Борис Прокудин: «Тургенев всегда хотел нравиться молодежи» ( 3 фото )

Это интересно

Мы со школы знаем, что литературные критики XIX века писали о «лишних людях» и «нигилистах» — однако мало кто слышал, что вокруг этих терминов велись ожесточенные споры ничуть не слабее современных скандалов в соцсетях. Преподаватель факультета политологии МГУ Борис Прокудин рассказывает о том, как зародился институт критики в дореволюционной России, чем Тургенев вызывал к себе столько внимания и почему из-за романа «Обломов» поссорились два поколения революционеров.


Борис Прокудин, преподаватель факультета политологии МГУ и кандидат политических наук..

Именно поэтому тех литературных героев, которые написаны при Николае — Онегина, Печорина, Бельтова и Рудина, — мы можем считать лишними людьми. А вот Обломова, который написан уже при Александре II, мы лишним считать не можем. Обломов просто лентяй.


Персонаж Рудина пополнил «сонм лишних людей»: не мог ни служить, ни прочитать лекцию. Иван Тургенев «Рудин»

Вот такая необычная литературоведческая полемика. На фоне обсуждения Рудина и Обломова произошел раскол двух поколений, двух партий русской радикальной интеллигенции.

— Какие черты Рудина делали его лишним человеком? В чем это проявлялось?

— Лишний человек — это человек, который никак не может найти свое место в социальной действительности и оказывается «умной ненужностью». Рудин предстает в романе очень ярким человеком, талантливым, умным, харизматичным. Он обладает невероятным даром убеждения, у него замечательные ораторские способности. Но в то же время Рудин не может сделать ничего практического. Он даже лекцию не может прочитать: Тургенев с иронией пишет, что он долго готовился к лекционному курсу и вместо первой лекции, которая должна была длиться час-полтора, читал что-то сбивчивое 20 минут, но больше не смог. Закончился материал, он раскраснелся и убежал. Пытался служить — не получилось. Пытался строить мосты — не смог. Ничего не смог. Герои противоположного склада, деятельные, появляются позже, в правление Александра II.

Продолжение большого интервью о Базарове, особом пути русского искусства и «постепеновцах» — на Bookmate Journal


Наше новое медиа Bookmate Review — раз в неделю, только в вашей почте

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация