Великий раскол. Зачем разрушили «Светлую Русь» ( 2 фото )

Это интересно




Сожжение протопопа Аввакума. Русский живописец Пётр Мясоедов, 1897 год

370 лет назад начался Великий раскол русской церкви и народа. Патриарх Никон возглавил борьбу власти против своего народа. Со времени раскола народ, официальная церковь и власть бесповоротно отдаляются друг от друга. Живой Русской вере, источнику силы и непобедимости русских, нанесён огромный урон.

Эта катастрофа до настоящего времени самым негативным образом сказывается на русской цивилизации и народе. Русь утрачивает связь с Богом, перестаёт быть Светлой. Это стало духовной причиной катастроф России в XX веке и нынешнего плачевного положения русского народа, который стремительно утрачивает русскость. Русские, не имея огненной веры и подлинного знания своей истории, утрачивают своё самосознание. Они готовы порвать с Родиной, уехать в Америку, Австралию, Британию, Германию или Бразилию, и их дети будут уже не русскими, а американцами, канадцами, австралийцами, немцами или китайцами.

Стоит отметить, что лучшие представители власти всегда это понимали. Так, русская императрица Екатерина II отмечала:

«Никон, признаю, личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени.

Он начал реформировать свою церковь, перестраивать ее по-своему.

Какие же начала вложил он в основу своих перестроек? Безусловное подчинение народа духовенству, духовенства – архипастырям, архипастырей – патриархам. Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой…

Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней…

Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».
(Екатерина II. «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.).

Государыня отмечала разрушение русской церкви, которая утратила живую веру и стала лишь оплотом формальной обрядности:

«Наша отечественная церковь лежит в развалинах, если в церкви нашей что еще и осталось живого и берегущаго ея жизнь, то это чуть ли не один народный протест.

Ясно, что архипастыри сбивают нас с толку, стращая разрушением церкви, самими ими давно разрушенной».

Русская вера

Во время Сергия Радонежского и великих государей Московских на основе древней русской ведической веры (русского язычества, имеющего многотысячелетние корни) и христианства складывается Русская вера. Православие («славие прави-правды», «Правь» – светлый мир богов, высшие законы Мироздания) впитало в себя древнюю веру русов-язычников. Крест (свастика) – это символ Единого Бога. Бог-Отец – Род (Сварог), создатель мира, людей (народа). Поэтому русские насмерть бьются за Род-Родину. Бог-Сын – Ярила, Даждьбог, Хорс, светлое, активное начало. Богородица – русские Рожаницы, Мать-Лада, женское сохраняющее начало. Троица – это Явь, Правь и Навь, единое Мироздание, вселенские законы созидания, сохранения и разрушения (в Древний Индии – Тримурти). Воинское начало Единого – Перун – Георгий Победоносец.

В XIV–XVI вв. оформился цивилизационной проект «Святая (Светлая) Русь».

Политически он объединял пространства Руси, Византии и Орды. Москва стала наследником, как византийской традиции, так и русско-ордынской (Миф о татаро-монгольском иге; Тайна Русской Орды и Великой Тартарии). Русские монастыри тогда были образом будущего Руси.

Организацией русской жизни, где главенствует симфония – единство духовного и материального начал, при безусловном главенстве духовного.

Главной основой Святой Руси было служение – польза, добро и благо. Призыв Сергия Радонежского к братьям жить в любви, сеять добро и нести благо. Второе основание – это созидательный и честный труд во благо людей. Это обязательное и естественное условие нравственного, духовного совершенствования человека. Своего рода действенная молитва к Всевышнему. Третье основание – нестяжательство. Накопление материальных благ противоречит духовной природе человека. Копить надо не земли, имения, богатства, а сокровища духовные.

При этом созидательный труд подразумевает и материальное изобилие. Скажем, во времена Ивана Грозного иностранцев поражала изобильная и богатая Русь. Русский народ был трудолюбив, предприимчив, смекалист, земли богатые и обширные. Русская земля процветала (если б не было войны). При этом монастыри, центры производящего хозяйства, были в то время вроде стратегического резерва. И мощные крепости, и склады различных запасов, которые государь мог использовать в лихие годы.

Светлая Русь имела прямой канал связи с Небесами (Правью). Это время дало России больше святых и подвижников, чем любой другой период (исключение Великая Отечественная война, когда ценой великого самопожертвования народ спас Родину).

Монастыри были центрами кристаллизации русского цивилизационного проекта, структур его власти, хозяйства и общей жизни. Именно в это время Русь-Россия получила заряд чудесной силы, который затем позволил державе совершить беспрецедентный рывок к величию.

Если великие державы Запада совершили такой рывок за счёт мародерства и хищничества, беспощадной эксплуатации захваченных земель и колоний. То Россия на основе собственных созидательных, производительных сил.

