Номинанты на Нобелевку: Эрнст фон Бергманн, пионер асептики и нейротравматологии ( 4 фото )

Это интересно

Сегодня исполняется 184 года со дня рождения замечательного медика, которому многие, очень многие люди обязаны своей жизнью, человека, который успел номинироваться на Нобелевскую премию,  создать новую отрасль неврологии и стать первым немецким нейрохирургом, человека, который родился в Российской империи, а умер в империи – ее противнике, Эрнста фон Бергманна (1836 – 1907).


Эрнст фон Бергманн

Для начала оговоримся, что наш Бергманн, даром что имеет прямое отношение к физиологии или медицине, не имеет отношения к главному «бергманновскому» эпониму в организме человека и многих других животных. Бергманновская глия, разновидность глиальных клеток мозжечка была описана в 1857 году, в то время, как наш герой учился в Дерптском университете, совсем другим Бергманном – Карлом  (1814-1865) [1]. Это важно сказать потому, что в некоторых зарубежных научных публикациях (в том числе и в «профильных» — глиальных) статья про новые клетки в мозжечке цитируется как «Bergmann, E» и может возникнуть путаница.

Наш же герой родился в нынешней столице Латвии,  а тогда – в столице Лифляндской губернии Российской империи, в Риге  в семье пастора Рихарда фон Бергманна и его жены Берты (урожденной Крюгер).

По окончании школы Эрнст отправился учиться в университет, который ныне находится в другой прибалтийской стране. Некогда этот город именовался Юрьев, в годы жизни Бергманна он был Дерптом, ну а сейчас город называется Тарту и по-прежнему славен своим университетом. По окончании (1860) университета некоторое время судьба нашего героя, ставшего хирургом, была все еще связана с Дерптом. Правда, иногда ему пришлось отвлекаться на военные действия. Забавно: в 1866 году, во время франко-прусской войны Бергманн – прусский военный врач, а 11 лет спустя, в русско-турецкую 1877 года – русский военный врач.


Ампутация Бергманном диабетической стопы

Правда, всего через год Бергманн переезжает в Вюрцбург и становится полноценным немецким медиком (во время профессорства в Вюрцбурге он, к слову, стал «медицинским дедушкой» великого нейрохирурга Харви Кушинга, обучив его учителя Уильяма Холстеда), еще через четыре года перебираясь в столицу, получив кафедру в Берлинском университете. В Берлине он станет, фактически, придворным врачом (он лечил правившего всего 90 дней и умершего от рака гортани императора Фридриха III). В Берлине он и останется до самой смерти в 1907 году.

Так чем же он сумел заслужить номинацию на Нобелевскую премию?  Представивший на суд Нобелевского комитета  в 1904 году троих номинантов Винценц Черный из Гейдельберга (первым в его списке был получивший премию в том году Иван Павлов), так описал заслуги Бергманна: «введение в медицину асептики и за книгу “Хирургическое лечение болезней головного мозга”».


Аппарат Шиммельбуша для дезинфекции паром

Действительно, если третий номинант Черного, Джозеф Листер (тоже не получивший Нобелевской премии), создал методы хирургической антисептики (уничтожение инфекции уже в ране), обрабатывая раны карболовой кислотой, то Бергманн стал пионером в асептике, стерилизуя кипятком и паром хирургические инструменты.  Уже в 1885 году вместе со своим учеником Куртом Шиммельбушем (тем самым, кто потом придумает маску Шиммельбуша для безопасной подачи анестетика  пациенту хирурга) Бергманн создал специальную паровую машину для стерилизации инструментов хирурга. Шиммельбуш дальше развивал его дело.


Сохранившийся аппарат для дезинфекции

Однако книга – а точнее, достижения Бергманна в описании и лечении проблем, связанных с головой, тоже невозможно переоценить. Еще до этого издания у него вышла книга «Учение о повреждении головы», в которой описываются все виды черепно-мозговых травм. Там можно найти и родовые травмы, и переломы основания черепа, и огнестрельные раны, и ушибы головного мозга. Фактически, Бергманн стал отцом нейротравматологии – и по совместительству, первым германским нейрохирургом. Добавим к этому революционную работу по травмам коленных суставов на войне [4](это действительно была огромная проблема и отказ от оперативного лечения, принятый Бергманном, значительно снизил летальность) – и мы получим достойную кандидатуру на Нобелевскую премию. Жаль – не судьба.

Текст: Алексей Паевский

Bergmann, C. Notiz über einige structurverhältnisse des cerebellum und rückenmarks. Zeitschrift für Rationelle Medicin 1857, 8, 360–363
Die Lehre von den Kopfverletzungen(1880)
Die Chirurgische Behandlung der Hirnkrankheiten(1888)
Die Behandlung der Schußwunden des Kniegelenkes im Kriege

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация