Мафиозные кланы Нью-Йорка: Дженовезе и Гамбино ( 14 фото )
- 01.03.2021
- 4 974
Кадр из сериала «Рождение мафии» (эпизод «Равные возможности»)
В статье Мафия в Нью-Йорке говорилось о появлении мафии в этом городе и о знаменитом «реформаторе» Лаки Лучано. Теперь начнём рассказ о пяти мафиозных кланах Нью-Йорка и Чикагском Синдикате. Мы помним, что всего в США в настоящее время насчитывают 35 мафиозных «семей» в 26 городах, но большинство из них являются «вассалами» одной из пяти Нью-йоркских или «Чикагского синдиката».
«Семья» Дженовезе
Члены клана Дженовезе сами себя называют «Лигой плюща Коза Ностры» («Лига плюща» – ассоциация восьми престижнейших университетов США). Это «семья» наследников Морелли и Сайетти, которую после расправы над Массерио и Маранцани возглавил сам Лаки Лучано. Его заместителем стал Вито Дженовезе, а должность «советника семьи» (Consigliere) досталась Фрэнку Костелло. Они оба позже руководили «семьёй».
Дженовезе, который и дал потом своё имя этому клану, был уроженцем Кампании (то есть в прежней, ещё не реформированной Лучано мафии у него на такое положение не было и малейших шансов). Именно Вито по приказу Лучано убил Гаэтано Рейна, что положило начало «Кастелламарской войне». В дальнейшем он стал участником убийств Джузеппе Массерио и Сальваторе Маранцано (об этом было рассказано в статье Мафия в Нью-Йорке ).
Вито Дженовезе
Именно его оказавшийся в тюрьме Лаки Лучано назначил боссом своего клана, но из-за расследования, открытого против него прокурором Томасом Дьюи, Дженовезе вынужден был уехать в Италию. Поселившись в городке Нола близ Неаполя, он пожертвовал 250 тысяч долларов на нужды муниципалитета и вложил деньги в строительство электростанции. Муссолини даже наградил его орденом Короны Италии. Подозревали Дженовезе и в организации по заказу итальянских властей убийства на территории США журналиста-антифашиста Карло Треска в 1943 году. Впрочем, о прежних своих делах он также не забывал, и, чтобы не потерять квалификацию, стал заниматься поставками опиума-сырца из Турции.
Хорошие отношения с фашистскими властями Италии не помешали ему заключить союз с сицилийским боссом Калдоджеро Виццини – тем самым, что обеспечил беспрепятственное движение американских войск от Джеле и Ликате до Палермо (смотрите статью «Старая» сицилийская мафия). Вместе с ним он наладил продажу на «чёрном рынке» продуктов питания и алкогольных напитков. Неудивительно, что во время операции «Хаски» (захват союзниками Сицилии) Дженовезе оказался вдруг в армии США на должности переводчика. Но его подвела жадность: вступив в сговор с американскими интендантами, он организовал продажу имущества военных складов. Был арестован и в 1945 году доставлен в США, где его судили по обвинению в убийстве, но освободили в 1946 г. из-за недостатка улик. Однако на посту главы «семьи» уже был Фрэнк Костелло, который уступать Дженовезе не собирался. Но уйти «Премьер-министру» всё же пришлось – после того, как по приказу Дженовезе покушение на него совершил Винсенте Джиганте.
Винсенте Джиганте, бывший профессиональный боксёр (25 матчей в 1944-1947 гг.), босс «семьи» Дженовези в 1985-2002 гг. Мафиози были и три брата Винсенте, а вот четвёртый стал священником. В 1986 году Джиганте был союзником клана Луккезе (о котором мы поговорим в следующей статье): вместе они попытались убить также и Джона Готти. Чтобы избежать осуждения, Джиганте притворялся сумасшедшим, однако в 1997 году всё же был осуждён на 12 лет, в 2002 году признался в симуляции. Умер в тюремной больнице в декабре 2005 года
Костелло тогда выжил, но свой пост покинул – после того, как лишился влиятельного союзника, которым был депортированный в Италию Джо Адонис. Но уже в 1959 году Дженовезе был арестован и осуждён на 15 лет. В тюрьме произошло происшествие, благодаря которому и стало широко известно незнакомое ранее название «Коза Ностра». Весной 1962 года Вито Дженовезе поцеловал в губы своего подчинённого – Джозефа Валачи. В сицилийской мафии поцелуй в губы считается извещением о смертном приговоре («Поцелуй смерти»). Дженовезе подозревал Валачи в желании сотрудничать со следствием (дело в том, что Джозеф был другом бандита, убитого по приказу этого босса). Испугавшись, Валачи уже действительно в обмен на защиту стал давать показания. Именно он и рассказал о новой американской мафии – «Коза Ностре».
