли в сердце. Она вскочила и забежала к матери со словами "Марк погибает!.."

Из 90 десантников погибли 84, включая всех офицеров. Общие потери группировки Хаттаба оцениваются в 400-500 убитых боевиков. Даже пропагандистские интернет-ресурсы боевиков, занижая данные о своих потерях, потом признавали – русские проявили мужество и стойкость. Бой за высоту 776 показал главное – несмотря на разруху и трудности 1990-х годов, дух русской армии был жив. Для боевиков, желавших подкупить, убить, уничтожить, наши ребята были лишь "русскими оборванцами". Следовало сразу понять, что перед ними настоящие офицеры.

Кстати, как рассказывали затем офицеры федеральной группировки, после боя под Улус-Кертом из бандформирований начался отток боевиков. Это ли не доказательство того, что русская воинская доблесть встряхнула даже бесчестных бандитов?


Мемориал погибшим в Чечне военным. Фото: MOD Russia/Globallookpress

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация