Каждому – по цифровому двойнику: Чиновники выходят на новый уровень слежки ( 1 фото )
- 10.11.2020
- 7 595
Очевидно, что нас уже запихали в "цифровую зону", где небольшая группа дельцов не просто устанавливает свои правила, но и диктует их. Чиновники, олигархи не скрывают того факта, что намерены не только собирать, но и торговать нашими личными данными. Так, например, Сбербанк уже в открытую заявил, что продаст бизнесу и органам власти информацию о передвижениях и, внимание, тратах российских граждан. В свою очередь, министр цифровизации лоббирует появление в правовом поле наших электронных двойников – аватаров, которые смогут фактически подменить собой человека, что чревато далекоидущими последствиями как для конкретной персоны, так и общества в целом.
Автор:
Юрий Пронько
Давайте предметно во всём разберёмся. Начнём с Грефа. Специальный сервис на недавно запущенной платформе "СберАналитика" будет анализировать транзакции населения, сопоставляя их с информацией о местах, где они были произведены. В Сбере, понимая всю неоднозначность ситуации, когда человек теряет свою конфиденциальность, в оправдание своё уже заявили, что вся информация будет обезличенной. Однако эти заверения противоречат другому факту – полученные данные можно будет использовать, например, для контроля за мигрантами в российских мегаполисах. Как нам стало известно, Сбер уже получил запросы от региональных и муниципальных властей.
"Уж очень много баз Сбербанка уже гуляет. Поэтому любое заявление, что они, мол, готовы продавать какую-то аналитику на основе сведений о своих клиентах, выглядит очень забавно, потому что просто фантастическое количество мошенников уже располагает базами Сбербанка, звонит, дозванивается, доказывает – мне это делали несколько раз только за последние месяцы, – что вы должны предоставить им какие-то сведения, чтобы они взяли деньги с вашего счёта, фактически. То есть тут уже и так бреши весьма значительные.
А с другой стороны, государству в нынешних условиях нужен банк, который бы кредитовал реальный сектор по-настоящему. Не данными торговал и тем более не допускал разворовывания этих данных, а работал как крупный национальный кредитный институт, обеспечивающий рост экономики. Поэтому покупка у Центрального банка Сбербанка правительством мне кажется правильной в этом смысле. Приватизация его дальнейшая кажется абсолютно неуместной, а вот превращение его в полностью государственное предприятие, даже не в акционерную компанию, с другим высшим менеджментом, не либералами, а людьми, которые будут ориентироваться на помощь российской экономике, – вот это было бы правильно, это был бы хороший выход.
Тем более что банки в их классическом виде в современной экономике являются уже в значительной мере архаическим образованием, и в России они ещё и, ко всему, не работали как банки, как те, кто должны кредитовать реальный сектор экономики. Вот на это бы Сбербанку внимание обратить. Ну и, естественно, ставки процентов тогда можно будет понизить и сделать банк инструментом поддержки национального производства. Да, это производство будет частным во многом. Торговые компании, транспортные компании – они будут частные. Но они будут при этом развиваться, получая негубительные кредиты. В то время как сейчас философия Сбербанка, проблема банка как акционерной компании состоит в том, чтобы зарабатывать деньги", – считает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
А вот мнение члена экспертного совета партии "За правду" Николая Старикова:
Я думаю, что действительно зашли слишком далеко, и самое главное, двигаются не в ту сторону. На мой взгляд, Сбербанк – это всё-таки государственный банк, это значит, что он должен подходить к решению вопроса с государственной точки зрения. Слежка за гражданами – это точно не то, что сейчас необходимо, потому что это вызовет повышение социальной напряжённости, которая и без того высока. Мне совершенно непонятно, зачем государственный банк и человек, который всё время говорит о роли частного капитала, пытаются занять ту поляну, которую бы прекрасно отрабатывал частный бизнес. Например, доставка продуктов. Зачем этим должно заниматься государство, для меня большая загадка. Вообще, если в целом, мне кажется, что Герман Греф относится к государственному банку, Сбербанку, давайте его по старинке называть, как к своему частному банку. Вот это, наверное, многое объясняет. Думает только о зарабатывании денег вместо того, чтобы заниматься проведением государственной политики. Всё-таки это – самый главный банк в нашей стране. Так что вопросов у нас к Герману Грефу возникает всё больше.
Отдельно другую систему, но с аналогичными целями разрабатывает мэрия Москвы. Чиновники готовы потратить 155 млн рублей из денег налогоплательщиков на систему мониторинга пассажиропотока. Данные тоже должны оставаться обезличенными.
Кроме того, столичная мэрия вложила 9 млн рублей в сервис WIB, который анализирует соцсети и аккаунты блогеров. Откровенная слежка-мониторинг – это серьёзный инструмент, который под себя намерены подмять чиновники. Теперь это не просто сырые данные, а идентификация конкретного пользователя. Уже понятно, отмечают эксперты, что всеобъемлющая слежка мэрии за гражданами, которая активизировалась во время пандемии, – это широкий и далекоидущий тренд, который будет использован не только в Москве, но и во всех регионах страны.
Кстати, команды Грефа, Собянина и других фигур, которые хотели бы собрать, а после получить контроль за нашими данными, вступают в серьёзную конкуренцию с сотовыми операторами, которые давно уже собирают и торгуют данными своих клиентов. По оценке аналитиков, в 2019 году объём рынка геоаналитики в России превысил 800 млн рублей (+30% год к году). Основными потребителями информации являются федеральные банки, торговые сети и госсектор. Более 80% рынка по выручке контролируют мобильные операторы. Сбер через два года намерен занять 10% рынка. Команда Грефа будет не только отслеживать местонахождение человека, но и его фактические траты.
