Честь и дисциплина. Как сражались со шведами рейтары Речи Посполитой ( 6 фото )
- 15.10.2020
- 7 993
В многочисленных войнах Речи Посполитой против Швеции большое впечатление на противника производили легендарные, стремительные атаки крылатых гусар, сметавших перед собой все живое. Но тяжелая кавалерия Польши подкреплялась конницей западноевропейского типа. В войске польских королей служили всадники, вооруженные парой пистолетов, карабинами, палашами. Их вербовали в Германии и Италии. В военной истории Польши они стали известны как рейтары.
На службу эти умелые солдаты прибывали в собственном вооружении, амуниции. Экипировка состояла из кирасы, стальных наручей и набедренников, шлемов. Доспехи были несколько облегченными по сравнению с кирасирами и крылатыми гусарами. В Польше и Литве для рейтар нашлось громадное поле деятельности. Им приходилось отражать нападения не только шведской кавалерии, сражавшейся на западный манер, но и биться с легкой кавалерией татар и московских дворян.
Рейтары на немецкой гравюре 16 века
Известно, что рейтары приняли участие в атаке на шведов в 1626 году. Одним из королевских отрядов из 200 всадников командовал Отто Денхофф. Из войск Великого княжества Литовского прибыли рейтары Генрика Шмелинга числом также не менее 200 кавалеристов. Эти рейтары были посланы на подмогу королевским войскам великим литовским гетманом Львом Сапегой. Рота Денхоффа сопровождала короля Владислава и сенаторов на пути из Варшавы.
Рейтар в полном боевом снаряжении
В первый день боев под Гневом (22 сентября 1626 г.) отряд Шмелинга входил в состав Замойского полка, а королевская рота входила в состав полка Опалинских. Во время нападения на шведов Денхофф был смертельно ранен. Шведский кавалерист выстрелил в голову. Рана над левым глазом была несовместима с жизнью. Отряд рейтаров Шмелинга потерял только четырех лошадей, солдаты все выжили в перестрелке со шведами.
Рейтар готов атаковать
Накануне боя при Гневе полк Миколая Абрахамовича, опытного офицера, воевавшего в кампаниях 1621-1622 и 1625 годов под командованием гетмана Радзивилла, прибыл в коронный лагерь. Этот полк состоял из 400 хорошо обученных ливонских рейтаров и был разделен на три хоругви. В 1627 году полк Абрахамовича располагался в Хаммерштейне. Рейтары постоянно маневрировали, устраивали налеты на шведские посты. Такие активные действия не обходились без потерь, но приток новых наемников не ослабевал. В Германии находилось достаточно авантюристов, готовых к рискованному делу. Иногда отряды польско-литовских рейтаров пополнялись за счет пленных шведских кавалеристов. При достаточно высокой оплате бывшие пленные служили добросовестно, отрабатывая полученные злотые.
Рейтары в совершенстве применяли тактику караколирования, когда всадники атаковали, используя огнестрельное оружие, преимущественно пистолеты. Произведя выстрел, шеренга рейтаров поворачивала назад, уступая место следующей.
К середине 17 века подобный способ действий несколько изменился, поскольку шведы совершенствовали свой способ ведения боя. На их действия приходилось отвечать и полякам, иногда слепо копируя тактические приемы противника. Согласно установленному шведским королем Густавом II Адольфом правилу, в 1640-х годах рейтары, произведя пистолетный выстрел совместно с залпом мушкетёров, сразу бросались на врага в конном строю с палашами, опрокидывая поредевшие ряды вражеского строя. В случае провала такой атаки рейтары отступали под прикрытием пехотного огня.
Рейтары в обороне
В кампании 1628 года рейтары проводили рейды в окрестностях Бродницы и Грудзёндза. Шведские источники указывали до восьми хоругвей королевских войск, сражавшихся под командованием Абрамовича, а также и других офицеров -- Форка, Бринка и Шлиппенбах. В 1628 году в армии Польского королевства служило 1295 рейтаров и аркебузиров. Последних часто причисляли к гусарам, хотя шведы иногда упоминали о них как о «кирасирах». Летом 1629 г. рейтары активно участвовали в боях со шведами под Мальборком. 25 июля Абрамович во главе пяти рейтарских рот отразил контратаку шведской кавалерии, угрожавшей польской пехоте. После окончания боев со шведской армией рейтарские роты были частично распущены, хотя офицеров, несомненно, позднее привлекли к участию в Смоленской войне.
Рейтары в бою
Во время Смоленской войны (1632–1634) численность конных наемников короля увеличилась до 1700 рейтаров, распределённых по 13 хоругвям. Численность каждой колебалась в среднем в пределах 100–120 всадников. К королевской гвардии была причислена рейтарская хоругвь Яна Мантейфеля. Согласно списочным данным в ней служило 120 всадников.
Во время восстания казаков 1637–1638 годов в составе коронной армии действовала рейтарская рота Миколая Мочарского в 100 всадников, но, когда она была сформирована, точно не известно. Рейтары бились с восставшими казаками под Лубнами в мае 1638 года, под Жолнином в июне, а затем в осаде казацкого лагеря на реке Старец. Они понесли жестокие потери, полегло до четверти от списочного состава. Рота формировалась по «товарищескому» принципу. В ней, как и гусар, были товарищи и их помощники-пахолки.
К середине 17 века королевские рейтары организационно сводились в полки, которые подразделялись на эскадроны и корнеты. Престиж службы в рейтарских полках рос, увеличивалось и жалованье. За три месяца рейтар мог получить от короля до 65 злотых. Ценилась высокая дисциплина рейтаров, их умение держать строй во время сражения, выдерживать артиллерийский обстрел, не ломая боевого порядка. Причем все приказы королевских военачальников рейтары выполняли без обсуждений и пререканий, хотя менее дисциплинированные части польско-литовской армии могли уклоняться от боевых заданий. Офицерство в рейтарских полках обычно набиралось из числа немцев, голландцев. Хотя после 1650 года все больше появляется среди командиров рейтаров поляков и литвинов.
Материал взят: Тут