Бремя белого человека. Мог ли выжить среди туземцев английский капитан Джеймс Кук? ( 5 фото )
- 23.01.2021
- 17 308
Британские колонизаторы, ступая на неведомые земли, всегда были уверены в том, что они несут цивилизацию уже только по той причине, что у них в кармане Библия и что в ствол ружья туго забит патрон с пулей. Британские цивилизаторы не обращали внимания на особенности туземных народов, если это не сулило им некоей быстрой выгоды. Правда, иногда оказывалось, что все же следовало присмотреться к местным обычаям, моральным и материальным ценностям. Хотя бы в силу соображений безопасности.
Примером того, как наглость британских мореплавателей, была наказана аборигенами, является история гибели английского капитана Джеймса Кука. В середине Века Просвещения Британия была потрясена его смертью на далеком острове. Но мог ли избежать гибели отважный путешественник и географ?
Капитан Джеймс Кук, появившийся на свет в 1728 году, был настоящей гордостью своей страны. И вся Британская империя создавалась мужеством и отвагой таких капитанов. Кук честно служил в военном флоте короля, занимался составлением карт, прокладывал пути будущим эскадрам империи. С этой целью н совершил не одно, а три путешествия вокруг Земли. Им была открыта Новая Каледония, он пробивался к Антарктиде и вполне мог открыть миру этот континент. Но не смог пройти среди льдов.
В селении на Гавайях
В 1777 году Джеймс Кук командовал кораблями «Резолюшн» и «Дискавери». Это была его третья экспедиция. Он побывал на Тасмании и на Таити, открывал Гавайские острова, названные им Сандвичевыми. И вот с гавайцами моряки Кука не поладили.
Нет, сначала все было мирно и даже идиллично. Приход английских больших кораблей вызвал среди тысяч туземцев бурю радости. Капитана они приняли за белого бога Лоно, о котором старики рассказывали молодежи у вечерних костров. Бог должен был вернуться из-за моря. Примерно такие легенды бытовали и у ацтеков, встречавших некогда первых конкистадоров.
Английские путешественники в гостях у туземного племени
Набрав воды и провианта, моряки возвращались на суда. Кто-то из них решил прихватить и странную деревяшку, торчавшую из прибрежного песка. Не каждый британский моряк мог тогда предположить, что тем самым было совершено страшное святотатство. Англичане посягнули на местное божество, чью фигуру они уволокли к себе на корабли.
Естественно, гавайцы стали бурно негодовать. Старейшины обвинили в грехе и духовном преступлении против богов и капитана Кука, который проходил мимо святилища с группой моряков. К тому же море взволновалось. Буря была такой сильной, что вышедшие в море два английских корабля были вынуждены вернуться к берегу.
На корабле «Резолюшн» рухнула мачта. Чтобы починить корабль, требовалось высадиться на берег. Тем временем гавайцы даже пожалели опрометчивого Кука, предположив, что гнев богов во время бури обрушился на англичан именно из-за их святотатства. Они не препятствовали высадке моряков и развертыванию на берегу ремонтных работ.
Начало кровавого конфликта англичан с гавайцами
День за днем англичане проводили в труде, возвращая корабль к жизни. Гавайцы промышляли мелким воровством. Они похищали инструменты, канаты, личные вещи моряков. Ловкие пловцы ночами забирались на палубу, хватали все, что плохо лежало, исчезали. Поймать ловкачей было нелегко. 13 февраля 1779 года корабельный кузнец лишился своих орудий труда – молотка и клещей. Из-за кузнечного инвентаря разгорелась нешуточная потасовка. Но самым крупным хищением гавайцев оказался угон баркаса 14 февраля 1779 года.
Капитан Кук решил схватить местного вождя Териобу, чтобы надавить на него: воины-гавайцы обязаны были вернуть баркас. К хижине вождя отправилась целая делегация из 10 моряков с мушкетами при лейтенанте Филипсе. Капитан возглавлял шествие.
