Иван Грозный как зеркало русской ментальности ( 2 фото )
- 05.12.2020
- 17 321
Прочитал статью коллеги (Валерий Юрьевич) и решил добавить к образу Ивана Грозного очень важную, на мой взгляд, ментальную сторону личности великого Государя.
К сожалению или к счастью, но последний фильм «Грозный» с С.Маковецким я почти не смотрел, хватило половины одной из последних серий, чтобы составить общее впечатление: ничуть не лучше пасквиля «Царь» П.Лунгина, на который вообще хватило 15 минут.
В общем, не знаю, что с этим можно сделать, слишком уж большое нагромождение лжи и нездоровых фантазий, чтобы вот так вот, просто, можно было бы их развеять.
Ну да ладно, коллеги, будем делать то, что должно и будь, что будет.
«Король берет на себя трудное дело;
велика сила московитов,
и, за исключением моего повелителя, нет
на земле более могущественного Государя»
(Махмет-паша, великий визирь Османской
Порты польскому королю Баторию).
Для начала просто необходимо хотя бы немного погрузиться в ту эпоху и понять несколько вещей:
- международная дипломатия в XVI веке (впрочем, так же, как и в гораздо более ранние эпохи) была ничуть не менее искусной и профессиональной, чем сейчас, а во многом гораздо более интересной, так как в те «дремучие» времена дипломаты, послы и прочие посланники не сильно стеснялись говорить то, что думают. Другими словами, государевы люди называли белое белым, а чёрное чёрным, а если совсем попросту – говорили правду.
- обширное Московское государство, возглавляемое Иваном Грозным, со всех сторон находилось в крайне враждебном окружении. Безусловно, русский царь понимал невозможность одновременной войны на всех фронтах, что диктовало необходимость поиска хотя бы временных союзников.
- XVI век – это период активного становления реформации, породившей несколько направлений протестантизма в Европе. Будучи прекрасно образованным, в том числе и в богословских делах, Иван Грозный прекрасно знал обо всех религиозных течениях Европы и не стеснялся дискутировать на эти темы с любым оппонентом.
- русский царь был прямым потомком великих русских князей, что на фоне сменявших друг друга европейских династий давало ему моральное превосходство, по крайней мере, внутреннее.
Таким образом, этот небольшой срез характера исследуемой эпохи позволяет сделать следующий вывод: если Иван Грозный, будучи одним из немногих потомственных государей, был в курсе всех европейских дел и, понимая все сложности международного положения, искал с кем-либо союза против своих прямых врагов, значит он:
а) был совершенно вменяемым правителем, понимавшим европейские реальности и заботившимся о благе, прежде всего, своего государства;
б) уже на ранней стадии понимал опасности реформации, искусно играющей на ошибках Ватикана и подменяющей общественные интересы личными;
в) имел действительно моральное превосходство перед любым европейским монархом, что давало ему право чувствовать преимущество и в любом диалоге. Особенно, если учесть, что одна из трёх дочерей Ярослава Мудрого – Анна Ярославна (Агнесса Русская) в своё время стала, ни много ни мало, королевой Франции.
Тюдоры, Стюарты, Ганноверы, Каролинги, Габсбурги, Бурбоны, Меклебурги и т.д., хаотично сменявшие друг друга, часто посредством отрубания головы, на фоне незыблемости родовой преемственности великих русских князей, действительно не оставляли выбора: разговаривать надо, но быть равным среди временщиков – увольте.
Однако начать я всё-таки хочу не с переписки Ивана Грозного с европейскими монархами, а с письма протестантскому проповеднику Яну Роките [1] в котором царь в резких выражениях демонстрирует образец реакции русской ментальности на зарождавшийся в Европе процесс, стимулирующий личное обогащение в противовес духовному развитию:
«О вашем учителе Лютере… Поистине Лютер лютым называется, люто это, люто, если к краеугольному камню - Христу прижаться, и его божественные уставы разорять, и божественное его учение и апостольские проповеди рассекать, и святых отцов уставы извращать. И всяческие козни строить, неистинное писание исповедуя. Подобно тому как Сатанаил отвержен был Небесами и вместо ангела света - тьмой и обманом нарекся, а ангелы его - бесами. Так и вы, подобно тому как начальник бесов зовется Сатана, так и вашему начальнику имя Лютер, как его же ангелы именуются бесами, так и вы - кознодеями…
…Впредь своего учения в нашей стране не объявляй. Господа нашего Иисуса Христа, всех Спасителя, прилежно молим, чтобы наш российский род сохранил от тьмы неверия вашего. Отцу слава с присносущим его Сыном и Святым Духом и во веки веков. Аминь».
Обращаю внимание на то, что при аргументации царь сознательно использует языковую семантику, базирующуюся на созвучии слов Лютер и лютый, и прекрасно понимает, что для славянина (чеха) Яна Рокиты это будет ударом ниже пояса. Добавлю от себя: Иван Грозный высказался максимально деликатно, ибо вполне мог бы пойти дальше, используя семантическое созвучие Лютер – Люцифер, тем более, что по правилам лингвистики подобное тождество является исключительно корректным.