Русь была наполнена пассионарностью, харизмой, энергией, которая позволяла преодолевать все трудности и сложности, все препятствия на пути к цели. Люди были готовы принести любые жертвы, превозмочь любые страдания и невзгоды во имя светлых идеалов и воплощения их в жизнь (подобный же кратковременный рывок Россия смогла сделать при Сталине, когда народ поверил в светлые идеалы и власть). Эта энергия есть результат взаимодействия человека и Бога (через молитву и живую молитву – созидание, благое действие).

Светлая Русь

В конце XV–XVI вв. Русь была в европейских лидерах.

Быстро поднимались и строились новые города и крепости, храмы и монастыри. По свидетельству путешественников-иностранцев, русские города были гораздо больше, краше и чище европейских. Москва была одним из самых больших и красивых городов планеты. Развивалось производство, ремесла, увеличивались урожаи. Процветала внутренняя и внешняя торговля.

Русские успешно перенимали положительный, созидательный опыт соседей (к примеру, в зодчестве у итальянцев). Русь стала подлинным наследником духовной традиции Византии (а в перспективе и Второго Рима – Константинополя). При Иване Грозном Русь стала наследницей Ордынской империи. Русь снова осваивала земли великой северной цивилизации.

Простым русским людям жилось не в пример лучше, чем в последующие времена, когда русская верхушка будет ориентирована на Запад, без счёта транжирить средства на роскошь, привозные дорогие вещи, развлечения и жизнь за границей.

Современники отмечали на Руси полный достаток всего необходимого.

Бедняков было мало. Городские и сельские общины помогали и тянули слабых. Администрация помогала пособиями зависимым крестьянам, если их постигло несчастье. Налоги (по сравнению с другими государствами) были довольно низкими. Государи не пытались выжать подданных до копейки.

Только во время чрезвычайных ситуаций (война) собирался особый налог, «десятая деньга» или пятая деньга – всё имущество описывалось, оценивалось и в казну вносилось 10 или 20 % стоимости. Если острой необходимости не было, правительство не мешало людям богатеть и процветать. Это было выгодно всем. Народ торговал, основывал новые промыслы и ремёсла, развивал производство, тем самым укреплял и обогащал всю державу.

Запад пытался остановить поступательное развитие Руси.

Был организован очередной «крестовый поход» – Ливонская война. Однако Русь устояла.

Росла численность населения, русские успешно шли всё дальше на юг и восток. Царь Иван Васильевич создал регулярную армию, при нём же были совершены попытки создать флот на Балтике.

После провала силой разрушить русский мир, Запад сменил стратегию. С помощью бояр-предателей была устроена Смута. Но на пути развала встанет народ.

Созданная Иваном Грозным «горизонталь власти» – земства, спасут державу. Пока цари, самозванцы, бояре и интервенты делили власть и «шкуру русского медведя», народ самоорганизовался, выставил свои отряды и рати. Русские земские ополчения спасали и воссоздавали именно державу, государственность.

Страна собралась снизу. Из отдельных городов, посадов, монастырей и селений.

Что стало основой возрождения?

Русская вера и дух. Патриарх Гермоген и архимандрит Троицы Дионисий поднимали народ своими письмами. Они своим словом, полным веры, достучались, докричались до людей. Наполнили их огненной верой и энергией.

И народ спас страну.

Обычные люди – посадские люди и крестьяне, дворяне и ратники, монахи собрали страну, которая, казалось бы, навсегда погибла, заново. Они встали на пути хаоса и мрака, спасли державу. Русское народно-освободительное движение победило не только иноземных захватчиков, но и внутренних воров, бунтовщиков. Народ спас Родину (державу Рода). Выгнал захватчиков. Заново отстроил города, посады и села. Восстановил хозяйство. Навёл порядок на дорогах. И установил государство.

Увы, исторический выбор, умело направленный боярами, многие из которых и были виновниками Смуты, как оказалось впоследствии, стал неудачным. Очевидно, что тот Дмитрий Пожарский был бы лучшим государем, чем Романовы. Партия предателей смогла возвести на престол удобного, безопасного царя. «Гроза» на головы «польской партии» русской знати не обрушилась. Династия Романовых на первых порах была вынуждена считаться с народом. Земские Соборы регулярно собирались. Дальше Романовы последовательно добились полной свободы от народа, общества, святорусской традиции. И началось уничтожение самого опасного врага Запада и прозападной власти – Русской веры.

Таким образом, именно вера на Руси была своего рода мощнейшим конденсатором, который собирал высшую социальную энергию. Эта энергия позволяла в одночасье менять историю, совершать любое чудо. Как спасение России во время Смуты, или удивительный взлёт СССР при Сталине. Поэтому, чтобы уничтожить русскую цивилизацию, поработить русский народ, нужно было разрушить Русскую веру. Так началась великая диверсия против Руси – Раскол.

«Ревнители благочестия»

Церковь была неотъемлемой частью русской жизни.

Она не принадлежала к государственным учреждениям. Но и не отделялась от них.

Православие было основой жизни русского человека. Оно пронизывало каждый день, каждый важный шаг человека. Нидерландский писатель, католик Альберто Кампензе (XVI в.) собирал сведения о России и в докладе к римскому папе отмечал, что

«они (русские), кажется, лучше нас следуют учению Евангельскому».

Он предлагал объединить церкви.

На Руси было 13 тыс. храмов, 1200 монастырей, 150 тыс. священников и 15 тыс. монахов.

Церковь владела обширными землями, многочисленными сёлами и слободами в посадах, имела собственный управленческий, финансовый и хозяйственный аппарат, свою систему суда. Духовники подлежали только своему суду, кроме уголовных преступлений. При этом изначально эта система затачивалась не на личное обогащение, а была стратегическим резервом государства и народа, который использовался во время войн, голода и стихийных бедствий.

Однако возникло мнение, что в вероучении и обрядах накопились ошибки. Богослужебная литература долгое время была рукописной, а оригиналы отличались друг от друга, были переводы с греческих, южнославянских книг, они делались в разное время, разными переписчиками. Накопились искажения. Также русская и греческая церковь развивались самостоятельно.

Так, когда Русь крестилась, в Византии было принято крестное знамение двумя перстами (единство божественной и человеческой природы Христа), позже у греков утвердилось знамение тремя перстами (единство Святой Троицы). Существовали различия в направлении движения крестного хода – «посолонь» (по солнцу) и «противосолонь», в служении литургии на семи или пяти просфорах (богослужебный хлеб), в двукратном или трёхкратном славословии Аллилуйя («хвалите бога»). Сама Россия вырастала из множества княжеств и земель, где сохранялись свои особенности, даже откровенные элементы язычества. В Новгороде и Пскове мастера-иконописцы создавали иконы «фряжского письма», перенимая манеру западного стиля. Кое-где возникали ереси.

Уже при Иване Грозном были попытки унификации. Стоглавый Собор 1551 года выработал общие церковные правила, осудил знамение тремя перстами, утвердил двоеперстие. Шла борьба с лжепророками, «жидовствующими» и т.д. Царь и митрополит Макарий собрали образованных богословов, которые направляли и готовили к печати духовную литературу. Эту работу продолжил Филарет. При Печатном Дворе была создана служба «справщиков», открыли школы для священников.

Украинско-греческая диверсия

На Западной Руси (Украине) ситуация была ещё сложнее.

Здесь активно действовали католические и протестантские проповедники, иезуиты. Они старались перетянуть к себе людей. С простым народом не вышло. Однако часть образованных людей «обработали» соответствующим образом. Иезуиты открывали в городах отличные школы. А в них бесплатно принимали всех: и православных, и протестантов, людей разных сословий. Школы давали лучшее светское образование, религию не навязывали.

Но «вербовка» шла через метод «культурного сотрудничества». Украинское православное духовенство пыталось противостоять католикам и униатам. Православные братства создавали свои школы.

Так, киевский митрополит Пётр Могила организовал Киево-Могилянскую академию (1632 год). Киевский митрополит не желал подчиняться Москве, ориентировался на Константинопольскую патриархию. Поэтому священники в западнорусских землях Малая и Белая Русь) придерживались греческих правил.

Во время волн гонений на православных на Украине многие местные священники и монахи бежали в Русское царство. Также в этот период Москва оказывала покровительство единоверцам в Османской империи. Оттуда на Русь приезжали греческие, южнославянские, молдавские и румынские священники. Вера была единой, но с некоторыми особенностями. Восточное духовенство с удовольствием посещало Русь: здесь хорошо принимали, поили, кормили, богато одаривали. При этом греки стали вносить элементы критики.

Царь Алексей Михайлович (правил в 1645–1676 гг.) считался набожным человеком. Вместе с патриархом Иосифом (1642–1652) он занимался строительством храмов и монастырей. Патриарх развивал книгопечатание и школьное образование, для чего выписывали учёных мужей из Киева. А при царе сложился так называемый

«кружок ревнителей благочестия»,

в него входили

«люди начитанные и искусные в деле проповеди».

В нём состоял сам царь, его духовник Стефан Вонифатьев, друг детства Фёдор Ртищев, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум и Логгин, священник Данила, Никон (тогда архимандрит Новоспасского монастыря).

«Ревнители благочестия» регулярно собирались в государевых покоях, вели беседы. Считали, что все беда от грехов человеческих, а значит, надо укреплять веру. Тогда устроятся все дела и внешние, и внутренние. В целом всё было верно.

Однако вопрос был в том, как именно добиваться укрепления веры. На этом кружок и раскололся.

Вонифатьев, Ртищев и Никон поддерживали киевских и греческих учёных и священников. Мол, на Руси накопились «искажения» и «ошибки», их нужно исправлять. Перенимать лучшие достижения в богословской науке, образовании. Другое крыло кружка относилось к «западникам» настороженно (и как потом стало ясно, было право), подозревало «ересь» и советовало оградить русскую церковь от их влияния. Опору искать в русской старой вере.


Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты

Продолжение следует…

Автор:Самсонов Александр

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация