Западная Армения. Путеводитель по исчезнувшему миру. ( 71 фото )
- 01.02.2021
- 11 400
Из показанного в прошлой части Ахлата с его антихачкарами и русскими артефактами мы поехали в серый Татван и далее на остров Ахтамар за Ваном. Там стоит красивейшая армянская церковь, но прежде, чем рассказать о ней, стоит вспомнить контекст. Рассказ о Турции я начинал историей того, как Западная Армения стала Восточной Анатолией. Теперь расскажу, какой она вообще была и о её утраченном наследии.
На карте озеро Ван имеет сложную форму наподбие дракона с длинной шеей и рогами, летящего на восток. Над северным берегом высится скрученная корабельным канатом цепочка хребтов Анти-Тавр - становой хребет Армянского нагорья. К Антитавру относится и Агрыдаг, на востоке увенчанный Араратом, и довлеющий над всей котловиной Сюпхан (4038м) с кадра выше. На северные берегу - знакомые Ахлат и Адильчеваз, и оставшийся в стороне город-новостройка Эрджиш (70 тыс. жителей), который я видел лишь с другого берега залива.
На восточном и западном берегах стоят Ван (центр одноимённого ила) и Татван (крупнейший город ила Битлис), связанные паромной переправой. Популярнее, впрочем, маршрутки, бегающие более прямым южным берегом:
Над которым нависает Восточный Тавр, очерчивающий с юга Армянское нагорье и становящийся собственно Тавром у Средиземного моря.
Южный берег Вана более дик, суров и чист:
В дымке - белая шапка Сюпхана:
Единственный городок здесь - крошечный Геваш (10 тыс. жителей) с почти типовым сельджукским мавзолеем Чельме-Хатун (1356) и старым армянским названием Востан, но мы и туда не доехали.
Гевашский район - преемник гавара (уезда) Рштуник, более древнего, чем сама Армения - считается, что так причудливо исказилось в её языке слово "Урарту". Историю этой империи, построенной племенем наири 2800 лет назад, я рассказывал в Эребуни и ещё повторю в древней столице Тушпе. Но не случайно одно из имён Ванской котловины - Айоц-Дзор, то есть Долина армян: наири покорили десятки мелких государств и народов, а их жители, стекаясь в столицу, сложили свой lingua-franka да со временем забыли родные языки - так и появились армяне. Проигравшая многовековую войну с Ассирией и растоптанная скифами, Урарту была забыта на тысячи лет, но Ван ещё долго называли Рштунийским морем, а на его берегах была вотчина знатного рода Рштуни, возможно потомков урартских царей. В 650-х годах, в арабо-византийских войнах за Армению не сумевший грамотно стравить врагов Теодорос Рштуни был низложен, а его владения отошли двум не менее знатным домам. К западу от Вана возник ашхар Туруберан, вотчина Мамиконянов - спарапетов (наследственных военачальников), свою родословную возводивших к беглому принцу Китая (!), а скорее происходивших из скифов или лазов на службе армянского царя. К востоку от Вана до самого Мегри раскинулся Васпуракан: крупнейший из ашхаров, вотчина Арцруни - потомков самой первой династии армянских царей Ервандидов, в 908-1025 годах создавших и здесь Васпураканское царство.
Западнее Геваша дорога уходит от озера, в которое глубоко вдаётся гористый полуостров Аккюль-Даги, а у армян - Габурдгох. Там остались руины монастырей, основанных в 10 веке первым васпураканским царём Гагиком. Например, Кармракванк, или Кирмизи-килисе - не красная, но Красноватая обитель, в 14-15 веках бывшая паломнической витриной Ахтамара, где хранились икона Богоматери "Красная Жемчужина" и загадочная Священная Эмблема. К 19 веку Красноватый монастырь влачил жалкое существование и опустел после разгрома в 1895 году.
Ա
Дальше по мысу стоял монастырь Канцаг. Достоверный известный с 1339 года, по легенде он был основан на первоначальной могиле Апостола Фомы, а архитектура храма Сурб-Товма, даже сквозь капитальную реконструкцию 1581 года, выдаёт времена царя Гагика. Ещё один монастырь Тивапуюн сохранился на конце полуострова, но все три обители доступны лишь по грунтовкам и служат кошарами для курдских чабанов.
