Советский Союз глазами зарубежных гостей ( 25 фото )
- 11.12.2020
- 8 068
Обложка их одна из страниц журнала National Geographic (№12 за 1959 год).
Была в брежневское время такая телеперадача. Так и называлась: «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Советским людям поехать самим поглазеть на заграницу, особенно капиталистическую, было крайне затруднительно. В качестве компенсации им предлагали посмотреть на свою страну глазами жителей заграницы. Неравный обмен, конечно, но такова была советская селяви. В прошлом посте, посвящённому визуализации 1959 года в телесериала «Перевал Дятлова», я упомянул про визит летом 1959 года в СССР тогдашнего вице-президента США в администрации Эйзенхауэра Ричарда Никсона. Свои впечатления Никсон позднее изложил, правда не в советской телепередаче, а в американском журнале National Geographic (№12 за 1959 год). Статья была богата иллюстрирована фотографиями (фотограф Энтони Стюарт). Сегодня решил привести эти фотографии. Ибо на мой взгляд в самом деле любопытно, каким же увидел Советский Союз товарищ Ричард Никсон.
«Russia as I Saw It» («Россия, как я [её] увидел») – так называлась эта статья. Весьма любопытно начало его статьи:
«
Менее чем через 24 часа после моего приезда в Москву я получил свой первый поразительный урок советской решимости – их неудержимой цели добиться для себя лучшей и более богатой жизни, а также урок советской логики.
Когда я ехал из аэропорта в центр города, я уже был впечатлён поразительным количеством новостроек, должно быть, с огромных куоличеством квартир, предназначенных для облегчения хронической нехватки жилья в Советском Союзе, которая всё еще далека от решения.
В самом начале «большой дискуссии» с премьером Хрущевым в телевизионной студии Американской национальной выставки в парке Сокольники, он повернулся ко мне и сказал:
«Мы желаем вам успеха в демонстрации того, на что способна Америка. Как долго просуществовала Америка – триста лет?»
«Меньше ста пятидесяти», – сказал я ему.
«Что ж, – продолжал он, – мы скажем, что Америка существует уже сто пятьдесят лет, и это тот уровень, которого она достигла. Мы просуществовали менее чем 42 года, но еще через семь [лет] мы будем на уровне Америки. А потом пройдем мимо и пойдем еще дальше!»
Так вот, ничего из того, что я видел за 11 дней в Советском Союзе – и позвольте мне сразу сказать, что это не делает меня в одночасье «русским экспертом» – ни одно из тех сильных впечатлений, которые я вынес, не позволяет меня. Верить в то, что они сравняются с нашим уровнем жизни через семь лет – или через 70 лет, если только мы останемся верными своим традициям, которые сделали возможным наш невероятный рост до сих пор.
»
Никита Хрущёв прямо брызжет радостью и оптимизмом.
Интересно, Хрущёв в самом деле верил в то, что СССР к 1966 году обойдёт США и «пойдёт ещё дальше»? Похоже, что верил. И, к слову, в самом деле хотел, чтобы советские люди стали жить лучше. Насмешка истории – спустя 60 лет те, кто считает себя советскими людьми и декларируют свою любовь к СССР, мало кого так ненавидят, как Хрущёва.
Также любопытно, что Никсон довольно вежливо выражает сомнение в том, что СССР обгонит США через 7 лет или даже через 70 лет. Но, опять же, делает оговорку, что условие сохранения лидерства США является верность своим традициям. Сегодня, спустя 61 год после этого предостережения, мы наблюдаем, как изрядная часть граждан США (чуть ли не половина, а то и больше) с остервенением нападает на американские традиции, каковыми они были в 1959 году. Невольно закрадывается мысль – а вдруг этот процесс зайдёт так далеко, что предостережение Никсона сбудется и США скатятся на уровень СССР? Пока вроде в это поверить сложно. Но и процесс этот ещё не завершён. Впрочем, не будем предаваться гаданию на кофейной гуще по поводу грядущего будущего и сосредоточимся на фотографиях недавнего прошлого.
Советские граждане с удивлением смотрят демонстрацию моделей модных американских нарядов:
Две бабушки-уборщицы и садовод в резиновых сапогах – явно не целевая аудитория этой демонстрации. Ведущая показа Хелена Рубиншейн потом высказала своё мнение: «Мне казалось, что советские зрители считают наш стиль нереалистичным и несколько абсурдным».
Стопудово права была эта Хелена Рубиншейн. Советские граждане привыкли вот к такой демонстрации моды:
Кадр из фильма «Живёт такой парень» (СССР, 1964 год).