Перехожу к самому известному письму Ивана Грозного английской королеве Елизавете [2], оригинал которого хранится в лондонском Публичном архиве (Public Record Office) S. P. 102/49. К слову, переписка монархов длилась, с некоторым перерывом, более 20-ти лет и в настоящий момент известно 39 писем [3] – 11 писем царя и 28 писем королевы. Интересующее нас письмо написано в году от создания мира 7079-м, 24 октября (24 октября 1570 г.) Вот как оно заканчивается:
«Ныне ты к нам отпустила нашего посла, а своего посла с ним ты к нам не послала. А наше дело ты сделала не таким образом, как договорился твой посол. Грамоту же ты послала обычную, вроде как проезжую. Но такие дела не делаются без клятвы и без обмена послами. Ты совсем устранилась от этого дела, а твои бояре вели переговоры с нашим послом только о торговых делах, управляли же всем делом твои купцы сэр Ульян Гарит [Уильям Гаррард] да сэр Ульян Честер. Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, - поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.
И раз так, то мы те дела отставим в сторону. Пусть те мужики, которые пренебрегли нашими государскими головами и государской честью и выгодами для страны, а заботятся о торговых делах, посмотрят, как они будут торговать! А Московское государство пока и без английских товаров не бедно было. А торговую грамоту, которую мы к тебе послали, ты прислала бы к нам. Даже если ты и не пришлешь эту грамоту, мы все равно по ней ничего делать не будем. Да и все наши грамоты, которые до сего дня мы давали о торговых делах, мы отныне за грамоты не считаем».
Вопрос: есть ли в этом письме грубость и неуравновешенность, регулярно приписываемые русскому царю именно на основании данного послания? Ответ: с учётом достаточно длительной переписки с целью решения больших государственных задач и получением в ответ лишь странных грамот с непонятными печатями и посланников, интересующихся лишь торговыми делами, письмо Ивана Грозного вновь выглядит максимально деликатным, может быть, кстати, именно потому, что переписка не просто с монархом, а с королевой - женщиной. А голая суть в том, что он наивно полагал: уникальные привилегии английским торговцам по просьбе королевы приближают заключение союза с Англией, что было крайне необходимо в длящейся не первый год войне за Ливонские земли. Поняв, в конце концов, что туманный Альбион играет в нечестную игру, царь резко перевернул эту страницу, назвав вещи своими именами.
А уж в том, как Иван Грозный может на самом деле ставить на место любого европейского монарха, особенно если между ними есть прямое противостояние, можно легко убедиться, например, по посланию польскому королю Стефану Баторию [4], написанному в 7089 году, 29 июня (29 июня 1581 года):
«А отказались вести с тобою переговоры наши послы потому, что они, увидя твою надменность, когда ты не встал при произнесении нашего имени и не спросил о нашем здоровье, не решались без нашего ведома стерпеть это…
Только когда появилось в твоей земле лютеранство, воевода виленский Николай Янович Радзивил и иные паны начали спор о Ливонской земле ради пролития христианской крови…
А ты, видно, всех своих предков лучше, а паны твои умнее своих отцов: чего отцы их не умели добыть, они с кровопролитием добывают! Скоро начнешь взыскивать и то, что при Адаме потеряно}…
А что просишь оплатить военные сборы - это ты придумал по бусурманскому обычаю: такие требования выставляют татары, а в христианских государствах не ведется, чтобы государь государю платил дань, - нигде этого не сыщешь; да и бусурмане друг у друга дань не берут, только с христиан берут дань. Ты ведь называешься христианским государем - чего же ты просишь с христиан дань по бусурманскому обычаю? И за что нам тебе дань давать? С нами же ты воевал, столько народу в плен забрал - и с нас же убытки взимаешь. Кто тебя заставлял воевать? Мы тебе о том не били челом, чтобы ты сделал милость, воевал с нами! Взыскивай с того, кто тебя заставил с нами воевать; а нам за что тебе платить? Следовало бы скорее тебе оплатить нам убытки за то, что ты, беспричинно напав, завоевывал нашу землю, да и людей следовало бы вернуть без выкупа…
Мы ведь предлагаем добро и для нас и для тебя, ты же несговорчив, как онагр-конь [осел], и стремишься к битве; Бог в помощь! Уповая на его силу и вооружившись крестоносным оружием, ополчаемся на своих врагов».
Вновь Иван Грозный упоминает лютеранство, видя в нём влияние даже на консервативное польское католичество, побуждающее короля делать весьма странные предложения противнику – платить дань на содержание польского войска, регулярно собираемого для войны с русскими?! Ну и, конечно же, царь вновь напоминает о своём происхождении и необходимости вставать любому при произнесении его имени, независимо от статуса. Не готов оценить характер послания, как выраженного в деликатных тонах, но и требовать подобного в условиях смертельного военного противостояния было бы более, чем странно. Не менее странно, чем, например, сегодня вдруг получить предложение от Европейского Союза профинансировать увеличение расходов для расширения НАТО на восток.