Բ
С другой стороны дороги, выше по горам, стоял Нарекаванк - духовный центр "материкового" Рштуника, расползшийся камнями в курдскую деревню. Его косвенным "основателем" был царь Санатрук I из дома Аршакид, правивший в 1 веке нашей эры. Как монарх и политик он оставил о себе добрую память... но лишь до тех пор, пока Армения не была крещена: Санатрук казнил апостолов Фаддея и Варфоломея, а заодно - родную дочь Сандухт, которую почитают теперь первой умершей за веру армянкой. Её мощи и хранил основанный Гагиком I монастырь. Школу при нём основал богослов и философ Анания Нарекаци, а его ученик Григор Нарекаци создал лирико-мистическую "Книгу скорбных песнопений", одну из вех армянской культуры.
Գ
Обитель включала храм Сурб-Сандухт 10 века с притвором над могилой Анания Нарекаци (1787) и колокольней (1812), семинарию (1884) и школу для сирот (1901). И вот эта фотография показательна: в отличие от Нахичевани, где азербайджанцы в 2000-х годах уничтожили армянское наследие тщательно и методично, для храмов Западной Армении губительной оказалась близость сёл, жители которых просто растаскивали опустевшие здания на камень. То, что уцелело - надо искать в глухих местах.
Դ
За полуостровом показывается чёрный силуэт горы Эрек, или Шушанис (2814) над городом Ван и острова посреди залива - Атрек с руинами часовни:
И асимметричный Ахтамар:
На котором дождался реставрации собор Сурб-Хач (915-21), главный храм Западной Армении, в 1113-1895 годах бывший центром Ахтамарского католикосата:
Монастыри стояли и на других ванских островах. Например, на Чарпанаке у входа в Ванскую бухту, который армяне называли попросту Ктуц, то есть Клюв. Одноимённая обитель к моменту явно не первого разгрома в 1414 году уже существовала, а её рукописи тех времён хранятся в ереванском Матендаране. Ктуцванк отстраивался в 1462, 1604 и 1712 годах, а предпоследний раз разгромлен был в 1840 году. В Хамидийскую резню 1895 года Клюв стал убежищем для христиан, но со смертью настоятеля в 1911 году турецкие власти закрыли остров.
Ե
И видимо тогда же начали начали разрушать монастырь: в 19 веке он был известен как Чорсани, то есть Четвёрка - по силуэтам 4 храмов над водой.
Զ
На всех фотографиях запечатлён лишь один храм Сурб-Карапет (1713-28)... но эти фотографии не только исторические: примерно так он выглядит и ныне.
Է
Восточнее, напротив Эрджиша находится крупнейший ванский остров Агадир, иначе Лим, где стояла Лимская пустынь. Всю свою историю, с 884 года, кроме разорений в персо-турецких войнах 16 века, она была интеллектуальным центром Васпуракана - с 1512 года тут работала типография, библиотека уже в конце 17 века насчитывала 3124 тома, и несмотря на новые погромы в 1848, 1895, 1915 годах, 306 её книг попали в Матенадаран. Центром обители была церковь Сурб-Геворк (1301-10), формами купола загадочно повторявшая мавзолей Джалладдина Руми в Конье - прибежище знаменитых "крутящихся дервишей". К ней примыкали гавит с колокольней (1766), миниатюрная часовня Сурб-Сион (884), а чуть в стороне лежал Неркин-Лим - Нижний монастырь с хозпостройками и хачкаровым кладбищем. Осталась лишь коробка стен, ставшая птичьим базаром.