Вождь Териоба сначала подчинился и побрел на корабль. Но пути одумался и заупрямился. Пока шли препирательства, на крик сбежалось несколько сотен местных. Тут же откуда-то появился слух, что вождь обвиняет англичан в убийстве трех воинов. Тогда гавайцы схватились за оружие, чтобы немедленно отомстить за обиду. Куку тут вспомнили и осквернение божества, и избиения гавайцев заморскими матросами. Разъяренные туземцы прикончили в суматохе капрала и троих морпехов. Был убит и капитан Джеймс Кук. Очевидцы потом говорили, что во всем виновата была паника, которой поддались англичане. Если бы десяток солдат во главе с лейтенантом держались группой и не дрогнули, не бежали так быстро к шлюпке, то гавайцы не смогли приблизиться для нанесения ударов. А так слабость противника только придала агрессивным туземцам смелости.
Об том бое остались записи капитана корабля «Дискавери» Чарльза Клерка, который оставил в своем дневнике такие строки: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе». С борта «Резолюшн», находившегося совсем близко к берегу, ударило орудие. Далее Клерк пишет: «Эти обстоятельства помешали шлюпкам прийти на помощь нашим людям и соответственно лишили шлюпки возможности действовать тем или иным способом <…> Люди на шлюпках, израсходовав боевые припасы, возвратились на “Резолюшн”, и лейтенант Уильямсон, который командовал ими, вскоре явился на борт “Дискавери” с печальным сообщением, что капитан Кук и четверо солдат морской пехоты погибли в этой тесной схватке, и что остальные, бывшие на берегу солдаты, спаслись с большим трудом. Трое из них были ранены, в частности лейтенант Филипс, который основательно пострадал от камней и получил удар в плечо заостренной железной палкой».
Пушки английских кораблей бьют по мятежному селению туземцев
Другой свидетель, лейтенант Джон Рикмен оставил такие описания несчастного дня: «Король готов был сопровождать капитана Кука на корабль, но в это время собралась такая большая толпа индейцев в этом месте и на берегу, что через нее трудно было пройти, и индейцы начали держать себя дерзко и оскорблять охрану. Капитан Кук, видя, каково их поведение, приказал офицеру морской пехоты трогаться в путь и стрелять по всякому, кто окажет сопротивление. Приказ этот лейтенант Филипс попытался выполнить, и путь был расчищен к шлюпкам для короля и его вождей, но едва они достигли берега, как прошел слух, будто Тути (Кук) хочет увести короля, чтобы его убить. Мгновенно некоторое число вооруженных людей оторвалось от толпы и с дубинками набросилось на охрану, и четверо солдат вскоре погибли. Один негодяй ударил капитана Кука и был капитаном убит. У капитана была двустволка, и он целился из нее в другого человека, когда какой-то дикарь сзади ударил его дубинкой по голове и свалил его на землю, после чего нанес капитану своим па-ха-хе (это было нечто вроде кинжала. – Прим. ред.) удар с такой силой, что острие, войдя между плеч, вышло из груди. Схватка стала всеобщей. С кораблей открыли огонь из пушек по толпе, и так же поступили охрана и солдаты в шлюпках, и хотя страшный урон был причинен дикарям, они, будучи взбешенными, с удивительной отвагой выдержали наш непрерывный огонь и, несмотря на все наши старания, унесли с собой тела погибших в знак своей победы».
После смерти капитана командование обеими кораблями перешло к Чарльзу Клерку. Выдать тело Кука добром гавайцы отказались. Клерк приказал бить из пушек по островитянам, а потом на берег пошли шлюпки с десантом. Целиком добыть тело Кука морпехам не удалось. Только через несколько часов после тотального разгрома поселения гавайцы отдали англичанам какие-то кровавые куски человеческого мяса, среди которых опознали часть бедра Кука, его голень, несколько позвоночников, челюсть. Останки были сожжены. Таков был удел кругосветного путешественника, имя которого почитали все члены британского Адмиралтейства.
ВЛАД ЕРШОВ
ИСТОЧНИК: HTTPS://ARMFLOT.RU/TAJNY/2444-BREMYA-BELOGO-CHELOVEKA-MOG-LI...
Материал взят: Тут