Больше не преемник: Кудрин бросил перчатку Медведеву ( 2 фото )

Это интересно




Очередной отчёт Счётной палаты производит тягостное впечатление: судя по всему, в 2018-2019 годах Россией управляло совершенно некомпетентное правительство, руководители которого не разбирались в собственных документах.

Автор:
Михаил Мельников

Девять лет ожидания

Счётная палата Российской Федерации долгое время была незаметным контрольным органом с весьма ограниченными полномочиями. В 2012 году её впервые возглавил политический тяжеловес – или, как сказали бы феминистки, тяжеловеска – Татьяна Голикова. После этого палата стала чаще мелькать в новостях, периодически сообщала о нецелевых расходах различных ведомств, но в целом оставалась в тени.

Всё изменилось в 2018-м, когда наконец стал ясен сценарий долгожданного возврата бывшего министра финансов Алексея Кудрина во власть. Закон о Счётной палате тут же был переписан, полномочия этого органа разбухли до неприличия, а его глава принял на себя полномочия государева ока на боярских затеях.

Сам Алексей Кудрин при этом, правда, говорил всё больше не об аудите, а о том, как обустроить Россию, и особой славы при этом, как ни старался, не сыскал. Но его ищейки, получив практически неограниченные возможности, поработали изрядно, и подноготная ряда министерств явилась миру в весьма неприглядном виде. Кто читал отчёты Счётной палаты, тот Дзюбой уже не интересуется.

Но сотрудничество бывшего околосистемного оппозиционера Кудрина и почти не сменяющейся российской власти изначально не могло быть безоблачным. Мы же помним, как в 2011 году президент Дмитрий Медведев заставил министра финансов Алексея Кудрина покинуть свой пост – скандал получился знатным: Кудрин, строго по тогдашнему анекдоту, даже до премьер-министра Владимира Путина дошёл, но тот не стал подрывать авторитет президента.

Месть – блюдо, которое подают холодным: в 2020 году глава Счётной палаты Алексей Кудрин начал атаку на бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева.

Золотые клюшки

Счётная палата опубликовала 39-страничный отчет об использовании резервного фонда правительства. Не надо путать этот фонд с национальным – Резервным фондом РФ, основанным самим Кудриным, – сейчас аналогичную роль играет Фонд национального благосостояния. Резервный фонд правительства – это не распределённые в бюджете деньги (не более 3% от общих расходов плюс неиспользованные остатки иных внебюджетных трансфертов), которые по указанию премьер-министра направляются на самые горячие участки исполнения государственных программ.

По мнению аудиторов, представление предыдущего правительства о том, какие участки являются горячими, не вполне соответствовало реальности.

Иногда одна картинка говорит больше, чем многие слова: посмотрите на диаграмму использования средств фонда.


Счётная палата Российской Федерации. Фото: ach.gov.ru

Я, грешным делом, питаю слабость к такому скользкому виду мирской суеты, как хоккей. Поэтому особый восторг вызвал следующий эпизод.

В 2019 году правительство, то есть Дмитрий Медведев, направило Минспорту на строительство хоккейного центра в Иркутске 2,15 миллиарда рублей. Солидные деньги. Министерство, которое тогда возглавлял Павел Колобков (выдающийся фехтовальщик, зачем-то сделавший административную карьеру), в одностороннем порядке передумало строить центр и перекинуло эти средства на мероприятие "Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для развития хоккея", на которое ранее планировалось потратить лишь 300 миллионов. Таким образом, дополнительная помощь из Резервного фонда увеличила эту сумму в 8 раз. И деньги были потрачены практически целиком, за исключением 14 миллионов рублей.

А целевым показателем этого мероприятия является "численность населения, занимающегося хоккеем". Ума не приложу, зачем это нужно России, и точно знаю, что ни в Канаде, ни в Швеции таких расходных государственных программ нет, но у нас свой особый путь. Так вот, по итогам 2019 года планировалось, что регулярно заниматься хоккеем будут 640 тысяч человек. А по факту оказалось 606 тысяч.