Ը
На материке главной обителью Васпуракана был Варагаванк на склоне той самой горы Эрек, где по преданию дева Рипсиме, казнь которой в Вагаршапате запустила алгоритм, приведший к Крещению Армении, спрятала фрагмент Святого Креста. 28 сентября 653 году святыню высветило некое знамение, и католикос Нарсес Строитель заложил рядом Знаменскую церковь (Сурб-Ншан). Вокруг неё вырос замок Бердавор на подступах к Вану, и лишь правивший в 1003-25 годах царь Синекерим учредил в его стенах обитель. Крест ненадолго вывозился в 1020-х годах в Себастию и окончательно в 1237 году в Тавуш, где для него построили монастырь Нор-Варага. Но близость больших городов и торговых дорог была важнее святости: Варагаванк разрушали монголы (1318), персы (1534), местные турецкие паши (1651, 1832) и бессчётные землетрясения, но каждый раз он возрождался, достраиваясь и расширяясь.
Թ
Расцвет Варагаванка наступил в 1857 году, когда его возглавил Мкртич Хримян, впоследствии эчмиадзинский католикос и идеолог борьбы с османским игом. Он добился подчинения монастыря напрямую Константинопольскому Армянскому патриархату, который сам возглавил в 1869 году. С 1862 года при Варагаванке действовала школа, где преподавал известный писатель-националист Раффи, а в 1858-64 тут выпускалась первая армянская газета "Орёл Васпуракана". В 1915 году бывший Бердавор стал одним из главных узлов Ванской самообороны, но в отличие от города - не продержался до подхода русских войск.
Ժ
И если люди пробились в город, то здания сгорели вместе со всеми реликвиями, среди которых был, например, тысячелетний царский трон:
Ի
Варагаванк был по-армянски тонко вписан в горный пейзаж. На старых фото остались все "домонастырские" храмы - слева загорожены другими постройками руины Сурб-Ншан (653), справа видны Сурб-Соп (981, т.е. Софийская церковь) с рухнувшей крышей и Сурб-Ованнес 10 века с ветхим куполом, во время монгольского набега выстоявшая последним убежищем. В середине, с острыми куполами - храм Сурб-Аствацацин времён Синекерима в облике 1559 года, к которому с 17 века примыкал гавит Сурб-Геворк с часовнями Сурб-Хач (слева, с 1803 года амбар) и Сурб-Сион.
Լ
Гавит даже уцелел, пусть и без куполов. В нём даже исписанные гвоздём остатки фресок, созданных в 1779 году на стыке армянской, персидской и европейской традиций:
Խ
Ещё два монастыря в глубине Васпуракана вновь отсылают к библейским злодействам Санатрука. Мощи Фаддея покоятся теперь на месте его гибели... но место это осталось по итогам войн 16 века досталось Персии, и теперь монастырь Сурб-Таддевос - главная святыня иранских армян. Мощи Апостола Варфоломея же в 6 веке были увезены в Италию, но с городом Альбаны, где он был убит, отождествляет теперь Башкале, древний Адамакерт, центр Албакского гавара. И неприметная Ашская пустынь выросла на рубеже 13-14 веков в монастырь Святого Варфоломея, у нас бы называвший ещё и "-на-крови".
Ծ
Монастырь тогда стал центром епархии, раскинувшейся через границу от Вана до Урмии. Состоял он по сути только из собора Сурб-Бартугмеос (1316), купол которого был надстроен в 1715-55 годах после землетрясения, а стена вокруг возведена в 1659-67 годах.
Կ
В Турецкой республике он оказался на территории гарнизона. Купол обрушило в 1966 году новое землетрясение, облицовка из жёлтого туфа ушла на украшения генеральских особняков, но остов только принял какой-то по-античному величественный вид. В 2012 году военные ушли, а у турецких властей есть даже планы отреставрировать монастырь Святого Варфоломея и Варагаванк.
Հ
Огромный Васпуракан - Западная Армения весьма условная: скорее, вместе с Айраратом, он образовывал в армянской цивилизации становой хребет. Гораздо однозначнее Туруберан, начинающийся у западных берегов Вана, но к озеру обращённый задворками. Его синонимом был центральный гавар Тарон в просторной и плодородной Туманной долине. Её название - из легенды о богине Анаит, которая по вечерам купалась в водах Арсании (знакомый нам по прошлой части Мурат), одетая в один лишь туман - по-армянски "мшуш". Ещё можно припомнить древних мушков, чей язык под властью Урарту и стал основой армянского. Как бы то ни было, главный город Туруберана - Муш, и тысячи лет его округа была духовным центром Западной Армении.