Джозеф Валачи, мафиози с «богатой биографией». Ещё в 10-х гг. ХХ столетия он начинал свою криминальную карьеру водителем в банде «The Minutemen» («Ополченцы»). Был телохранителем Сальваторе Маранцано, после убийства которого перешёл на службу к победителю – Лаки Лучано
Добавим, что поцелуй в щёку, согласно сицилийской традиции, является обещанием обращаться с человеком, как с равным. А здесь мы видим поцелуй руки – признание подчинённого положения:
Кадр из фильма «Крёстный отец»
В 1969 Вито Дженовезе умер в тюрьме от инфаркта миокарда.
Фрэнк Костелло тоже не был сицилийцем – приехал в США из Калабрии. В Нью-Йорке он поначалу подчинялся «артишоковому королю» Чиро Терранова (смотрите статью Мафия в Нью-Йорке ). Затем он стал партнёром Лучано, вместе с которым перешёл в подчинение к Джузеппе (Джо) Массарии. Во времена «Сухого закона» сотрудничал с ирландскими группировками (как говорил Аль Капоне, «ничего личного, просто бизнес»). Заключив в Луизиане договор с местным боссом Сильвестро Каролло, он развернул здесь сеть игровых автоматов. После ареста Лучано и отъезда в Италию Дженовезе, стал главой клана.
Фрэнк Костелло, Prime Minister of the Mob («Премьер-министр мафии») в молодости
Любопытно, что всемогущий «премьер-министр» был подвержен депрессии и даже в течение двух лет посещал психотерапевта. В конце концов, уступив свой пост Дженовезе, Костелло мирно жил на Манхеттене, сохраняя высокий авторитет и периодически консультируя бывших «партнёров». Он умер в своей постели в 1973 году от инфаркта миокарда.
Принято считать, что именно клан Дженовезе послужил прототипом «семьи Корлеоне» из знаменитой киносаги «Крёстный отец». Напомним, что семья Морелло-Терранова была родом из сицилийского городка Корлеонезе. А предполагаемыми прототипами Дона Корлеоне (собирательный образ) называют Фрэнка Костелло и Вито Дженовезе. Причём Марлон Брандо в одном из интервью заявил, что, играя Корлеоне, имитировал манеру говорить и голос Костелло (актёр видел его во время трансляций так называемого «Слушания Кефовера» в рамках расследования деятельности мафиозных структур).
Фрэнк Костелло на «Слушаниях Кефовера»
Марлон Брандо в роли дона Корлеоне
Впрочем, шотландский историк Джон Дики – автор книги «История мафии», утверждает, что и роман Марио Пьюзо, и фильм Копполо – типичная «развесистая клюква». К настоящей, реально существующей мафии или Коза Ностре они никакого отношения не имеют:
«Часть средств на съёмки фильма «Крёстный отец» были предоставлены мафиозными структурами. Для съёмок этого фильма, в котором многое является плодом воображения, разумеется, понадобилось согласие влиятельных семей. Настоящая мафия в «Крёстном отце» не показана, зато очень много выдуманных клише.»
Деньги мафии, потраченные на этот фильм, окупились с лихвой. Одна из нью-йоркских газет писала в 1973 году:
«После выхода на экраны фильма «Крёстный отец» Карло Гамбино начал пользоваться громадной популярностью. На происходившей недавно на Лонг-Айленде свадьбе супружеская пара опустилась перед ним на колени и целовала ему руки. Когда же хозяин произнёс тост за здоровье Гамбино, хор исполнил мелодию из «Крёстного отца». Один репортёр задал «боссу» вопрос, понравился ли ему фильм «Крёстный отец».