Все эти новости говорят об одном – мы уже живём в цифровом концлагере, а слежка за населением становится тотальной. Это целое мировоззрение, где нет личности, а есть функция.
Ирония? Это не ирония. Это не насмешка над ретроградами. Это программа. Таким образом, господин Греф в любую секунду может сказать, когда это случится: а я же вас предупреждал, вы что, не видели, что ли? Вот, посмотрите. Я вам сказал, как это будет. Что вы гоношитесь-то? Это мировоззрение. И поэтому это серьёзно,
– говорит кинорежиссёр Никита Михалков.
Как бы чиновники и олигархи ни пытались нас убедить в том, что обезличенные данные – это не конфиденциальная информация, это совсем не так. Даже обезличенные данные можно превратить в кэш.
Это продемонстрировала недавняя утечка номеров паспортов участников электронного голосования: их было несложно сверить по другим пиратским базам данных, которые были слиты из тех же госорганов, и составить полный портрет человека со СНИЛС, ИНН, кредитной историей и компаниями, зарегистрированными на его имя.
Во власти есть серьёзные лоббисты нового "цифрового рабства". Так, министр цифрового развития Максут Шадаев заявил, что российские граждане получат цифровые двойники документов, которые будут равноценны бумажным оригиналам. По его словам, новая госпрограмма начнётся в 2021 году.
Мы согласовали, максимально близки к принятию решения о том, что цифровые двойники документов личного хранения будут у вас в мобильном приложении, и вы сможете их использовать взамен бумажных документов, – сказал министр. – Это очень важная история. Не было бы ковида, нам это решение далось бы ещё более сложно, но когда был ковид, вот эти цифровые пропуска, которые проверяло МВД, это и была технология отработки фактически этого решения. Все поняли, что эта штука работает и её можно запустить, и необязательно иметь справку о том, что ты можешь выйти из дома, в бумажном виде. Вот ты QR-код показываешь, в онлайне идёт проверка, и всё хорошо.
Господин Шадаев отметил, что такой же принцип может действовать "и по всем другим документам". Высокопоставленный чиновник считает, что граждане через своих аватаров смогут не только взаимодействовать с госорганами, но и подписывать любые договоры, например, аренду квартиры или договор с оператором связи, через электронную подпись. Пока её получение на год стоит от тысячи рублей, но, как отметил министр, скоро государство "централизованно раздаст всем гражданам электронные подписи, и они смогут стать полноценными участниками системы электронных коммуникаций", смогут "любые документы подписывать", которые "будут юридически значимы и будут признаваться судами".
Вот так, аватар – это не фантастика, а реальность, которая превращает человека из личности в функцию. Эту функцию можно контролировать и ею манипулировать, не опасаясь последствий. Последствия будут для каждого из нас, когда дельцы в своих интересах через громкие программы, как всегда принимаемые для народного блага, получат всю нашу жизнь "на блюдечке", например, через программу "Умный город".
"Умный город". Кто хочет жить в городе Глупов? Хочется жить в "умном городе". Правильно? Правильно. Но, как выясняется из материала, который освещает эту идею, в этом городе будут жить не люди, а человеческий капитал. Это формулировка, это не выдумка. Так написано в этом проекте. Вот раздел – "Человеческий и социальный капитал". Я прошу умерить свой пыл тех, кто издевается над нами, когда мы говорим про чипирование и так далее. Успокойтесь, читайте внимательно, на официальном сайте. "Носимые и вживлённые в организм медицинские цифровые устройства". И даже "генная терапия и редактирование генома". А теперь давайте посмотрим. Вот, на сайте "Образование-2030" люди, далёкие как бы от политики, рассматривают распад России и даже называют годы, когда это может произойти. А на сайте, о котором я вам сейчас говорю, на основании работ футурологов анонсируется абсолютно антирелигиозная тенденция. Сугубо антирелигиозная тенденция. Я сейчас обращаюсь к верующим людям, потому что неверующие люди подымут нас на смех. Но это отрицание такого явления, как человек как подобие Божие. И для тех, кто это отрицает, это тоже религия. Она называется "трансгуманизм", – предупреждал Никита Михалков.
Как избавить себя от новой слежки? Есть ли реальные способы избежать контроля со стороны тех, кто не может гарантировать неприкосновенность собранной конфиденциальной информации? Например, можно отключать Wi-Fi и Bluetooth на смартфоне, когда он не нужен. Или, как вариант, не платить в терминалах Сбера, чтобы не попасть в базу Грефа. К сожалению, даже эти варианты не могут нас полностью защитить от "цифровой зоны", в которой мы против своей воли оказались.
Помните, как многие смеялись и ржали над Михалковым, когда он одним из первых поднял эти вопросы? Сегодня уже, наверное, не до смеха и им. Кстати, куда исчезли все правозащитники, борцы за свободу личности? Я понимаю, что СМИ на подсосе у Грефа, но неужели и эти деятели им ангажированы? Только личная позиция каждого из нас, наша ответственная позиция, когда мы принуждаем государство гарантировать неприкосновенность наших личных данных, позволит остановить тех, кто решил российских граждан превратить в "новую нефть". "Цифровая зона" – это реальность, но правила в ней должны быть чётко отрегулированы, где интересы конкретного человека защищены, а любые попытки превратить конфиденциальность в кэш жёстко пресекаются со стороны закона.
Материал взят: Тут