Ձ
В первую очередь это монастырь Глакаванк, основанный в 6 веке Мамиконянами на месте капища бога плодородия... только не Анаиты, а Гисане - столь благодатной была Мушская долина, что заседал над ней небесный Минсельхоз. Гисане был умирающим и воскресающим божеством, на его ежегодных похоронах играли гасаны (скоморохи), а похоронив кумира окончательно - разбрелись по плоскогорьям. Одинокой Анаите и чете бога огня Ваагна и богини любви Астхик поклонялись в соседнем городе-храме Аштишате, на замену которому и строился монастырь Сурб-Карапет. Обычно это посвящение переводят как "Иоанна Предтечи", вот только по-армянски он Ованнес Мкртич, а Карапет - это языческий бог-заступник армян, чьё имя в христианстве стало прозвищем святого. Все эти культы Глакаванк должен был перетянуть на себя, а потому совсем немудрено, что первым его настоятелями были историки - Зеноб Глак и Ованнес Мамиконян.
Ղ
Вскоре монастырь обрёл и первых мучеников - в 584 году сюда прибыли шестеро отшельников-аскетов, питавшихся только травой. В 604 перед персидским войском монахи бежали, а травоеды остались ждать неминуемую гибель на лужайке и встретили её. Но хоть и было то разорение далеко не последним, монастырь на капище Гисане сам прекрасно научилась умирать и воскресать. В 1862-69 годах сюда из Варагаванка перебрался Мкртич Хримян, а с ним и редакция газеты, ставшей "Орлом Тарона". Первым делом Хримян навёл порядок в бухгалтерии, за что его дважды пытались убить местные богатые купцы, привыкшие иметь долю с податей. Но все полторы тысячи лет пошли прахом в 1915 году: мушские армяне, в отличие от ванских, никогда не выражали симпатий к России, однако так и не успели понять, что убивать их будут не за убеждения, а за суть. Глакаванк стал центром самообороны, но шансов выстоять не имел.
Ճ
Символом монастыря были парные церкви Сурб-Карапет (1058, правее) и Сурб-Степанос (10-12 века), восстановленные из руин в конце 15 века, а облик "близняшек" получившие в 1780-х годах. К ним примыкали часовни Сурб-Аствацацин и Сурб-Геворк с разницей в 1000 лет (7 и 17 веков) и огромный гавит (1560), называвшийся также Главным храмом. Не только из-за размера: между входов в двойные церкви находился мартирий Иоанна Предтечи, и так как о месте пребывания его мощей споры идут и ныне - одна из главных христианских святынь претендовала на подлинность. Над воротами высилась едва ли не крупнейшая армянская колокольня (1787-99), а два каре укреплений, хозпостроек, корпусов и школы были возведены в 1860-80-х годах. Ныне - лишь огрызки стен в курдской деревни Ченгили.
Մ
У Зеноба Глака был брат Газар, основавший неподалёку монастырь Газарованк, посвящённый разом Богоматери, Апостолам и Святым Переводчикам Библии. Последнее обязывало - обитель славилась скрипторием, где с 1205 года хранился, например, спасённый из гибнущего Ахлата "Мушский кодекс" - сборник проповедей, крупнейшая рукопись на армянском общим весом 27 кило. Последний настоятель Ованнес Мурадян основал здесь Филотехническое общество с фермерской школой, после Хамидийской резни отданной приюту для сирот.
Յ
Монастырь включал храм Сурб-Аракелоц 10 века с притвором Сурб-Григор (1205) и колокольней (1781) под защитой стен (1620). Мощные стены и высокие колокольни (для набата) роднят западно-армянские монастыри с русскими и здорово отличают от почти беззащитных восточно-армянских обителей.