«Хорошо, очень хорошо», – пробормотал дряхлеющий король гангстеров и усмехнулся.»
Фрэнк Синатра в центре, Карло Гамбино справа
Любопытно, что и знаменитый Карло Гамбино тоже когда-то был членом клана Дженовезе. Позже он возглавил другую нью-йоркскую «семью», которой «подарил» своё имя. О ней мы и поговорим сейчас.
Клан Гамбино
«Лейтенантом» этого клана, возглавляемого тогда Винсенто Мангано, был выходец из Кампании Джузеппе Антонио Дото. Этот гангстер был очень высокого мнения о своей внешности, и потому он взял себе «псевдоним» Джо Адонис.
Джо Адонис
Некоторые исследователи утверждают, что во время «Кастелламарской войны» именно ему переставший доверять Лучано Джузеппе Массерио поручил ликвидировать своего заместителя. Однако Адонис выбрал тогда более перспективного Лучано и принял участие в убийстве самого Массерии.
Между тем после разгрома «Корпорации убийств» (об этом было рассказано в предыдущей статье – Мафия в Нью-Йорке ) глава этого подразделения Коза Ностры Альберто Анастазия остался не у дел. Чувствовал он себя тогда очень неуютно, и потому, после вступления США во II мировую войну, решил «сменить обстановку». Он завербовался на флот и служил в звании сержанта технической службы до 1944 года. По воспоминаниям близко знавших его людей, о времени, проведённом на флоте, у Анастазии воспоминания остались самые неприятные: об американских моряках он всегда отзывался с презрением, называя их «надутыми индюками».
Вернувшись в Нью-Йорк, бывший руководитель Murder Incorporated организовал убийства Винсенто Мангано и его брата, после чего стал главой мафиозной «семьи», теперь известной как клан Гамбино. Это были «наследники» Сальваторе Д’Аквило. Основу клана составляли выходцы из Палермо, которые поначалу почитали себя чуть ли не аристократами и свысока относились к мафиози кланов из других сицилийских городов, считая их «деревенщиной». Теперь эту семью возглавил калабриец, но упрекнуть его в этом желающих не было.
Альберто Анастазия
В борьбе за место главы клана Дженовезе (ставшее вакантным после ареста Лаки Лучано) Анастазия (как и Джо Адонис) поддержал Фрэнка Костелло – соперника Вито Дженовезе, союзником которого, в свою очередь, был Карло Гамбино. Это соперничество закончилось для него поражением: Адонис был выслан из США, Костелло после покушения предпочёл уступить Дженовезе место главы, сам Анастазия 25 октября 1957 года был застрелен в парикмахерской по приказу Карло Гамбино, который и занял место главы этого клана.
Начальник детективов нью-йоркского департамента полиции Альберт Сидман сравнивал Карло Гамбино с
«гремучей змеёй, которая сворачивается и изображает, что она мертва, пока не минет опасность.»
Джозеф Бонанно называл его «подобострастным и низкопоклонствующим человеком» и рассказывал, как Гамбино раболепно улыбнулся, когда Анастазия прилюдно ударил его.
Сам же Гамбино говорил:
«Вы должны быть львом и лисой одновременно. Лиса достаточно хитра, чтобы распознать ловушки, а лев достаточно силён, чтобы расправиться с врагами.»
В итоге, как мы знаем, и Анастазия, и Бонанно трагически недооценили этого человека, который, придя к власти, на какое-то время сделал свою «семью» самой влиятельной в Нью-Йорке.
Известно, кстати, и такое высказывание этого босса:
«Судьи, политики, юристы имеют право воровать. Кто угодно, но не мафия.»
Карло Гамбино
Карло Гамбино был известен негативным отношением к наркотикам. При нём, помимо Нью-Йорка (Манхеттен, Бруклин, Квинкс, Лонг-Айленд), отделения клана появились в Чикаго, Бостоне, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Лас-Вегасе. Он взял под свой контроль порт Бруклина и поделил с «семьёй» Луккезе аэропорт Нью-Йорка. Кроме того, его фирмы монополизировали уборку мусора в 5 районах Нью-Йорка.
Преемником Гамбино в 1976 году стал Пол Кастеллано – очень колоритный мужчина ростом 190 см и весом 150 кг, который на острове Стейтен-Айленд (напротив Нью-Йорка) построил точную копию «Белого дома».
