Три версии одной трагедии: Камчатка в зоне экологической аномалии ( 3 фото )
- 08.10.2020
- 7 696
Убийственное море
Мертвых морских животных нашли местные серферы 2 октября на Халактырском пляже, на Большой и Малой Лагерных и в бухте Бабья. Все эти объекты входят в Авачинский залив на Камчатке. Сколько они там пролежали, неизвестно, но зрелище было не для слабонервных. Несколько сотен мертвых морских гадов, рыб и млекопитающих усеяли пляж. Фотографии мгновенно стали сенсацией практически мирового масштаба, а первичные результаты показали в прибрежной воде превышение предельной концентрации нефтепродуктов в 3,6 раза, а гораздо более опасных фенолов — в два раза. Только вот анализы проводились не в государственной аккредитованной лаборатории, а местными химиками-любителями. В довершение всей истории жители из ближайших сел рассказали о жалобах купающихся в море людей на резь в глазах и першение в горле. Некоторым врачи даже поставили диагноз – ожог роговицы глаза. У серферов, неосторожно побывавших в водах Халактырского пляжа 2-3 октября, дополнительно наблюдалось еще и серьезное раздражение на коже.
После подобного разогрева всем стало понятно, что в России произошла очередная экологическая катастрофа с далеко идущими последствиями. Давно ли минула трагедия с разливом нефтепродуктов в Норильске? Мировая общественность и либерально настроенная публика ожидали, что вот-вот официальные лица покаются в содеянном, взяв всю вину на себя. Обыватели с журналистами достаточно быстро нашли предполагаемого виноватого — некий военный объект на реке Налычева, которая впадает в злосчастный Авачинский залив. Но в этот раз официальные лица региона и тем более Кремля хранили молчание: все-таки Камчатка очень далеко, пока идут разборки, времени утечет немало. Тем не менее, первые же официальные пробы воды показали отсутствие критических концентраций самых распространенных химических загрязнителей. Для более глубокого анализа были взяты ещё группа проб воды, грунта и тканей мертвых животных.
Именно эти снимки всполошили "зеленых"..
Материалы пришлось везти в Москву: ни в Камчатском крае, ни в Дальневосточном федеральном округе не нашлось подходящей лаборатории. Это к вопросу о том, насколько местные власти могут оперативно реагировать в подобных ситуациях. Масла в огонь в этой неопределенной истории подлили активисты Greenpeace, усмотревшие на спутниковых снимках некие темно-зеленые массы, якобы вышедшие из устья реки Налычева. Этого «зеленым» вполне хватило для того, что сделать окончательный диагноз – бедствие имеет техногенные корни. В ситуации полной неопределенности удивительно звучат слова туристов, успевших побывать в «зоне бедствия». Одна из туристок написала в блоге:
Начали с места, где спот серферов. Пляж никто не убирал, там валяются водоросли, ракушки. Но экологической катастрофы никакой даже рядом нет. Абсолютно стандартный вид после шторма. Там вообще никаких мертвых животных нет.
В начале недели ученые из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии нашли в придонной части реки Налычева плотные желто-коричневые и зеленые отложения, генезис которых также невозможно определить на месте. Будет ли проводиться анализ на базе Всероссийского НИИ или снова придется отправлять нарочными в Москву, неизвестно.
Три истории с последствиями
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов, выступая в понедельник с официальным заявление по инциденту в Авачинском заливе, упомянул о трех версиях, рассматриваемым следствием. Кстати, к поиску причин подключился Следственный комитет, который в большинстве случаев все-таки находит виновных. По словам губернатора, в приоритете пока версия техногенного загрязнения, приведшего к массовой смертности обитателей прибрежных вод. Такую высокую концентрацию мертвых животных объясняет шторм, бушевавший за день до гибели. Он мог случайным образом сконцентрировать мертвых гидробионтов и выбросить их на пляж. При этом погибнуть они могли и в отдалении от берега на большой глубине. Скорее всего, в этом случае без шторма никто бы ни о чем не узнал: осьминоги и прочие животные разложились бы в толще воды. Стоит помнить, что часть из них неизбежно стала бы чьей-то пищей, тем самым распространив возможные токсины на высших животных. Лакомым для многих вариантом развития техногенной версии стал бы непреднамеренный разлив некого токсичного агента в прибрежные воды. А лучше всего прозвучал бы вариант военного происхождения отравы: мол, русские не рассчитали свои силы в ходе испытаний нового химического оружия. Второй версией, по мнению губернатора Солодова, могли стать природные катаклизмы, приведшие к массовой смертности обитателей глубин.
Очевидцы рассказывали, что на побережье, помимо умерших животных, было очень много бурых водорослей. Высокая концентрация этих организмов негативно влияет на морских животных. Во-первых, определенные бурые водоросли могут выделять токсины, а, во-вторых, они интенсивно расходуют растворенный в водах кислород. В обоих случаях это может привести к массовой гибели живого вокруг. Шторм также вполне мог сыграть злую шутку в этом инциденте. Перемещения огромных масс воды могут сопровождаться выбросом токсичных соединений. По крайней мере, об этом говорят ученые РАН. О том, как это возможно, уточнений нет, но можно предположить, что штормы обнажают на дне некие источники токсинов. Возможно, даже и не природные источники, а вполне техногенного происхождения. К примеру, контейнеры с ядами, которые были варварски утилизированы годами ранее. Совсем необязательно, чтобы происхождение этих веществ было российским: Тихий океан большой, многие страны вываливают туда свои отходы. В том числе и Япония. Для примера вспомните, куда японцы выливали отработанную воду из реакторов в Фукусиме.
И третья версия произошедшего. Несколькими днями ранее в прилегающем районе зарегистрировали небольшое землетрясение, вполне возможно, ставшее причиной отравления живого. В принципе, в такой зоне сейсмической активности, как Камчатка, землетрясения давно привычны, рыба от них не гибнет массово. Но они могут провоцировать изменения профиля морского дня, а также активизацию небольших вулканов. Необязательно лавовых, достаточно выбросить растворимое содержимое, которое немногим скромнее содержания таблицы Менделеева. Видовое разнообразие погибших животных как раз и указывает на смертельный источник где-то на глубине ближе ко дну Японского моря. Сейсмическая активность могла спровоцировать выброс из земной коры неких веществ, не связанных с вулканической деятельностью, которые даже токсичными изначально не были для живого. И только под влиянием процессов окисления в толще воды они преобразовались в яды. В конце концов, землетрясение могло растрясти многолетние органические отложения на дне моря. Когда эту органику разнесло по донной части акватории, она очень быстро израсходовала на собственное окисление весь растворенный кислород. Это и вызвало массовый замор живых существ. Конечно, вариант немного фантастический, но пока нет официальных итогов, он тоже имеет право быть.
В любом варианте развития событий из раздутого инцидента не удалось сделать катастрофу. На данный момент не фиксируется превышения ПДК ни по одному химическому загрязнителю, нет ни одной человеческой жертвы, а затраты на ликвидацию касаются лишь сбора погибших животных. Велика вероятность, что из-за столь стремительного развития событий не удастся вообще определить истинную причину. И экологическая трагедия так и останется аномалий, в причинах которой будут неизменно винить правительственные структуры.
Автор:Евгений Федоров
Материал взят: Тут