Ն
За стеной были церковь Сурб-Таддеус 12 века:
Շ
И роскошное Кладбище Переводчиков - само собой, хоронили тут разных людей, а название было по монастырю. Всё это было методично разрушено турецкой армией уже в 1915 году. Уцелели лишь бесформенные руины храмов да резные ворота (1124), попавшие в ереванский музей - там я долго ими любовался, а вот заснять не смог: охранялся тот музей определённо строже, чем позиции в Гадруте и Шуше.
Ո
Конечно, мой скорбный список не полный, но дальше покажу ещё несколько храмов в разных местах. Стоявший между Агры и Догубаязитом Багаванский собор Сурб-Ованнес (631-39) был крупнейшим (46х27 метров) армянским храмом своих лет, но в 1952 году его просто взорвали.
Չ
В Высокой Армении вокруг Эрзурума, где тюркизация была куда активнее начиная со средних веков, такие сюжеты были привычны задолго до геноцида:
Պ
На этих фото - монастырь Варзехан близ Байбурта, разрушенный ещё в русско-турецкую войну 1829 года:
Ջ
А вот под Эрзинджаном есть отлично сохранившийся монастырь Абранк.
Ռ
Западнее исходных ашхаров Великой Армении лежала Софена, армянское царство, в 240-е годы до н.э. возродившееся на месте покорённой ещё урартийцами Ишувы. В 94 году до н.э. Тигран Великий ушёл куда дальше на запад, но римские легионы отбросили его сюда. Софена стала ашхаром Цопк, западным фронтиром, где правил один из 4 бдешхов - особо влиятельных князей из пограничий. В Софенском царстве столицей был Аршамашат, в Цопке - Харберд, в турецком иле - основанный в 1834 году Мамурет-уль-Азиз, постепенно ставший просто Элязыгом. Неподалёку от всех трёх городов стоял монастырь Хулаванк, основанный в 10 веке:
Ս
Его храм Сурб-Геворк 1310-х годов в облике 1620-х был странно похож на церкви Пскова:
Վ
К началу ХХ века большинство армян Цопка были не григорианами и даже не католиками, а протестантами. За руины евангелической церкви в Элязыге (1904-05) общественность борется с собственником расположенной в ней парковки, а вот от Хулаванка, кажется, не осталось следа.
Տ
К северу от Софены, в нынешнем иле Сивас, лежала Малая Армения, выпавшая из Ахеменидского Ирана первой - в 322 году до н.э. Однако взял её вместо Тиграна II его союзник Митридат Евпатор, чьё Понтийское царство вскоре занял Рима. Под армянскими царями эта земля со столицей в Себастии была ровно 4 года, в 1021-25-м, когда византийский император даровал её уже знакомому нам Синекериму Арцруни, на радостях уехавшему сюда с крестом из Варага. Армянских церквей тут было множество - но только облика уж очень греческого:
Ր
Западнее Софены находилась Коммагена, где между 168 и 78 годами д.э. правила глубоко эллинизированная ветвь Ервандидов. Например, Антиох I, построивший фантастическую гробницу на горе Немрут - ныне, пусть и номинально, главный памятник дохристианской Армении. Частью Коммагены была Мелитена (Малатья), прапрародина армян: древним грекам они были известны как мелиты, урартийцы называли Мелитену Хайти, а персы - Арминой. Где-то здесь, в верховьях Тигра, и сложился три с лишним тысячи лет назад язык, под властью Урарту ставший общим для её простонародья. Только вряд ли это знал Тигран II - корни армян здесь углядели только лингвисты ХХ века. Но возвращаться к этим корням армяне начали куда как раньше: звёздным часом Мелитены стал 11 век.