Ватная куртка и тёплые штаны, резиновые сапоги и платочек. Ничего лишнего и смущающего умы.
А американцы, меж тем, решили удивить советских женщин американскими стрижками.
Как пишет Никсон, этот аттракцион произвёл такой фурор на советских женщин, что они часами простаивали в очередях, чтобы сделать американскую стрижку. В итоге советские власти запретили эти безобразия и далее американцы показывали работу парикмахеров только на своих моделях.
Хотя бы несколько минут эта советская девочка могла почувствовать себя настоящей американской в настоящей американской парикмахерской с настоящим американских журналом причёсок в руках.
Но лицо выдаёт советского человека. У Зои Космодемьянской в руках у немцев, наверное было такое же лицо. Быть советским человеком – это непростое дело. Всегда надо иметь такое лицо, словно тебя сейчас будут пытать.
Но были и более раскрепощённые лица советских женщин. Эту женщину, наверное, фотограф попросил улыбнуться, глядя в объектив. Эта лёгкая полуулыбка советской женщины равна широкой во весь рот улыбе Мэрилин Монро. Американцы конечно этого не понимали. Но всё равно, состояние женщина зажатое – кулак, которым она подпирает лицо, выдаёт её внутренне напряжение.
Ну ладно, а что же увидел Никсон за пределами выставки?
Это главный универмаг Москвы – ГУМ. Кстати, если бы его не построили при царе-батюшке, чем бы, интересно, удивляли зарубежных гостей в 1959 году? Ничего подобного в СССР не строили. Домну там или ГЭС – это пожалуйста. А вот огромный красивый магазин для людей – это то, что осталось от царских времён.
Забежал Никсон со свитой на московский колхозный рынок.
Никсон обратил особое внимание на anti-smoking poster, расположенной за спиной продавца цветов.
Грибной ряд.
И ягодный.
Никсон по этому поводу рассказывает читателю: «В каждом советском городе есть такие рынки, где крестьяне могут продавать излишки своей сельскохозяйственной продукции». А фотограф Энтони Стюарт сказал: «Мы нашли самое дружелюбное лицо Москвы». Это сказано про одну из продавщиц ягод. Кстати, там только крыжовник и красная смородина. Это разгар лета.
Не пропустил Никсон и московское метро.
Бабушка по центру явно вмонтирована. Да и мужчина в рубашке слева. Видимо для кадра требовались центральные фигуры и их вмонтировали при подготовке к печати. Но криминала тут нет. Такая бабушка запросто могла идти по вестибюлю станции «Комсомольская», которая выходит на «три вокзала».
Оригинальная подпись к фото: «Две редкие вещи в России: православный священник и массовые автомобили. В России одна машина приходится на каждые 300 человек, по сравнению с одной машиной на каждые три человека в Соединенных Штатах. В этой сцене один из немногих московских священнослужителей выходит из такси».
Да, сложно поверить в обещания Хрущёва через семь лет догнать и перегнать США хотя бы даже по количеству легковых машин на душу населения. К слову, Никсон ведь сказал не про личные машины – триста человек на одну – а вообще на все легковые машины в СССР. Если бы речь шла о легковых, то пропорция была бы ещё более впечатляющей.
И попутно замечу. В прошлом посте я много времени уделил типовым легковушках на улицах Москвы и выяснил, что преобладали «Победы». Тут тоже на первом плане «Победа». Вроде всё сходится. А на заднем плане? Сплошь номенклатурные ЗИМы и новенькие «Волги». Судя по всему, коммунисты решили пустить пыль в глаза Никсону и подогнали кучу новых автомобилей к тому месту, где выкатили ему священника в такси. Вообще тоже сложно поверить, чтобы американский фотограф только поднял фотоаппарат и сразу – оппа – к нему подъезжает такси с попом. Скорее всего и священнослужителя специально подогнали для антуражу. Американцы – они же, как мы знаем, ну тупыыые.
По поводу этих фотографий автор пишет примерно следующее: «Два неизбежных аспекта советской жизни – женщины-рабочие и бурная строительная деятельность. Женщины выполняют тяжелые работы, потому что стране нужен их труд, а их собственные семьи нуждаются в дополнительном доходе». Ну что тут скажешь? Так и есть. Советская эмансипация, это женщины, которые работают на работах с тяжёлым физическим трудом. А зато у них в США негров убивают! Вот так-то! Что, скушали, господин Никсон? Вот то-то. И не забывай, что часики-то тикают. В 1966 году СССР догонит и перегонит Америку.
А это уже Ленинград, Невский проспект. Никсон поминает и царя, и революцию, и блокаду, говоря, что этот город имеет свой неповторимый исторический аромат.
Затем американская делегация переместилась в Свердловск.
«Свердловск. Троллейбус. Настороженные взгляды и только одна робкая улыбка». Таковы советские люди, да. Я себя помню в 1980 году во время Олимпиады в Москве. Еду как-то в троллейбуса, а мимо автобус с иностранцами. Они оттуда улыбаются, приветственно машут, в том числе мне. А я смотрю на них исподлобья, словно они гестаповцы, которые меня сейчас будут пытать. Интересно, что они подумали?
Впрочем, дальше Никсон пишет, что лёд отчуждения таял, когда начиналось живое общение с простыми советскими людьми. После первых политических вопросов – явно подстроенных работниками партии – люди начинали свободно общаться и улыбаться. Ещё Никсон отметил любовь сибиряков к цветочкам на подоконниках. Он объяснил это так, что в суровые сибирские зимы цветочки помогают душевно расслабиться.
Свердловская улица. Никсон рассказывает про коммунистическую наглядную агитацию, показывающую, до чего человека может довести асоциальное поведение. Прикольная, кстати, на мой взгляд, социальная реклама (как сказали бы сегодня).
Не забывает Никсон отметить и то, что до революции город назывался Екатеринбургом и что именно в нём в 1918 году «тюремщиками-коммунистами» была расстреляна вся семья Николая II, вместе с ним самим.
Эти фото я уже публиковал в прошлом посте.
Но пусть будут и тут – уж больно фотографии хорошие.
Встреча жителей Свердловской области с Никсоном.
Это не протокольная встреча, а незапланированная. Фотограф, хитрый, фотографирует не первые ряды, зная, что коммунисты поставят туда знатных передовиков, а с тылу. Простые уральские крестьянки. 1959 год. Хрущёв пытается убедить Никсона, что через семь лет жители СССР будут жить не хуже, а даже лучше американцев. Американцы верят в это с трудом.
Мисс Никсон танцует русскую польку в девчячьем лагере (Girl’s Camp). Так гласит подпись к фото и вызывает у меня вопрос. Если автор ничего не перепутал, то в свердловской области существовали отдельные женские пионерлагеря? Недоумеваю.
Далее рассказывается, что мисс Никсон посетила пионерлагеря (в журнале они называются просто лагерями), больницу, шахтёрский городок и поболтала с хозяйками. Затем раздала молодым людям угощения, включая леденцы и жевательную резинку. Я стопудово уверен, что вожатые потом отобрали у девчонок и леденцы, и, особенно, жвачку.
Свердловская продавщица цветов спешит занять место.
Новостройки и ещё старые деревянные домишки.
Русские бабушки сильны верой в Бога.
«Мне 85 лет, – сказала бабушка в белом платке, – но я ощущаю себя на 65, потому что моя вера меня делает моложе». На нижнем фото на этой странице бабушка держит ребёнка на крещении. Никсона поясняет о жестоких гонениях на церковь при Сталине и о более мирном отношении к церкви в последующий период. «Со времён Сталина число церквей в стране увеличилось в четыре раза и достигло 20 тысяч» – пишет Никсона. Но он малость поспешил. Вскоре начнётся новый налёт на церкви уже со стороны Хрущёва. Снова станут закрывать храмы, сжигать церкви. Коммунисты в этом смысле весьма последовательны. И, к слову, если сегодня иные коммунисты притворно ходят в церкви, то это лишь пока они не у власти. Дайте коммунистам власть – и они покажут истинное отношение к Церкви.
Это уже Новосибирск.
Новосибирчане на встрече с Никсоном. В глазах горит неподдельный интерес. У женщины на фото справа прямо какой-то религиозный экстаз. Она увидела настоящего вице-президента США! Никсон пишет, что жители Новосибирска больше всего поразили его своим радушием и готовностью идти на неформальный контакт. Судя по девушке по центру большой фотографии – так оно и было. Её глаза как бы говорят: «Eat me».
Но поляки заткнули за пояс сибиряков. Когда после визита в СССР Никсон побывал в Варшаве, то толпа встречала его аплодисментами и, оттеснив полицию, закидывала машину цветами. После чего Никсон отбыл в свою Империю Зла. Вот такая статья. Вернее очень короткая выжимка из неё на основании фотографий.
Материал взят: Тут