Пол Кастеллано
После мафиозной войны на Сицилии в 1981-1983 гг. к клану Гамбино примкнули бежавшие с этого острова члены проигравшей «семьи» Инзерилло. Забегая вперёд, скажем, что в 2000-х годах некоторые из них вернулись на Сицилию, став «звеном» трансатлантической наркоторговли клана.
Главным легальным бизнесом клана при Кастеллано стало производство бетона. Но и об основном «бизнесе» он не забывал, и в 1984 году его арестовали по обвинению в убийстве 24-х человек. Пол Кастеллано был отпущен под залог в 2 миллиона долларов, но 16 декабря 1985 года он и его заместитель Том Билотти были застрелены по приказу Джона Готти, который и возглавил клан.
Джон Готти
Биография у «Элегантного Джона» – даже не пролетарская, а люмпенская. Многодетная итальянская семья (13 детей), уличные драки, «потрошение» грузовиков в аэропорту, угон автомобилей (однажды даже попытался украсть бетономешалку, но она упала ему на ноги, отрубив кончики пальцев – хромал всю жизнь). В общем, 5 арестов к возрасту 21 лет. В 28 лет попался на краже партии сигарет стоимостью 50 тысяч долларов и был осуждён на 4 года. Ничто не предвещало блестящего будущего. Но выйдя из тюрьмы, он возглавил небольшую банду, выполняющую поручения клана Гамбино. В 1973 году вновь попал в тюрьму за соучастие в убийстве – это была проверка перед приёмом в «семью»: был осуждён на 4 года, вышел через два. Но уже был «в авторитете» и назначен Caporegime – пятая ступень в мафиозной иерархии (высшая – первая). Участвовал в разработке плана ограбления офиса авиакомпании Lufthansa в аэропорту Кеннеди (добыча – пять миллионов долларов). Но вот с новым боссом клана Гамбино – Полом Кастеллано, отношения не сложились. Мало того что Кастеллано от люфтганзовских миллионов даже и сотни долларов не дал, так ещё и, верный заветам Карло Гамбино, от торговли наркотиками отказывался. В общем, пришлось убить и Кастеллано, и его заместителя.
Готти занял место главы клана и пять лет наслаждался богатством и властью, но 11 декабря 1990 года был арестован вместе с заместителем – Сэмом Гравано, который неожиданно дал показания против босса. Готти был осуждён на пожизненное заключение. В 2002 году он умер в тюрьме от рака горла.
В начале XXI века опасными соперниками клана Гамбино выступили албанцы, один из которых (Алекс Рудэдж) в 2003 году даже захватил именной столик умершего Готти в итальянском ресторане «Риос» (Восточный Гарлем): об этом рассказывалось в статье Албанские преступные кланы за пределами Албании.
В последние годы клан Гамбино (как другие «семьи» Нью-Йорка) старается работать «в тишине», не привлекая без особой надобности внимания властей и журналистов. Тем сильнее был резонанс, когда 12 марта 2019 года глава этого клана – Франческо Кали по кличке Franky Boy, был убит у своего дома в престижном районе Тодт Хилл (любопытно, что именно в этом районе поместили дом дона Корлеоне сценаристы фильма «Крёстный отец»). Некий Энтони Камелло выпустил в Кали несколько пуль, а потом – переехал на автомобиле. Вначале высказывались предположения, что это убийство – дело рук мафиози из Сицилии либо конкурентов из мексиканских наркокартелей. Однако позже выяснилось, что Камелло полагал, будто «Малыш Фрэнки» – член так называемого «глубинного правительства» (Deep state). Таковым он считал и мэра Нью-Йорка Билла де Блазио, которого до этого попытался «арестовать».
В следующей статье мы закончим рассказ о мафиозных кланах Нью-Йорка, а также поговорим о «Чикагском синдикате».
Автор:Рыжов В.А.Статьи из этой серии:Мафия в Нью-Йорке
«Добрым словом и пистолетом». Альфонс (Аль) Капоне в Чикаго
Мафия в США. «Чёрная рука» в Новом Орлеане и Чикаго
«Старая» сицилийская мафия
Материал взят: Тут