Ց
Сельджуки были не первыми, кто захватывал Армению - но первыми стали её заселять, и не желая мириться с таким соседом, армяне начали исход - с западных земель в Европу от Крыма до Парижа. В прежде довлевшей над ними Византии удар кочевников не только сокрушил восточные рубежи, но сломал сверхдержаву внутри, обернувшись гражданской войной. С её началом в 1071 году влиятельный полководец, православный армянин Филарет Варжнуни провозгласил себя царём удерживаемой его войсками земли в Таврских горах над северо-восточным углом Средиземного моря. И хотя пало его царство уже через 15 лет, Важрнуни совершил исторический ход - пригласил к себе католикоса. Следом потянулись князья и военачальники: только в конце 11 века за Тавром возникло 6 армянских княжеств - Мелитена (преемница Варжнунии), Киликия (1080), Эдесса (1083), Кесун, или Евфратес (основал Васил Гох из древней айраратской фамилии Камсараканов) и Пир. Все они, кроме одного, были покорены в 1098-1104 годах другими колонистами - крестоносцами, основавшими на Евфрате Эдесское графство. И на кадре выше собор Сурб-Аствацацин 13 века в фабричном городке Арапгир между Малатьей и Элязыгом, а на кадре ниже - армяно-католический монастырь Сурб-Хакоб (Святого Якова) с храмом 16 века и резиденцией епископа (1909) в селение Хаджин ила Адана:
Ւ
Последний - уже Киликия: лишь одно княжество за Тавром устояло и превратилось в "собирателя земель". Его основал Рубен, телохранитель последнего анийского царя Гагика II, возможно сам из боковой ветви Багратид. Но проигравших предков он предпочёл не вспоминать - его потомки, в основном Рубены, Левоны и Торосы, звались Рубениды. Первый век их прошёл в тяжких войнах с византийцами, сельджуками и крестоносцами, порой ненадолго занимавшими всю Киликию. Но укрепив в конце 12 века рубежи, князь Левон II женился на кипрской француженке Сибилле Лузиньян и задумался про европейский выбор. Полевым манёврам он предпочитал словесные, виртуозно избегал войн, сохранял верность католикосу, но шаг за шагом строил союз с Папой Римским. В 1198 году Киликийское княжество, самое стабильное государство Малой Азии, стало Киликийским королевством. Ко двору Левона потянулись венецианские и генуэзские купцы, католические ордена тевтонцев и госпитальеров, а двор армянского короля заговорил по-французски. Спарапет стал гундстаблем, а основой армии, помимо рамиков (пехотинцев) были дзиаворы - армянские рыцари. Элитой же были бардатер-пароны - "крепостевладельцы" из сотни замков на горах и островах. Ни один из них, однако, не мог перечить королю, и когда Левон умер, не оставив сына, транзит власти через брак его дочери Забель в 1229 году не подкосил страну. Хетум I правил дольше всех царей в долгой истории Армении - 45 лет, и за это время успел лично съездить в далёкий Каракорум заручиться союзом с монголами. Однако дом Хетумидов ждали трудные времена: с юга пришёл новый враг - египетские мамлюки, остановившие монгольскую экспансию и погнавшие прочь крестоносцев. Вскоре и монгольские ильханы в Тебризе приняли ислам, полностью слившись с тюркским фоном. Некогда внушительный торговый и военный флот Киликии извели пираты. Последней надеждой "Армении в изгнании" стала помощь Папы Римского, и Киликия 14 века стремительно стала обращаться в католичество, но Папа Римский вместо дивизий слал обещания. Погрязшая в интригах династия Хетумид оборвалась на Костандине V, и в 1374 году на престол взошёл дальний родич Рубенид. Потомк графини Изабеллы, полуфранцуз-полугрузин кипрский рыцарь Левон де Лузиньян стал де-юре последним армянским монархом. Его правление длилось 7 месяцев, а затем в 1375 году Киликия была окончательно покорена мамлюками. "Король в изгнании Армении в изгнании" уехал в Европу искать союзников для реванша. В Лондоне ушлые англичане убедили Лузиньяна отдать им киликийскую казну, в Сеговии чуть не отравили местные идальго, а в Париже торжественно приняли гостя, но не сделали ничего. Там и умер Левон VI в 1393 году, а над Арменией сомкнулись волны тюркского ига.
