Дистанционно управляемое убийство. Кому была действительно выгодна смерть Мохсена Фахризаде? ( 4 фото )
- 05.12.2020
- 9 867
Место преступления..
Новое слово в терроризме
Телеканал Al Alam утверждает, что ведущего разработчика ядерной программы Ирана Мосхена Фахризаде 27 ноября расстреляли из дистанционно управляемого оружия. При этом детально информация о характере нападения не приводится. Ограничиваются лишь некой управляемой через орбитальный спутник пулеметной установкой. В момент нападения она была смонтирована на автомобиле и с приближением Nisssan Teana с ученым-ядерщиком открыла огонь.
После атаки, по данным иранских информационных агентств, пулеметная установка самоликвидировалась. И уже по обломкам иранцы определили ее израильскую принадлежность. Судя по фотографиям с места преступления, пулемет (или автоматическая винтовка) работал по цели в лоб через ветровое стекло Nissan на удалении в несколько десятков метров. Неизвестно, велся ли огонь по движущейся машине с ученым или ее каким-то образом заставили остановиться.
Иранцы путаются в показаниях, указывая разное количество жертв покушения – погибло от трех до четыре человек, сопровождающих Фахризаде. И неизвестно, включен ли в это число сам VIP-пассажир. По одной из версий, ученый-ядерщик был в ходе нападения тяжело ранен и скончался уже в реанимации. Другие иранские источники утверждают, что основатель ядерной программы был убит на месте. Как бы то ни было, резонансное покушение стало примером нового типа высокотехнологичного терроризма, о котором ранее мало что было известно.
Сакральная жертва
Совершенно необычно выглядит сам способ нападения на отца иранской ядерной программы. В восьмидесяти километрах от Тегерана на трассе машина с Фахризаде была не взорвана, на нее не упал высокоточный барражирующий боеприпас, как это часто случается с врагами коллективного Запада. Фактически VIP-пассажира расстрелял дистанционно управляемый робот и после взорвался.
Доподлинно неизвестно, на самом ли деле пулеметная турель управлялась со спутника. Или же оператор располагался на удалении в машине и спокойно скрылся после совершения теракта. Турель с пулеметом скорее всего располагалась в салоне машины и вела огонь через заднее (или переднее) стекло. Существует также версия, что автоматическое стрелковое оружие располагалось внутри грузовичка Nissan, припаркованного на обочине шоссе.
Немаловажен и психологический эффект этой атаки, выявивший уязвимость важных для страны лиц от иностранных спецслужб даже внутри Ирана. Вражеская агентурная сеть внутри Исламской Республики очевидно настолько развита, что может себе позволить сооружать на дорогах подобные смертельные ловушки. Демонстративно нанесен скальпельный удар, сводящий к минимуму сопутствующий ущерб от взрыва, к примеру. Ведь террористический акт состоялся на оживленном шоссе, и при мощном взрыве погибших было бы гораздо больше.
Просчет охраны
В медийном пространстве циркулирует еще один сценарий развития ситуации. Очевидцы утверждают, что слышали сначала взрыв, а уже потом стрельбу. Именно неизвестный взрыв заставил машину Фахризаде остановиться, а уже потом по неподвижной цели отработал пулемет.
При этом ученый получил два смертельных ранения уже снаружи машины – телохранитель пытался прикрыть собой охраняемого, но сам был убит. Впрочем, данный вариант развития событий также является одной из версий. Непонятно, в частности, когда взорвался автомобиль с пулеметом.
Первичный анализ итогов смертельного покушения на ученого говорит о том, что спецслужбы Ирана совсем не ожидали атаки. Машина у Фахризаде была вполне гражданская и ни в коей мере не была предназначене для защиты важных пассажиров. На ученого ранее уже было покушение, но бронированной машины, соответствующей статусу пассажира, так и не нашлось. Как и не было у ученого-ядерщика автомобилей сопровождения, способных хотя бы прикрыть беззащитную легковушку от пулеметной очереди.