А теперь, на закуску, самые «деликатные» цитаты из второго послания шведскому королю Юхану III [5]:
«…ты пишешь свое имя впереди нашего - это неприлично, ибо нам брат - цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств, как будет доказано впереди. Ты говоришь, что Шведская земля - вотчина отца твоего; так ты бы нас известил, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали, был ли твой дед на престоле и с какими государями он был в братстве и в дружбе, укажи нам всех их поименно и грамоты пришли, и мы тогда уразумеем…
Ты писал, что мы не сдержим обязательств, данных в грамоте и скрепленных печатью, но ведь на свете есть много великих государств, и во всех этих государствах наше слово неизменно ценится (ты спроси там - узнаешь!), почему же в одной Шведской земле будет по-иному?..
Спеси же с нашей стороны никакой нет, а писали мы тебе так, как подобает писать нашей самодержавной власти к твоей королевской, - ибо раньше того не бывало, чтобы великим государям всея Руси сноситься со шведскими правителями…
Если же кто-нибудь не бережет своего государского достоинства и называет тебя своим братом, то это его дело; нас это не касается, мы соблюдаем свою честь, как подобает нашему царскому величеству. Если же ты не доверяешь той грамоте своего отца, то пришли своих послов, верных людей, и они посмотрят эту грамоту и печать твоего отца на ней. И с этими послами ты сообщи нам, был ли кто-нибудь королем в Шведской земле до отца твоего, кто именно был и из какого рода и с кем он был в братстве; а мы об этом не слыхали,- уж не нашел ли ты этих королей у себя в чулане?..
А если ты хочешь присвоить титулы и печати нашего царского величества, так ты, обезумев, можешь, пожалуй, и государем вселенной назваться, - да кто тебя послушает? Если же тебе неугодно по нашему указанию поступить, то сносись по-старому с наместниками. Напрасно ты пишешь, что мы из честолюбия хотим присвоить твою печать и землю; мы писали об этом потому, что если ты хочешь с нами сноситься помимо наместников, то ты должен нам подчиниться, а если ты подчинишься, то и земля твоя, и владения, и печать будут нашими, и тогда мы тебя пожалуем и будем сноситься с тобою как со своим; а с чужим и столь незначительным государем, как ты, сноситься нам не подобает…
Если не пришлешь послов - миру не бывать; нам же к тебе послов посылать не подобает. Мы из снисхождения к тебе пишем: если хочешь, чтобы мы тебя пожаловали и от сношения с наместниками освободили, то пришли к нам своих великих послов бить челом и отблагодари нас за это великим делом, насколько сможешь; тогда мы тебя пожалуем и от наместников освободим; а, не дав выкупа, ты у нас этого не добьешься.
А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь. А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы - так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой - бесчестие, а лай тебе писать - и того хуже, а перелаиваться с тобой - горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем…
Писана в нашей вотчине, в Ливонской земле, в городе Пайде [Вейссенштейн], в 7081 году, 6 января [6 января 1573 г.], на 40-й год нашего правления, на 26-й год нашего Российского царства, 21-й - Казанского, 18-й – Астраханского».
Прошу прощения за объём цитируемого текста, но тут уж ничего не поделаешь – само послание значительно больше, так что, не обессудьте. Во всяком случае, квинтэссенция демонстрации морального превосходства над безродным скандинавским выскочкой продемонстрирована во всей красе. Кстати, бьюсь об заклад, что царь, прекрасно знавший всю свою родословную и придававший этому чрезвычайно важное значение, совсем небезосновательно ссылается на своё родство с «цесарем Римским» и своим письмом шведскому королю демонстрирует, что его предки не имели никакого отношения к скандинавскому происхождению, в противном случае, следовало бы ожидать от государя более уважительного отношения к своим дальним землякам-родственникам.
Завершаю статью словами русского публициста, литературоведа и переводчика XIX века Николая Михайловского, поразившегося не только противоречивостью личности царя, но и крайне полярным разбросом мнений и оценок его деятельности [6]:
«При чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Утомление тем более понятное, что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является». Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».
Список источников и используемой литературы:
[1] Хронос. Всемирная история в интернете. Ответ Ивана Грозного Яну Роките.
[2] Хронос. Всемирная история в интернете. Послание английской королеве Елизавете.
[3] Русско-английская дипломатическая переписка 1560-1640-х гг. в исследованиях И.И.Любименко.
[4] Хронос. Всемирная история в интернете. Послание Польскому королю Стефану Баторию.
[5] Хронос. Всемирная история в интернете. Второе послание шведскому королю Юхану III.
[6] Образовательный портал «Слово». Мнения о личности и деятельности царя Ивана Грозного.
P.S.: Сдаётся мне, что Иван Грозный действительно первым изобрёл рентген, с помощью которого видел насквозь не только своих бояр, но и всю европейскую рать...
Александр Дубровский
Материал взят: Тут