Центрами Киликийского княжества в разное время были крепости Вахка (вотчина Рубенидов) и Аназарб и город Тарс и Сис, всё вокруг нынешний Аданы. Сис сделался центром не только монаршей (с 1186 года), но и духовной власти. Армянские католикосы ещё в 1058 году перебрались из Вагаршпата в Себастию, затем около века жили по разным мелким деревням и замкам Мелитены, в 1147 осели в крепости Ромкла на Евфрате и наконец в 1282 году - здесь. Прибыв в Киликию к началу её конца, католикосат пережил королевство, сделав Сис сделался единственным центром армянского духа. В 1441 году армяне решили возродить Вселенский католикосат в Вагаршапате, но киликийский католикос был слишком стар для столь дальней и опасной дороги. Он умер в том же году, завещав избрать нового католикоса на новом месте, а в итоге католикосы были избраны и там, и там. Фактически Вагаршапат стал духовным центром Восточной Армении, а Сис - Западной, хотя эту роль и оспаривал у него Ахтамар. Османы поставили над ними бюрократический орган - Константинопольский патриархат Армянской церкви. В итоге Сис победил: Ахтамарский католикосат был ликвидирован в 1895-м году, а Киликийский снова переехал в 1915-м - на этот раз в Ливан.
Փ
Католикос имел две резиденции - загородный Старый монастырь Святой Анны (1423) и Новый монастырь, которым стал опустевший королёвский дворец с храмом Сурб-Соп (1226), капитально расширенным в 1787-1810 годах. Фото Старого монастыря, кажется, не осталось в природе, так что на обоих кадрах Новый монастырь со множеством часовен, резиденция, школ. Теперь и он разрушен практически без остатка.
Ք
Ещё дальше на запад не пойдём, хотя на Мраморном и Эгейском морях армяне присутствовали испокон веков, будь то купцы или даже цари Византии. Они, вместе с греками, и господствовали в Османской империи: так, из 36 шёлковых фабрик Бурсы армянам принадлежало 33, а из 21 металлургического завода в стране лишь одним владел турок. В велаятах Западной Армении начала ХХ века лишь в Ване и Битлисе армяне составляли половину жителей, а в Сивасе и Эрзуруме их было меньше, чем турок. В то же самое время в Константинополе христиан было 55%, в Смирне - 61%. Тамошние "пароны" (богачи) жили под султаном припеваючи, особенно получив возможность шатажировать его ролью угнетённых меньшинств. Армянский квартал Кумкапы в Стамбуле даже пережил геноцид, устраивать который в большом европеизированном городе младотурки не решились. Так что пока вернёмся на холодные плато Восточной Анатолии и попробуем понять, что вообще от Западной Армении осталось.
На кадре выше - реплики трёх хачкаров в центре Еревана. Правый (1169) - из бывшего села Цаткех под Эрзурумом, а вот левый (14 век) и средний (912) - из ванских сёл Гандзак и Хндстан: тут резали их в неповторимом стиле. А вот кадры из Ванского музея - хачкары поверх урартийских клинописей:
Или хотя бы - на обороте стел, что уже в год крещения армян были древними:
Стела, кажется, языческой эпохи - но такими Турция, особенно по сравнению с округой Еревана, на удивление бедна:
Надгробия начала ХХ века, не очень-то похожие на хачкары:
С армянскими стелами соседствуют ассирийские:
Ведь этот народ, обособившийся из ближневосточных общин ещё в 1 веке - древнейшие христиане мира. В основном жили они юго-западнее армян, но геноцида хлебнули сполна, а многие тоже бежали в Россию.
Барельефы разрушенных храмов, стелы с мусульманских кладбищ:
Каменные овны, происхождение которых точно не ясно до сих пор, но я всё же склонен думать, что эту традицию сюда привезли сельджуки с закаспийских кладбищ:
Османского воина турки изобразили с нескрываемым самолюбованием:
И конечно, виртуозно сделанные восковые скульптуры Ванского музея изображают турок:
Но... двуслойный костюм, шаровары, широкий пояс, рукава с боковым вырезом - не так-то и очевидно, что турецкий народный костюм - это чуть упрощённый армянский.