Иркутск забыт, цель не достигнута, где деньги – непонятно.

Пишем и будем писать!

Другая история. В целях стимулирования продаж техники, использующей природный газ, Минпромторг в 2018 году запросил – и получил – 4 миллиарда рублей на предоставление субсидий производителям такой техники. Благодаря этим деньгам удалось продать 4 тысячи автомобилей. То есть на субсидирование каждого из них ушёл миллион рублей.

Что на это ответит непотопляемый министр Денис Мантуров, представитель мощной олигархической группировки? Кто купил эти волшебные автомобили со скидкой миллион за штуку? Надо сказать, что в этом месте отчёта в сухом тоне аудитора проскальзывает даже какой-то восторг перед подобными масштабами.

Вообще, руководивший проверкой аудитор Данил Шилков, заявленный как автор документа, обладает оригинальным литературно-чиновничьим стилем – без оскорблений и даже обвинений припечатывает подопытных. Вот какой вывод он делает из неловкой ситуации с автомобилями:

"Несопоставимость целей, установленных распоряжениями правительства и Минпромторга, и целевых показателей, установленных госпрограммами, на финансовое обеспечение которых выделялись указанные средства, не позволяет оценить степень влияния реализации 4 тыс. автомобилей с газовым топливом на индекс производства автомобилей, прицепов и полуприцепов".

Характерно, что первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко легко согласилась с выводами Счётной палаты, хотя претензий много и к её ведомству (министр Силуанов в ту пору был первым вице-премьером), которое, по сути, выпустило из рук контроль над ситуацией. Ответное слово Нестеренко, впрочем, звучало довольно уныло:

Мы везде это пишем, во всех наших замечаниях к любым распоряжениям говорим, что нужно делать ссылки на факторы, показатели госпрограмм, на влияние или невлияние... опять будем ссылаться на заключение Счётной палаты… будем опять в правительство всё это писать… рассчитываем на то, что мы это сможем сделать и ситуация с контролем будет еще больше усилена…

Куда уж больше, Татьяна Геннадьевна? Наконтролировались уже – может, кому-то другому передать эстафету? Потому что именно министерство финансов заявлено как "объект экспертно-аналитического мероприятия", а главный вывод из "мероприятия" – деньги, которые по закону должны выделяться строго на исполнение государственных программ, фактически раздавались "от балды" и за их расходованием никто толком не следил. Кстати, указано, что в первой половине 2020 года деньги Резервного фонда стали тратиться куда экономнее.

Кому выгодно?

Разоблачения Счётной палаты вызывают двойственное чувство – примерно такое же, как работа знаменитого Фонда борьбы с коррупцией. Алексей Кудрин и его тёзка Алексей Навальный делают, в общем, одно дело – точечными ударами бьют по авторитету представителей власти и бизнеса с государственным участием, поднимая тем самым точечный авторитет. Формат, конечно, разный: Кудрин работает для эстетов и интеллектуалов, Навальный – ровно наоборот, но тем самым они покрывают бо́льшую часть интересующейся политикой аудитории. И безусловно, порой вскрывают весьма неприятные вещи.

Вот только из высказываний и поведения обоих политиков напрашивается вывод, что их цель – дестабилизация положения (у эстетов – в правительстве, у пассионариев – на улице) с последующим использованием ситуации для получения власти. Этот сценарий вряд ли можно назвать приемлемым.

Но в любом случае чиновники не должны расслабляться и становиться лёгкой мишенью для Кудрина ли, Навального ли, потому что тем самым они подрывают не столько свою, никому, в общем-то, не нужную карьеру, но и авторитет государственной власти.

Медведев с Силуановым, как видим, уклониться от очередного удара не сумели. И если у них есть аргументы в свою защиту, хотелось бы увидеть их возможно быстрее.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация