Морская пехота осталась без флота ( 2 фото )
- 04.03.2021
- 4 524
Морпехам неожиданно поменяли флаг и эмблему, осталось только убрать девиз «Где мы — там победа!»
Виктор Сокирко
Материал комментируют:
Васильченко Игорь
Владимир Комоедов
Михаил Панкратов
Слов из песни не выбросишь? Ну, не скажите. Вот ещё недавно в гимне морской пехоты России звучало: «Шагает пехота, и твёрд её шаг. И реет над нами Андреевский флаг». Сразу понятно, что это поёт не «царица полей» — пехота Сухопутных войск, не крылатая пехота ВДВ, а именно морпехи, которые накрепко связаны с ВМФ. Сейчас Минобороны достаточно неожиданно для многих утвердило новый флаг и эмблему морской пехоты, которые теперь заметно отличаются от предыдущих символов. Самое главное — именно Андреевский флаг с перекрещенными полосами синего цвета заменили на чёрно-красные. На манер Георгиевского креста.
Человеку, не посвященному, подобные преобразования по большому счёту фиолетовы. Ну, придумали новый флаг для морских пехотинцев, и что с того? Мол, Минобороны просто стандартизировало и привело к единообразию все флаги видов, родов войск и служб, попал под них и флаг морской пехоты. В армии ведь главное, чтобы не безобразно, а однообразно, чтобы никакой «махновщины» и малиновых галифе. Теперь, как сообщает Минобороны, в основе современного флага лежит не Андреевский флаг, а Георгиевский — тоже белого цвета полотнище с перекрестьем полос чёрного цвета с тремя красными полосами — две по бокам и одна посередине. Утверждается, что эти цвета символизируют исключительную принадлежность морской пехоты к флоту, которая носит чёрную форму, и в то же время к «сухопутчикам» с просветами на погонах красного цвета. К слову, у флотских офицеров они жёлтого цвета.
Сохранился в символике морской пехоты лишь якорь на флаге и эмблеме — как символ принадлежности этих солдат как к морю, так и к суше, некое связующее звено между водой и землёй, где они себя чувствуют одинаково уверенно. Правда, якорь в центре флага остался без привычного обрамления, а на его фоне появился новый символ — гренада (граната) времен ХVIII века, которым были вооружены гренадеры, к флоту, к слову, принадлежности не имевшие.
На фото: новый флаг и эмблема морской пехоты России (Фото: mil.ru/Минобороны РФ)
Если уж говорить об истории этого рода войск, то в России она началась ещё во второй половине ХVII века, когда в составе экипажей кораблей флотилии, созданной указом Ивана Грозного, появились команды «морских стрельцов». Из известного — в 1669 году первый русский военный парусный корабль «Орёл» имел подобную команду в составе 35 человек, предназначенных для абордажных действий и несения караульной службы. Уже во время Азовских походов был создан Морской регимент, в который набрали наиболее способных солдат и офицеров Преображенского и Семёновского полков. 16 ноября 1705 года (27 ноября по новому стилю) царь Пётр I (императором Всероссийским он стал с 1721 года) издал указ о формировании морского полка. Этот день и стал днём рождения морской пехоты России. Уже в нынешней Российской Федерации официальный День морской пехоты был установлен приказом главкома ВМФ в 1995 году.
Морская пехота, «морские солдаты», отметилась доблестью и отвагой в сражениях при Синопской бухте, Гангуте и Чесме (их символизируют три полоски на матросском гюйсе), при штурме Измаила и Корфу, при обороне Порт-Артура и Севастополя. В годы Великой Отечественной войны морские пехотинцы, а это были большей частью снятые с кораблей матросы, наводили ужас на немцев и их союзников — в атаку они шли в тельняшках и бескозырках, ленточки которых закусывали зубами. Враги прозвали их «чёрной смертью». Доблестью пропитана и современная служба морских пехотинцев, здесь можно вспомнить участие 61-й отдельной Киркенесской бригады морской пехоты в Чеченских войнах. Андреевский флаг с якорем в центре гордо реял и над Грозным, и над Аргунским ущельем.
Само сочетание двух слов «морская» и «пехота» внесло особые условия службы этого рода войск, в том числе флага, символики, формы одежды и даже воинских званий. И если у морпехов рядовой — это матрос, то сержант это не старшина первой статьи, а именно сержант, есть звание мичман, а вот уже у офицеров звания соответствуют армейским, без всяких капитан-лейтенантов и капитанов 1-го ранга. В форме с флотом их роднит морская тельняшка и гюйс при парадной форме, у офицеров были и морские кители, но основное отличие — берет чёрного цвета и чёрного же цвета китель или куртка. В последнее время полевая форма морской пехоты заменена на камуфлированную, но неизменными остались тельняшка и шеврон с якорем.
Нет в России и специализированных военных училищ, где обучают будущих офицеров морской пехоты. «Кузнецей кадров» можно считать Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище (г.Благовещенск), и Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург), где существует специальный курс «применение подразделений артиллерии морской пехоты». Много выходцев и из Рязанского высшего военного десантного командного училища — десантная подготовка в морской пехоте является составляющей дисциплиной. Существует также объединенный учебный центр ВМФ России с филиалами в Санкт-Петербурге, Севастополе, Северодвинске и Владивостоке, где готовят младших специалистов. Попасть в этот род войск может и любой другой выпускник военного училища согласно воинскому профилю, в том числе из вузов ВМФ.
Сегодня морская пехота включает в себя 336-ю бригаду в составе Балтийского флота, 61-я - на Северном флоте, 810-я - на Черноморском, 40-я и 155-я бригады входят в состав Тихоокеанского флота, в Каспийской флотилии имеется 177-й полк морской пехоты, который планируют развернуть до бригады. Численность «чёрных беретов» составляет около 35 тысяч человек, а на вооружении есть даже танки, так что здесь востребованы разные воинские специалисты. Попав служить в морскую пехоту, офицеры перестают считать себя «сухопутчиками» и гордятся принадлежностью именно к своему роду войск, особенность которых подчёркивается в том числе формой, знаками различий и, естественно, особенным флагом, который показывает их связь с флотом.
Теперь этот флаг поменяли. Можно сказать, украли. По крайней мере так считают сами морские пехотинцы — как действующие, так и отставные. Первым «открывать рот» запрещено уставом и велено радоваться нововведениям — новые флаги оперативно разослали во все части и соединения морской пехоты. Вторые более откровенны в своих мнениях и они свидетельствуют о том, что «чёрные береты» таким переменам не особо рады.
— Это отход от давних традиций морской пехоты, это всё равно, что заменить историческое знамя Победы, которое выносят на Красную площадь, — говорит Игорь Васильченко, который ведёт военно-патриотический кадетский класс морских пехотинцев в московской Капотне. — Здесь хвалебных слов по такому решению мало — их просто нет. У морской пехоты всегда была неразрывной связь именно с Военно-морским флотом, и флаг был соответствующим, что в советском бело-голубом, где к звезде и серпу с молотом добавлялся якорь, что в Андреевском флаге с эмблемой морской пехоты. Сейчас, что-то совсем непонятное с этим чёрным георгиевским крестом. Ладно, у армии небесный покровитель Георгий Победоносец, у морской пехоты — святой благоверный князь Александр Невский, но и он на новом флаге не отмечен. Да и с гранатой на эмблеме не совсем понятно.
— Всё равно как серпом… Вот взяли и лишили одного из главных символов морской пехоты, — говорит администратор сайта Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун» Михаил Панкратов из Самары. — Осталось только наш девиз «Где мы — там победа» отобрать. Или ещё десантников лишить эмблемы крылатой пехоты и девиза «Никто, кроме нас!». При этом никто о таких преобразованиях не слышал, никто ни с кем не советовался, тема даже не обсуждалась, просто поставили перед фактом. Кто это придумал, вообще не понятно. Разговаривал с мужиками, которые ещё служат — они вообще в шоке.
Адмирал Владимир Комоедов, который на флоте прослужил с 1972 по 2004 год и завершил службу в должности командующего Черноморским флотом, тоже был ошарашен подобной новостью. В разговоре с «СП» от комментариев он отказался по причине ещё до конца неосознанной темы, при этом заметил, что полностью солидарен с морскими пехотинцами, которых возмутил сам факт смены Андреевского флага. «Морские пехотинцы всегда были гордостью флота и их отличали помимо прочего их особая форма и флаг», — отметил адмирал.
…Из личного. У меня на даче поднят флаг ВДВ в память о службе в 106-й и 103-й десантных дивизиях. Не только 2 августа — круглогодично. Признаюсь, сделал это лет пять назад по примеру соседа, бывшего командира атомной подводной лодки, капитана 1 ранга в отставке, у которого на флагштоке развевается Андреевский флаг (раз в году, на день ВМФ он поднимает флаг советского военно-морского флота). В посёлке так и указывают дорогу приезжим: «Пройдёте флаг ВДВ, потом Андреевский и дальше направо к каналу имени Москвы выйдете». Флаги — наш символ, понятно, что их не изменишь у «отставных вояк», а вот за морскую пехоту, у которой есть ещё один девиз: «Брат за брата, такое за основу взято», обидно. Брат-братишка-морячок…
Здесь можно вспомнить и историю с решением изымать кортики у морских офицеров при увольнении в запас, которое было принято в 2013 году. Многие отставники, чтобы их сохранить, писали заявления о пропаже, попадали под суд. Тема с изъятием кортиков у выходящих в запас офицеров ВМФ громко прозвучала на пресс-конференции Владимира Путина в 2015 году, когда капитан 1 ранга запаса Сергей Горбачев рассказал, что изымается личное холодное оружие, являющееся частью парадной формы одежды. Естественно, что Путин пообещал кортики вернуть, что, собственно, вскоре было законодательно закреплено — ветеранам с 2017 года разрешили надевать кортики в торжественных случаях. После слов Путина «кортики офицерам вернуть», появился приказ министра обороны № 800 от 28 декабря 2017 года, который зарегистрирован Минюстом 28 мая 2018 года. Пусть и с проволочками, но право флотским ветеранам на кортик вернули.
— Кортик для моряка не просто личное оружие и элемент формы одежды, а особый знак отличия, своеобразная награда авансом молодому флотскому офицеру, которой он должен соответствовать не только в годы службы, но и всю жизнь, — считает адмирал Владимир Комоедов. — Когда в 1972 году мне вручили кортик вместе с лейтенантскими погонами, поцеловал клинок по флотской традиции и до сих пор храню с трепетом, ношу с парадной формой. Представить офицера или адмирала ВМФ, пусть даже в отставке, без кортика просто невозможно, это все равно, что воинское приветствие с прикладыванием руки к виску без головного убора, как говорят — к пустой голове. Вот и военный моряк без кортика — пустой моряк.
Кортик, флаг, знаки отличия для людей военных не пустой звук и не украшение. Это традиция, принадлежность к определённому клану, касте. Их ещё нужно заслужить. И морская пехота России, которой в нынешнем году исполнится 316 лет, пройдя их именно под флагом флота, это право заслужила.
Материал взят: Тут