Армянское прошлое же глядит лишь с чёрно-белых фотографий, которых в том музее нет:
Ե
Օ
Но копание в земле и кизяке стирает все различия народов:
Ֆ
Тюрки и армяне прожили вместе без малого тысячу лет, и далеко не у всех в руках были сабли. В Ванском музее разве что керамика заставляет вспомнить Среднюю Азию и Иран, а всё остальное куда больше похоже на предметы из Сардарапата.
Особенно - ковры с угловатым узором, которыми в Западной Армении славились Ванская котловина и Эрзурум:
И нет, ковры эти могли быть сделаны турецкими руками - просто древнейшие в мире армянская и туркменская традиции сплелись, и без явных религиозных символов любой ковёр может быть творением и того, и другого народа.
Восковой ювелир за работой:
И просто предметы старинного быта:
Баланс двух культур, турецкой власти и армянской деловитости, зашатался в 19 веке. В 1829 году Россия вплотную подошла к границам преимущественно мусульманских велаятов, и более того - отвоевала у Персии большую часть Восточной Армении, откуда люди хай были ещё в 1604 году выселены шахом вглубь страны. Тогда Россия была ещё слишком малолюдной для своих огромных пространств, а потому армяне были приглашены на землю предков. Причём не только из Персии, но и из Турции, а в Закавказье именно армян русские чиновники возвысили управлять чуждыми мусульманами и гордыми грузинами. Народ, прежде лояльный туркам просто в силу того, что иного не знал, поставил Порту перед Армянским вопросом. Другим следствием кавказских войн России стал исход черкесов за Чёрное море, резко сузивший "кормовую базу" старожилам-курдам. Но только друг с другом мусульмане не стали воевать, предпочтя отыгрываться на армянах, коим даже оружие носить не разрешалось. Те, конечно, переступили этот запрет, но в результате к грабежам присоединились ещё и турецкие жандармы. Первым не выдержал городок Зайтун в горах Киликии, восставший в 1860 году и по итогам 5 лет обороны добившийся больших уступок. Западная Армения и Киликия всё больше начинали походить на Дагестан 2000-х годов с засевшими в каждом ущелье боевиками и террористическими ячейками в городах. Резня армян вспыхивала то тут, то там, а султан Абдул-Хамид и вовсе созда по образцу русского казачества "хамидию" - эскадроны смерти, перебившие сотни тысяч армян в 1890-х годах.
В 1914 году армяне сражались на Кавказском фронте с обеих сторон, но именно на их предательство младотурки списали поражения. Начался геноцид, прервать который сумела лишь русская армия в 1916 году, хотя во многих городах её дождались очаги самообороны. Фронт той зимой был отброшен на 250 километров, прежде чем принял типичный для Первой Мировой позиционный вид. На покорённых землях, с центром в городе Ван, заработала Временная администрация Западной Армении, состоявшая из Ванской, Хнусской, Эрзурумской и греческой Понтийской областей. На отвоёванные территории начали возвращаться беженцы, хотя успели младотурки здесь уничтожить больше половины христиан. От неминуемой мести бежало уже большинство мусульман, и вот по Тереку, Дону и Кубани полным ходом вербовались добровольцы в новое Евфратское казачье войско - а там, глядишь, вместо армянских рыцарей возникли бы армянские казаки. Думается, не сломайся Россия в Первой Мировой, 4 новые и 2 старые (Эриванскую и Карсскую) области свели бы в Араратское генерал-губернаторство с центром в Александрополе (Гюмри) и принялись бы понемногу оттеснять армян от власти, понимая, что здесь готово протогосударство. Потом случилась бы Великая депрессия, и так и не оправившаяся от Первой Мировой, увязшая в долгах перед Антантой и не решившая земельный вопрос Российская империя всё равно сверзлась бы в Гражданскую войну с налётами бомбардировщиков и прорывами танковых клиньев. Армяне не упустили бы этот шанс обрести независимость, и вот уже Ле Корбюзье строил бы им новую столицу напротив руин древнего Ани...
И для армян всё это - живая боль, а для турок - уже история. Сохранившееся до 2010-х годов армянское наследие понемногу начинает оживать. Но о лучшем его образце - в следующей части.
Закавказье-2019. Оглавление.
Материал взят: Тут