По одной версий, охрана все-таки была, но двигалась по трассе несколькими километрами далее. Организаторы покушения все подобные тонкости знали и провернули достаточно сложную операцию по устранению отца иранской ядерной программы. В Тегеране о потенциальных исполнителях и заказчиках теракта выразились следующим многозначительным образом:
«Прослеживается причастность сионистского режима к операции по устранению Фахризаде, однако с учетом сложности операции существует вероятность, что в ней также участвовали другие зарубежные спецслужбы».
Проект «Амад»
Устранение Мосхена Фахризаде особого влияния на иранский ядерный проект мирного или милитаристского плана, конечно, не окажет. В современном мире технологические и научные секреты уже давно не концентрируются на отдельных личностях. Сейчас в приоритете командная работа. В столь сложной области, как ядерная физика, в исследовательской группе обязанности распределены между всеми участниками. И нередко члены команды могут быть взаимозаменяемыми. Поэтому жертва Фахризаде была скорее демонстративной. Этаким актом возмездия.
Только вот за что «сионистский режим», по иранскому мнению, мстил ученому-ядерщику? Прежде всего, за ключевую роль в проекте «Амад», нацеленном на получение ядерных боеголовок для баллистических ракет Исламской Республики.
Иранский аналог американского «Манхэттенского проекта» стартовал в начале 2000-х годов, хотя первые наработки датировались еще 1989 годом. Израиль с союзниками регулярно наносили упреждающие удары по объектам ядерной программы, но прикрыли её в Иране еще в 2003 году.
Иерусалим пару лет назад предоставил документы, которые, по мнению израильтян, доказывают продолжение работ по теме «Амад». Тегеран все отрицал, списывая разработки на совершенствование мирного атома. МАГАТЭ в этой истории было на стороне Ирана, хотя и жаловалось на регулярное блокирование доступа международных наблюдателей к некоторым ядерным объектам республики.
США и/или Израиль?
Примечательно, когда иранцы получили после долгого ожидания российские комплексы С-300 ПМУ-2 «Фаворит», они прикрыли ими в 2016 году пещеры Фордо. Казалось бы, зачем защищать дорогостоящей системой ПВО какие-то пещеры?
Оказалось, что в Фордо долгое время прятались центрифуги для обогащения урана, которые в 2012 года были выведены из строя пресловутым вирусом Stuxnet. Иранскими учеными техника была быстро восстановлена. Но успешная кибератака вошла в учебники истории и программирования.
Маневр с «Фаворитами», учитывая декларируемую Ираном заморозку военной ядерной программы, показался Западу странным. И давление на страну усилилось. И в центре всей истории неизменно был Мосхен Фахризаде.
С недавних пор погибший ученый возглавлял на родине Организацию оборонных инноваций и исследований (аналог американского DARPA), которая из-за подозрений в работе над боевым атомом, попала под санкции США. Кроме этого, Фахризаде был офицером Корпуса стражей исламской революции, что также не добавляло доверия со стороны мирового ядерного клуба. Все это, вкупе с многочисленными успешными покушениями Моссада на иранских ядерщиков, говорит в пользу израильского следа в убийстве знаменитого ученого. Но в игре еще есть и США.
Главным врагом Тегерана последние годы был президент Дональд Трамп, настроенный очень радикально по отношению к Исламской Республике. Одновременно с этим, уходящий президент симпатизировал Израилю, по-разному поддерживая всяческую агрессию Иерусалима против оппонентов в регионе.
Новый президент Джо Байден в этом смысле настроен несколько иначе. Израиль ждет похолоданий отношений с США, а Иран вполне может рассчитывать на символическое потепление.
В этой связи возможная провокация администрации Трампа с убийством Фахризаде выглядит логическим, хотя и несколько наивным шагом. Дошло до того, что даже в Тегеране озвучивали такую конспирологическую версию террористического акта в числе основных. А раз так, то простая по задумке, но сложная в исполнении операция прошла фактически впустую.
Если в Иране и решатся на ответные шаги, то они будут совершенно символическими.
Автор:Евгений Федоров
Материал взят: Тут